Заслуженный «ноль» или недооценённый среднячок? Обзор экранизации «Бордерлендс»
Будем честны – когда я шёл в кинотеатр на вечерний сеанс, то был преисполнен самых мрачных ожиданий. Критики не оставили картине шансов: рейтинг «Бордерлендс» на Rotten Tomatoes поначалу находился в районе 0% и лишь спустя десятки рецензий кое-как поднялся с колен – до гордых 9%. Пользователи тоже прохладно встретили экранизацию, так что «обывательский» рейтинг на момент написания статьи составлял 50% из 100%.
Либо критики слукавили, либо в кинотеатре крутили какой-то другой фильм, но «Бордерлендс» меня развлёк. В первые полчаса фильма я всё время искал какой-то подвох. Однако до самого конца в кадре не случилось ничего, что заслуживало бы разгромной оценки в 0 баллов.
Но обо всём по порядку.
Смешались в кучу кони, люди...
Действие фильма стартует на орбите, на станции-лаборатории корпорации «Атлас», откуда один из главных героев игры, Роланд, крадёт Тину – неадекватную девочку-подростка с манией подрывать всё вокруг. В компании ещё одного знакомого персонажа, Крига, они сбегают на планету Пандору, где проходило действие игры и будет проходить действие фильма.
Владелец корпорации «Атлас», которого, как ни странно, зовут Атлас, нанимает на поиски Тины и её похитителей наёмницу Лилит. Однако в процессе оказывается, что Тина нужна ему для поисков хранилища с инопланетным оружием. Так что герои, подцепив по пути робота Железяку и учёную Таннис, решают дать отпор корпорации и становятся теми самыми «искателями хранилища».
Именно за «искателей хранилища» мы играли в Borderlands
Если сейчас вы ничего не поняли из мешанины имён и терминов – это нормально. Фильм не рассчитан строго на фанатов серии, но и не стремится разжевать подробности для новичка, совсем не знакомого со вселенной. Поэтому массу действующих лиц вводят в сюжет стремительно, не давая времени на длительное знакомство. Вот Роланд – он солдат-ветеран и зачем-то украл Тину у Атласа. Вот Криг – он безумный псих. А вот Таннис – учёная, которая много знает о хранилище и как-то связана с Лилит.
Общее прошлое Таннис и Лилит нам конечно же покажут во флешбеках, но детального раскрытия персонажей всё равно не ждите.
Про место действия фильма и игры, планету Пандору также особо ничего не рассказывают. Это якобы ужасная пустошь, где трудно выжить и легко нарваться на неприятности, однако пока ведомые сюжетом герои не начинают лезть во всякие злачные места – Пандора кажется самой обыкновенной, немного заваленной мусором пустыней. Да, здесь есть рейдеры, психи и опасная фауна, но та же пустошь из недавнего «Фоллаута» производила куда более угрожающее впечатление.
Словом – фильм пытается не рассказывать, а показывать, и местами у него это даже получается. Однако из-за динамичного повествования зрителю быстро бросают в лицо какие-то условные объяснения и скорее тащат дальше по сюжету. Такая спешка «Бордерлендсу» вредит: когда Лилит высаживается на планету, а через десять секунд вдруг заявляет, что провела на ней уже две недели, у зрителя возникает диссонанс – да она же просто прошла из кадра в кадр, даже положение солнца то же самое! Ну какие две недели?
Мисскаст Ретконович
Хотя для подобных фильмов по крупным игровым вселенным считается нормой вводить абсолютно новых, незнакомых персонажей, создатели «Бордерлендса» пошли по иному пути. Картина буквально пестрит знакомыми образами, а все ключевые герои перекочевали на экран прямиком из игровой серии. И вот тут у фильма начинаются серьёзные разногласия с фанатами.
Если судить по общему течению сюжета, действие фильма разворачивается где-то незадолго до, либо во время первой части Borderlands. Однако фильм как будто происходит в параллельной вселенной: у руля «Атласа» стоит какой-то... Атлас, Железяка только-только проснулся после длительной гибернации, а Лилит, которой должно быть в районе 27-30 лет, жалуется что «слишком стара для всего этого».
Патриция Таннис тоже внезапно состарилась до седых волос, и даже роковую красотку Мокси зачем-то играет 60-летняя актриса.
Нет сомнений в таланте актрис, но... правда не нашлось никого более подходящего?!
Толстяк Маркус наоборот, заметно помолодел и находится на заре своей карьеры, но всё так же возит искателей хранилища на своём фургончике и приторговывает оружием. А подростку Тине, которой, по идее, должно быть около восьми лет, вообще полностью отретконили всю предысторию и происхождение. Хуже всего пришлось командиру «Алого копья» генералу Ноксу – седой одноглазый здоровяк вдруг превратился в молодую подтянутую женщину.
Иногда реткон выглядит вроде бы нормально. Роланд в исполнении Кевина Харта на удивление неплох, хотя ему не хватило полметра роста и ещё полметра в плечах. Седая Таннис тоже выглядит органично, хоть и должна быть молодой девушкой. Но поиграв в Borderlands понимаешь, что Кевин Харт даже в армейском берете остаётся комиком Кевином Хартом, а не брутальным Роландом. Таннис, которая должна быть безумной учёной, получилась... просто слегка чудаковатой. И отдельной строкой стоит упомянуть Лилит.
При всём моём уважении к талантам Кейт Бланшетт, её возраст никак не сочетается с рыжими волосами, «пацанским» сленгом и пушкой на бедре.
Впрочем, иногда каст хочется похвалить. Арианна Гринблатт метко попала в роль полубезумной девочки Тины, Маркус выглядит именно так, как должен выглядеть Маркус, да и Криг достаточно хорош. Внезапно, очень неплохо сыграл свою роль Джек Блэк, который исполнил Железяку – зарубежная пресса критиковала фильм за несмешной юмор, однако робот получился милым и иногда очень забавным.
Греет душу родная пустошь
В целом, весь просмотр меня не покидало ощущение, что «вроде бы неплохо, но где-то не докрутили» – и это касается буквально каждого элемента фильма. Экшен конечно же не дотягивает до «ган-фу» уровня Джона Уика, но снят вполне пристойно, многочисленные погони, опять же, не дотягивают до «Безумного Макса», но тоже смотрятся хорошо. Железяка нет-нет да исполнит какую-нибудь действительно смешную сцену, а довольно банальный саунд вдруг разразится треком Motorhead на фоне зарубы с рейдерами.
Впрочем, режиссёрскую и операторскую работу хочется похвалить. Игровой мир на большом экране в кои-то веки удалось воплотить удачно: Пандора похожа на себя же из игровой серии, декорации цветастые, но без перегибов, рейдеры-психи разодеты так, как ожидаешь от врагов из Borderlands. Тут и там мелькают отсылки на игровую серию: вот персонажи обсудили пушку одного из героев, а вот протагонист расплатился за выпивку и в кадре мелькнул интерфейс с валютой, а в фургончике Маркуса установлен торговый автомат с оружием – «ну прям как в игре!».
Хотя в деталях фильму не хватает тщательной проработки. Постапокалиптический строительный мусор, которым завалена Пандора, на самом деле сделан из тонкого пластика – это особо заметно, когда Криг отбрасывает в сторону очередной обломок шифера. Разнообразное безумное оружие, как центральный элемент лутер-шутера, в кадре практически никакой роли не играет, и герои стреляют из стандартных пистолетов-автоматов.
Ну и из рейтинга 16+ можно было выжать побольше брутальных сцен – порой экшен в кадре смотрится слишком стерильно и по-детски.
Вопросы возникают и к сюжету – он здесь, хоть и не лишён НЕОЖИДАННОГО ПОВОРОТА в конце, по большей части банальный и временами даже глупый. Например, герои решили обойти огромный лагерь кровомесов «по стелсу», но всё же подняли тревогу и были вынуждены спасаться бегством. В конце пути один из героев жертвует собой, чтобы прикрыть отход, но буквально спустя пять минут нам показывают, что он не только пережил бой, но и положил всю толпу психов, оставшись относительно целым и невредимым. Зачем тогда, спрашивается, нужна была вся эта драма?
Но благодаря скромному хронометражу (чуть больше полутора часов) фильм не успевает надоесть, а повествование остаётся цельным, не распадаясь на тупиковые сюжетные ветки. Да, я едва ли поставлю его на пьедестал почёта в личном кинорейтинге и скорее всего никогда больше не стану пересматривать, но мне удалось с удовольствием провести вечер в кинотеатре – а что ещё нужно от простенького, но красивого боевика?
Так не провал же!
Чего же не хватило критикам, которые влепили картине аж 0% на «Томатах»? Для начала, немного конспирологии: «Бордерлендс» зачем-то вышел практически в одно время с «Дэдпулом и Росомахой», оказавшись полностью в тени этого гиганта. Воротилы из 20th Century Studios и Marvel оказались явно щедры на «чемоданы» для стимулирования хвалебных отзывов, а вот авторы «Бордерлендса» на закупку положительного мнения критиков, похоже, поскупились. Однако это лишь теория.
А ещё в фильме вообще нет излюбленной зарубежными критиками «повесточки». На всю картину появляется один темнокожий актёр, который играет изначально темнокожего персонажа. В кадре не мелькают геи, которые заявляют что они геи, лишь бы урвать себе «Оскар». А все небинарные персонажи, похоже, уехали на французскую Олимпиаду.
Хотя главным злодеем тут конечно же выступает белокожий угнетатель, сильно похожий на Александра Ревву.
Словом, «Бордерлендс» представляет из себя приятный фильм на вечер – посмотреть на цветастый экшен, посмеяться над Железякой, выключить мозг и поесть поп-корн. Заядлых фанатов Borderlands картина разочарует, как и тех, кто ждёт от неё голливудский размах. Остальные получат свою дозу удовольствия.