Броня крепка, и танки наши быстры: вспоминаем историю «Мира танков»
В преддверии Дня танкиста редакция DevReality решила вспомнить историю «Мира танков» — онлайнового долгожителя, который уже более 14 лет прочно удерживает лидерство в нише танковых командных экшенов. Это неудивительно — по сути, «Танки» сами создали свой отдельный жанр, завоевали популярность среди миллионов геймеров и до сих пор не теряют актуальности как среди ветеранов, так и среди новичков. Мы разобрались в истории успеха и выяснили, «всё ещё торт» игра или нет.
Чуть-чуть истории
12 августа 2010 года, незаметно для мирового сообщества, состоялся релиз «Мира танков» (в то время ещё World of Tanks). Игра быстро снискала популярность среди людей: в 2011 году она установила мировой рекорд по одновременному онлайну игроков на одном сервере — 1 114 337 человек.
Момент ухода Wargaming.net с российского рынка можно назвать вторым рождением проекта — теперь это «Мир танков». Lesta Games пересмотрела подходы к разработке и оперированию проекта и взяла за основу идею «наша игра». Сегодня она не теряет актуальности, настоящий «долгожитель» в индустрии онлайн-игр.
Секрет успеха
Как получилось, что игра 2010 года, которая разрабатывалась и издавалась одной компанией (Wargaming.net), а потом сменила владельца (Lesta Games), всё ещё остаётся на плаву? Чтобы разобраться, мы попробовали расшифровать культурный код, который зашит в «Мир танков».
Разработчики не раз говорили, что изначально делали игру для себя и таких же, как они, игроков: увлечённых любителей истории, тактических игр и военной техники. Никто не рассчитывал на миллионный онлайн и, тем более, на многомиллиардную прибыль. Игра изначально вышла на просторах СНГ и оказалось, что на самом деле очень много людей тоже любят историю и тяжёлую военную технику времён Второй мировой войны.
Секрет первоначального успеха кроется в очень удачном игровом движке и реалистичных моделях. Игроки буквально смогли прочувствовать управление боевыми многотонными машинами, инерцию движения и впечатляющие выстрелы из реально большого калибра. Все мальчики (и некоторые девочки) в детстве играли в «машинки» и нередко — «танчиками». Теперь представилась возможность снова сыграть в них же, но в виртуальном пространстве и с хорошим ощущением реализма, происходящего вокруг.
Игра не просто попала в удачную нишу геймеров. Она сама её создала, активировав новый пласт аудитории: взрослых людей, некоторые из которых до этого вообще не играли в компьютерные игры. А удержать аудиторию помогли, в том числе и короткие игровые сессии — можно играть без больших затрат времени и сил.
К тому же каждая семья в бывшем постсоветском пространстве так или иначе была затронута Великой Отечественной войной. Победа ковалась потом и кровью наших дедушек и бабушек, в каждом крупном городе Союза горел Вечный огонь, в каждом населённом пункте был мемориал героям и неизвестным солдатам. И, конечно же, постамент с танком.
Портрет танкиста
Сейчас игровое сообщество «Мира танков» крутится не только на серверах игры. Они встречаются на огромных околоигровых ресурсах. Например, официальный портал игры посещают ежемесячно около 25 млн раз (по данным Similarweb). В социальных сетях «Мира танков» суммарно можно насчитать более 4 млн подписчиков. Игровые блогеры, которые построили свою карьеру на проекте, могут похвастать общей аудиторией более 6,5 млн человек.
Конечно, компания не раскрывает портрет своего игрока, но мы проанализировали данные посещаемости Similarweb по сайту tanki.su и то, что видно в соцсетях. В среднем это — мужчина в возрасте от 27 до 40 лет. Но разработчики стараются привлечь более молодую аудиторию. Например, они активно продвигают киберспорт и попали на «Игры Будущего». Это логично, так как в проектах-долгожителях важно работать над сменяемостью поколений, иначе игроки банально состарятся.
Региональный контекст
От других больших тайтлов «Мир танков» сильно отличает региональное оперирование. После разделения проект ещё больше заточен под наш регион: в обновлениях игры учитываются локальные тренды и события. Не какое-то среднестатистическое глобальное мировое веяние, а то, чем живут люди в России и Беларуси.
Игровые новости перемежаются с образовательным и познавательным контентом. Команда выпускает документальные фильмы про историю танкостроения, про факты и события мировых войн, статьи про героев Великой Отечественной войны. Например, виртуальный парад на День Победы посмотрели более 1 млн человек, а игроки собрали более 119 млн рублей, которые были переданы в фонд памяти ветеранов Великой Отечественной войны.
Удачное пробитие
Самый главный из критериев жизнеспособности видеоигры — это активная аудитория. У проекта с этим, похоже, всё в порядке.
Борис Синицкий, директор по оперированию «Мира танков», в комментарии DevReality поделился:
«В „Мир танков“, даже спустя много лет с момента релиза, ежедневно заходят более миллиона человек, а средний онлайн колеблется возле отметки в 200–300 тысяч игроков, в зависимости от сезонности. Это, на секундочку, как у игр из топ-10 платформы Steam, а ведь там это показатели мировой аудитории, а мы оперируем только в РФ и РБ».
Сообщество «Мира танков» можно характеризовать и оценивать по-разному, но одно точно: эта аудитория не равнодушна и точно не молчалива. Игроки могут как создать мощную ауру поддержки, так и очень громко и убедительно высказать своё «фи» разработчикам, если им что-то не нравится. Например, когда на Общем тесте разработчики выкатили изменения ТТХ популярной машины Super Conqueror, игрокам предложение не особо понравилось. Изучив отзывы сообщества, танковая команда поняла и приняла обратную связь и доработала изменения.
Как известно, если кто-то обсуждает игру — она жива. Если её ругают, хвалят и обсуждают тысячи, десятки, сотни тысяч и даже миллионы — она живее всех живых.