Deus Ex: легенда игровой индустрии празднует 25 лет

Автор: Евгения Воскресенская

22 июня 2000 года вышла игра, которая навсегда изменила представление об индустрии — Deus Ex. Она впервые предложила геймерам небывалую свободу выбора и глубокий сюжет, исследующий темы трансгуманизма, заговоров и борьбы за власть.

Механики, которые сейчас кажутся стандартными — множественные пути прохождения, значимые выборы, гибрид жанров — здесь обрели единую форму. И игроки ответили взаимностью: Deus Ex разошлась миллионными тиражами, собрала горы наград, попала практически во все рейтинги и породила активное комьюнити, до сих пор разбирающее каждую деталь оригинала.

25 лет — отличный повод вспомнить одну из самых влиятельных и новаторских игр в истории— Deus Ex. А заодно разобраться, чем серия заслужила свой культовый статус и стоит ли в 2025 году погружаться в неё с самого начала.

Изображение: Deus Ex

Deus Ex (2000) — как всё начиналось

В конце 1990-х хватало и линейных шутеров вроде DOOM, и стандартных RPG, клонировавших Diablo или Final Fantasy. И вот на сцену выходит Уоррен Спектор — человек, без которого Deus Ex вряд ли увидела бы свет. Возглавив одно из отделений студии Ion Storm, он принёс с собой опыт работы над настольными RPG, а также культовыми Ultima Underworld I и II, System Shock и Thief: The Dark Project. 

Чтобы создать нечто по-настоящему новое, команде Ion Storm понадобилось три года. Первая Deus Ex предложила невиданную свободу: игроки могли проходить миссии через стелс, бой, хакинг или переговоры, а их решения серьёзно влияли на сюжет. Именно тогда термин immersive sim начал входить в обиход — то ли жанр, то ли философия геймдизайна. По задумке Спектора, в таком симуляторе разработчики не навязывают игроку путь — он сам выбирает, как взаимодействовать с миром.

Но Deus Ex сильна не только геймплеем. Действие игры разворачивается в 2052 году в киберпанковом мире, вдохновлённом настольной кампанией от Брюса Стерлинга, одного из отцов-основателей жанра.

«Вся моя карьера — попытка воссоздать то чувство, что я впервые испытал за игрой в D&D», — признаётся Спектор.

Сюжет здесь — классический киберпанк: мрачная атмосфера, высокие технологии, борьба теневых организаций и корпоративные войны. А в центре — аугментированный агент Джей-Си Дентон, стоящий на пути глобального заговора.


Дентон мог быть женщиной — но на реализацию этой идеи разработчикам не хватило времени


Deus Ex поднимает философские вопросы свободы, контроля и трансгуманизма, подводя игрока к неоднозначному финальному выбору. Поначалу игра получила неоднозначные отзывы из-за устаревшей графики, но быстро обрела культовый статус, заработав в 2001 году более 30 наград. Успех был и коммерческим, и критическим — сиквел стал лишь вопросом времени.

Изображение: Deus Ex: Invisible War

Deus Ex: Invisible War (2003) — попытка угодить всем

Сиквел 2003 года стартовал на волне успеха оригинала, но фанаты встретили его прохладно. Invisible War сохранила атмосферу, но поступилась механиками ради консолей. Уровни укоротили и разбили на зоны с загрузками, а RPG-элементы упростили.

Сообщество раскололось: одни назвали игру разочарованием, другие отметили динамичную стрельбу, крепкие квесты, стиль «Бегущего по лезвию» и запоминающийся саундтрек от Kidneythieves.

Со временем недостатки сгладили модами, но Invisible War до сих пор считается слабым звеном серии. Фанаты не приняли отход от оригинальной формулы — слишком заметно было желание угодить всем.

Несмотря на прохладный приём, серия продолжилась. Правда, уже без Ion Storm — студия закрылась после ухода Спектора. Ожидание третьей части затянулось на целых 8 лет.

Изображение: Deus Ex: Human Revolution

Deus Ex: Human Revolution (2011) — (почти) идеальный перезапуск

Права на серию принадлежали британской Eidos Interactive, но в 2007 году разработку передали новому канадскому подразделению — Eidos-Montréal. Само собой, фанаты волновались: другая команда, да ещё и дебютный проект. Однако Human Revolution оказалась триумфом.

Перезапуску удалось усидеть сразу на двух стульях: сохранить дух оригинала и вдохнуть в серию новую жизнь. Например, протагонист Адам Дженсен лишь внешне напоминает Дентона. Он куда мрачнее и язвитее, а его знаменитая фраза I never asked for this кричит: перед нами герой, для которого свобода воли — всё.


Название Deus Ex отсылает к античному приёму «Deus ex machina» — когда бог спускается на сцену и мгновенно решает все проблемы. Только здесь «бог» — это игрок, а «машина» — киберпанковый мир заговоров.


Мир здесь тоже иной: аугментированных презирают, а визуальный стиль «кибер-ренессанс» смешивает киберпанк с живописью Вермеера и Рембрандта.

Геймплей же — классический Deus Ex: свобода прохождения, уклон в стелс и богатый арсенал гаджетов. Правда, боссы вышли неубедительными, а для игроков, которые прокачивали в первую очередь стелс, — чересчур сложными. Да и золотистый цветовой фильтр понравился не всем.

Но игра покорила и критиков, и игроков. Human Revolution доказала: серия не просто жива — ей есть куда расти.

Изображение: Deus Ex: Mankind Divided

Deus Ex: Mankind Divided (2016) — незавершённая история

Mankind Divided продолжила историю Дженсена, порадовав визуалом, продуманными уровнями и отточенным геймплеем. По сравнению с Human Revolution, здесь появились новые аугментации, усовершенствованный стелс, боёвка с укрытиями и атмосферная Прага.

Но проблем хватало: сюжет оказался обрывистым, персонажи — шаблонными, а концовка оставила больше вопросов, чем ответов. Дыры в сценарии пришлось закрывать комиксами — но разве игрок обязан изучать дополнительную литературу?

Впечатление от Mankind Divided испортили и микротранзакции: прокачивать героя можно было за реальные деньги. Подобное простили бы free-to-play-игре, но не платному синглплееру. В итоге продажи не оправдали ожиданий, и серию заморозили.

Изображение: Deus Ex

Глыба, которая прокатилась по игровой индустрии

Без Deus Ex не было бы BioShock, Dishonored, Prey и Cyberpunk 2077 — во всяком случае, в их нынешнем виде. Именно она заложила основы immersive sim (хотя System Shock тоже причастна, другая игра Спектора). 

Фанаты ответили любовью: документалки, артбуки, косплеи, фанатские моды и даже ремастер Deus Ex: Revision. Особую атмосферу создали саундтреки Майкла МакКанна — достаточно вспомнить Icarus или The Hands of Change, не говоря уже о множестве каверов.

Мир, созданный Deus Ex, давно перешагнул границу игровой индустрии, породив комиксы, книги и попытки экранизации (так и не дошедшие до съёмок). А ещё её растащили на мемы — разве это не признание?

«Если хотите выпустить игру — не сдавайтесь. Найдётся кто-то настолько глупый, чтобы дать вам денег», — шутил Спектор.

Изображение: Deus Ex

Игра, которая заслуживает продолжения

Будущее Deus Ex остаётся туманным. В 2022 году Eidos-Montréal перешла к Embracer Group, известной своими удачными ремейками старых игр. Фанаты возликовали, но в 2024 журналист Джейсон Шрейер сообщил, что проект закрыли. Embracer Group посчитала серию «слишком нишевой», чтобы оправдать вложения.


По иронии судьбы, игра, критиковавшая корпорации, сама стала их жертвой.


Но в апреле 2025 появились намёки, что Eidos-Montréal ищет партнёров для возрождения серии. Пока желающих нет, но утечки указывают, что сиквел должен был связать сюжет с оригиналом, показав возвышение ключевого антагониста — Боба Пейджа.

Фанаты мечтают, чтобы новая Deus Ex сохранила дух классики, но при этом предложила более глубокий сюжет и современные механики.

Выбор всегда за игроком

Deus Ex задаёт вечные вопросы: что есть свобода? Чему верить, когда вокруг все лгут? Даже спустя 25 лет после релиза оригинала темы выбора, контроля, технологий и заговоров звучат современно и захватывающе. Серия предлагает не только увлекательный геймплей, но и повод задуматься о том, куда под лозунгом прогресса движется человечество.

Это серия, в которую играют меньше, чем она того заслуживает. Если вы ещё не погружались в неё — вам повезло. Аугментаций, стирающих память для повторного прохождения, пока не изобрели.


В первой Deus Ex игроки могли слетать на лунную базу, пройти миссии в Белом доме и даже побывать в России. Перед релизом весь этот контент пришлось вырезать, поскольку команда не укладывалась в сроки.