Фото: Genshin Impact screenshot
Минувшим летом Роскачество решило проверить ряд видеоигр на предмет манипулятивных механик, выманивающих деньги из игроков. Под прицел попали Genshin Impact, Honkai: Star Rail и ещё ряд тайтлов. Проверка затянулась, но в итоге ведомство вышло на связь с однозначным выводом — все осмотренные игры так или иначе манипулируют игроком.
Помимо «Геншина» и Honkai, проверка затронула также несколько мобильных игр: «Крах вампиров: Начало», «Гильдию Героев», Grand Mobile, Dragon Raja, Tower of Fantasy, Ni no Kuni: Cross Worlds, Echocalypse: Scarlet Covenant и Once Human. Манипуляции эксперты разделили на три вида — лёгкие механики вовлечения и удержания, механики формирования привычки и давления и агрессивные монетизационные механики.
«Разработчики активно используют психологические триггеры для стимулирования импульсных покупок. Эксперты Центра цифровой экспертизы Роскачества изучили визуальный и нарративный дизайн игр, включая баннеры, интерфейсы и систему монетизации, и пришли к выводу: даже визуальные элементы несут манипулятивную нагрузку», — заявил представитель ведомства Илья Волгин.
К примеру, популярный Genshin Impact вовсю использует механику, известную как FOMO — страх упустить выгоду из-за ограниченного таймера на какое-то предложение в магазине. Также игра подталкивает крутить гачу, временно давая под управление мощного персонажа — чтобы игрок захотел получить его навсегда. Ну и сама по себе гача-система со случайным выбиванием персонажей — чистейшая манипуляция, а система игровых валют специально сделана запутанной, чтобы геймеры не понимали, сколько денег в действительности тратят.
В других играх могут встречаться бонусы за просмотр рекламы — это также считается инструментом монетизации. В Honkai игрокам предлагают бонусы за шеринг достижений в соцсетях и приглашение друзей, что также создаёт «косвенное давление». Как вишенка на торте — во многих играх встречается VIP-система и платный премиум-доступ.
«Результаты нашего исследования, к сожалению, однозначны: мы не нашли ни одной мобильной игры, полностью свободной от манипулятивных практик. В разных формах и с разной интенсивностью, но элементы психологического воздействия присутствуют везде», — констатировали в Роскачестве.
Отметим, что выводы ведомства сами по себе не приведут ни к каким изменениям в игровом рынке РФ. Однако выводы экспертизы могут быть впоследствии использованы при формировании новых законопроектов.