«Мир танков» — наша игра: как «Леста Игры» выжила после разрыва с Wargaming
«Мы решили остаться» — Малик Атхамович Хатажаев, глава «Леста Игры», в редком видеоинтервью рассказал, как компания осталась на рынке после ухода Wargaming, почему «Мир танков» — это уже не World of Tanks, и как игры могут воспитывать патриотизм.
Честно — о вынужденном разделении и перезапуске бизнеса, 35 миллиардах рублей выручки и новых проектах, включая сотрудничество с «Сириусом». Редакция выбрала самое интересное из интервью и перевела в текст, оставив повествование от первого лица.
Наш культурный код в «Мире танков»: почему это уже не WoT
World of Tanks — это игра, которую оперирует компания Wargaming во всём мире, а «Мир танков» — это игра, которую мы публикуем на территориях России и Беларуси. Она была сделана три года назад на основе WoT, но сейчас является полностью отечественным развитием этой платформы. Игра адаптирована под наши смыслы и несёт наш культурный код.
Мы воспринимаем игру как составную часть взаимодействия с окружающим миром, людьми и социумом. В наших играх социум единый — это Россия и Беларусь, наши люди, которым понятна наша игра. Причём обязательство делать мультикультуральную игру теперь над нами не довлеет. Ведь есть разные ограничения, связанные с международным оперированием: в каждой стране своя правда, история, культура. А теперь у нас есть свобода опираться только на нашу культуру. Мы можем и хотим делать такую игру, какая она должна быть для наших людей, чтобы поддерживать память о нашей истории. Мы поднимаем исторические пласты, снимаем сериалы про наших героев и о великих событиях, ведь нам есть чем гордиться.
«Wargaming ушла, мы остались»: как компания пережила развод
В РФ и РБ у Wargaming был сильный бренд, символ успешности продукта, созданного на национальной территории руками и умами наших людей. Поэтому неудивительно, что люди до сих пор путают компании и игры. Но в 2022 году Wargaming решила уходить из России и Беларуси, а мы решили остаться. Мы взяли эту основу и теперь развиваем.
Фото: маскот компании «Леста Игры»
Любая компания — это живой организм со своей специализацией и распределённым по разным частям функционалом. И когда его бензопилой разрезают по живому — это большая боль. Конечно, Wargaming заботилась в тот момент о своих интересах, а наши были вторичны. Я никогда не показывал вида, что сомневаюсь или что нам страшно, но казалось непосильным реанимировать здесь бизнес. И всё-таки мы смогли это сделать.
Теперь трилогия — это сильные, развивающиеся в национальном формате игры, которые опираются на родную культуру, и аудитория нам благодарна, что мы их сохранили.
Всего в нашу трилогию играет в среднем 6,5 миллионов человек, доминируют мужчины. Аудитория у «Мира танков» и Tanks Blitz в среднем от 25 до 40 лет, в самом расцвете сил. В «Мире кораблей» игроки постарше: от 35 до 55 лет. Это объясняется тем, что сама игра более сложная и комплексная.
Год на развод: почему «Леста» не платит Wargaming
Мы смогли сохранить проекты благодаря взаимной потребности. Исторически так сложилось, что в Питере мы разрабатывали игру про корабли, и она считалась вторичной в портфолио Wargaming. Хотя стоит сказать, что на тот момент она заработала больше миллиарда долларов, но была популярнее в Японии, Европе, США. Игра про танки делалась в Минске огромной командой и была более популярна на нашей территории.
Во время разделения с Wargaming из почти 2000 сотрудников минского офиса нам оставили немногим больше 200 человек, причём из них только 70 разработчиков. Поэтому восстановить производство «Танков» казалось на тот момент невозможным. Но зато основная команда «Кораблей» осталась в Питере, и только молодёжь легко соглашалась на переезд. Поэтому в момент разделения нам было важно, чтобы нас поддержали, пока мы не встанем на ноги в области «Танков», а им очень нужна была наша экспертиза по «Кораблям».
Тогда начался переходный период, когда мы развивали своё и передавали разработки в Wargaming, а они передавали нам свои разработки, пока мы учились замещать «отрезанные» компетенции. На всё был год. А через год всё окончательно вырубилось: рабочие чаты, почта и все выплаты.
Конечно, в блокбастерах А-класса жулики могут что-то секретное украсть, нажать кнопку, и им триллион долларов куда-то прилетит. В жизни такого нет, потому что деньги всегда оставляют за собой прослеживаемый след. Сейчас это всё держится под строгим контролем разных структур. Wargaming в принципе не может принимать от нас никакие деньги, потому что у них будут серьёзные неприятности на своей территории. Мы полностью разошлись и с августа 2023 года плывём самостоятельно.
6,5 млн игроков, 15 млрд долларов и ноль яхт: на что «Леста» тратит деньги
Мы видели и слышали про оценку «Лесты» в полтора миллиарда долларов. Не знаем, как в Forbes это посчитали, но нравится им считать — пусть считают. Для нас ничего не изменилось. Например, я ем на завтрак гречку. И когда кто-то посчитал, что «Леста» столько стоит, я от этого не съем целый тазик гречки вместо обычной порции.
Для нас деньги — критерий наших возможностей. Мы их используем на развитие, причём оно невозможно в отрыве от страны. Например, мы тратим огромные средства на образование. Для нас это внутренний социальный долг. Или вот в Минске поддержали госпиталь ветеранов. Мы тратим на свою инфраструктуру с современной техникой. Думаю, многие западные компании могли бы такой позавидовать. В плане офисов переходим от арендных взаимоотношений к покупке зданий, чтобы пустить здесь корни.
Наш успех я использую не для себя, потому что «тазик гречки» мне всё ещё не по силам. Все деньги, которые мы зарабатываем, мы тратим на развитие: на наши страны, на новые проекты.
Это главное, и это видят люди: что ты не стяжатель, покупающий себе всё более длинные яхты. Для меня это возможность двигаться и развиваться. Моя цель — работать над «сложностью»: усложнять себя и двигать сотрудников вперёд. Сложным нельзя стать в рамках кокона, только вместе. Тут вот уже даже до школьников дошли: курсы читаем, продвигаем, прокачиваем. Голова у ребят начинает работать более предметно. И в перспективе это даёт свой результат.
Игры, которые учат гордиться своей историей
Сначала надо разобраться, что такое «патриотизм». Когда я интересовался, как раскрыть символ патриотизма, то пришёл к такому определению: это чувство любви, привязанности и преданности к своей родине, народу, культуре и традициям. В наших играх это всё представлено. Мы как раз показываем огромное количество материала про нашу культуру и историю.
Фото: легенды отечественного кинематографа в «Мире танков»
Понятно, что танк — это, возможно, военизированная часть культуры, но это также было оружием победы. И важен не сам танк, а те, кто были в нём, и кто вообще бился за свою страну, родину, культуру, какой ценой далась победа. И про это надо рассказывать, напоминать. Я помню, как нас воспитывали западные идеи, что мы телами закидали. Но, во-первых, это были герои, а во-вторых, ещё кто кого закидал. Население СССР в то время совокупно было меньше, чем население западных стран — участников гитлеровской коалиции. Рекомендую поинтересоваться историей, она много интересного расскажет, покажет и предскажет будущее. Вот в этом направлении мы ведём серьёзную работу.
Сейчас мы используем в наших играх всё, что присуще нашей культурной истории. Потому что после разделения с Wargaming у нас появилась возможность к этому плотно обратиться. Например, помимо всего мы записали с хором ветеранов песню «Священная война». Или включили легенды нашего кинематографа, которые мало известны за границей, но для нас важны: Трус, Балбес и Бывалый. Игроки это видят и тепло встречают.
От Красной площади до ангара: 80-летие Победы в играх
Это мощная дата, к ней во всей стране готовятся, и мы в том числе. Мы начали примерно год назад и выкладываемся. Например, в Минске 10 мая будет большое городское событие с киберспортом, выступлением артистов и т.д. Мы тоже будем в нём участвовать. В прошлом году мы сделали виртуальный Парад Победы в «Мире танков», который вызвал общественный резонанс.
Прим. редакции: В этом году «Леста» уже анонсировала изменение ангара в «Мире танков» на период майских праздников. Стартовая страница игры преобразится в Красную площадь в момент, когда боевая техника замерла в ожидании Парада Победы 1945 года. С исторической точностью разработчики воссоздали здания ГУМа, Мавзолея, Спасской башни и расставили солдат и боевые машины на площади.
Фото: ангар в «Мире танков» в честь 80-летия Победы
Лучше, чем яхта: образовательные игры будущего
Мы делаем не только военные игры. Например, в своё время сделали мобильную игру про боулинг, она была лучшей в мире. А сейчас разрабатываем порядка четырёх новых больших проектов. Для этого и нужно деньги зарабатывать, так как это дорогостоящее и длительное мероприятие — сделать хорошую игру мирового качества.
Недавно прозвучало в новостях, что мы подписали договор с федеральной территорией «Сириус». Напомню, что по задумке Владимира Путина это образовательный центр для развития детских талантов с применением лучших педагогических практик, который потихоньку должен тянуть за собой и общий уровень образования страны. Дети там занимаются всем: от живописи и спорта до естественных и прикладных наук.
Когда всё это видишь, то веришь в наше хорошее будущее. И вот мы подписали с ними договор на очень серьёзный проект по геймификации образования. Мы как раз сильны именно в геймификации, а они сильны в области современных образовательных практик. Будем создавать игрообразовательную среду, которая будет передовой в мире. Мы серьёзно инвестируем в этот проект и считаем его достойной целью. Точно лучше, чем иметь 300-метровую яхту. А вот быть участником этого процесса, обеспечить будущее своей стране, детям и внукам — это серьёзная цель.
Фото: «Леста Игры» на подписании договора с «Сириусом»
Как объединялись команды из Питера, Москвы и Минска
Мой жизненный принцип — это равноправие. Например, я от всех требую приходить вовремя на работу (и от себя тоже), у нас нет никакой удалёнки, гибридного графика — мы работаем все дружно в командах, подпитывая и обучая друг друга.
Фото: офис «Лесты» в Минске
Когда было разделение, в глазах сотрудников читалась растерянность и общее чувство упадка. Мы сильно поддержали минских ребят, и не только морально. Собрали лучшие кадры из Питера и Москвы и поехали в Беларусь, так как много компетенций было утрачено и надо было помогать. А для сотрудников это ведь тоже своего рода социальная драма: дети, ипотека, пожилые родители, да и просто переехать в незнакомый коллектив — это всегда поступок. Но я горд за свою команду, что она поверила и всё равно это сделала. И благодарность Минску в том, что все смогли интегрироваться, прижиться и задать крутой темп развития.
Не опускайте руки и верьте в себя. Бог внутри нас. Жизнь — это дорога, на которой встречаются перекрёстки, и надо делать выбор. Понятно, что страшно от ответственности и изменений, но каждый всё равно чувствует, куда ему надо. Прислушайтесь к своей душе, она подскажет, где правильный путь.
Интересно, почему команды смогли так объединиться. Мы много слышали про человека мира — куда бы ты ни приехал, ты везде свой. Но я всё равно считаю, что свои корни нельзя забывать. Может, я динозавр, но другая культура и опыт — всё это радует в начале, интересно попробовать, но потом как-то начинает слегка раздражать. С белорусами как дома, всё, что я видел в Минске — это родной город. Я вот даже искал, что такое «родина», и для себя нашёл такие слова:
Это всё моё родное, это где-то в глубине,
Это самое святое, что осталось во мне.
Это нас хранит и лечит, как Господня благодать,
Это то, что не купить и не отнять.
Поэтому при объединении с Минском мы специально никак это не регулировали, но теперь мы одна команда на основе общих культурных ценностей, общего хорошего уровня образования и классной культуры менеджмента. Хотя опять же нам часто говорили, что надо нанимать западных менеджеров и под них подстраиваться. Но я вижу, что наша культура менеджмента классная, она позволяет делать великие продукты с высокой эффективностью, здесь мы про дело.