Jet Set Radio — юбилей стильного экшена про граффити и андерграунд
Автор: Дмитрий Сироватко
Dreamcast подарила нам массу первоклассных игр, опередивших своё время. Во вторую половину 90-х публика настойчиво просила продолжений полюбившихся на Mega Drive хитов, а Sega в ответ выдавала их изредка, делая ставку на новые, порой экспериментальные проекты.
Одним из таких стал яркий спортивный экшен Jet Set Radio, которому 29 июня стукнет четверть века. Как дерзкое творение молодой команды стало культовым, но провалилось в продажах — рассказываем в нашем материале.
Краткая история создания
Разработкой проекта занималась новообразованная студия Smilebit, члены которой ранее работали над тремя играми серии Panzer Dragoon. Первые две части представляли собой рельсовый шутер в фэнтезийном сеттинге, а Panzer Dragoon Saga — ролевую игру. В случае с Jet Set Radio команда задалась целью создать нечто принципиально новое, несмотря на малый опыт — большинству сотрудников тогда не было и 25 лет. Не правда ли иронично, что Jet Set Radio 29-го июня исполнится столько же?
Изображение: PaRappa the Rapper / GQ
По словам дизайнера Рюты Уэды, он хотел сделать что-то вроде оммажа поп-культуре и вспомнил про яркую демонстрацию PaRappa the Rapper на Tokyo Game Show 1996. Танцевальная игра сразу же обратила на себя внимание благодаря новаторскому геймплею и яркому визуальному стилю. И хотя действие Jet Set Radio разворачивалось в Японии, смоделированной в соответствии с реальными районами Сибуя и Синдзюку, визуально проект больше отсылал к западной уличной культуре: граффити, хип-хоп и подростковые банды.
Изображение: «Бойцовский клуб» / Film Colossus
Команда отмечала, что атмосфера игры перекликается с идеями «Бойцовского клуба» — бунт молодёжи против системы, самовыражение через вандализм. Антагонистом здесь выступает полиция, которая готова разнести роллеров меткими залпами из танков и снайперских винтовок. Ближе к финалу игроков ждет неожиданный сюжетный поворот, но обойдёмся без спойлеров. Поговорим лучше о геймплее, а также о необычном техническом исполнении.
В чем уникальность Jet Set Radio
Основная часть уровней в Jet Set Radio представляет собой городской район, в котором нужно нарисовать граффити в строго отведённых местах. В некоторые из них хорошо если удастся добраться с десятой попытки. Физика в игре весьма своеобразна и жёстко наказывает за ошибки. Слегка не рассчитали траекторию прыжка? Это вам не Uncharted, где Дрейка будто магнитом притягивает к уступам.
Так что придётся проделывать все заново. Над вами висит таймер, краска в баллончиках быстро заканчивается, а с каждым новым граффити полиция становится агрессивнее. Если в начале уровня дело может ограничиться небольшим отрядом копов, вооружённых дубинками, то со временем придётся иметь дело с вооружёнными спецназовцами и бронетехникой.
Изображение: Jet Set Radio / Paste Magazine
Для получения максимального рейтинга требовалось также набить очков, выполняя цепочки трюков. А ещё были уровни, в которых нужно было повторить последовательность действий за оппонентом, пересечь финишную прямую первым или же пометить соперников из вражеских банд граффити до истечения времени. Как видите, даже из такой простой концепции как «катаемся по уровню и рисуем граффити» удалось выжать немало.
Впрочем, Jet Set Radio в большей степени обратила на себя внимание именно уникальной стилистикой. Технология cel-shading, прежде почти не использовавшаяся в играх, превратила полигональную графику в подобие стрит-арта. Идеально дополняемого модным саундтреком. Большую часть композиций, выдержанных в стиле хип-хопа и электроники, написали специально для игры, но были и лицензированные песни. Особенно примечательна версия для Северной Америки, где проект переименовали в Jet Grind Radio и накидали в него брутального индастриала и ню-метала от Роба Зомби, Cold и Professional Murder Music.
К сожалению, публика в массе своей столь экспериментальный проект не приняла. Jet Set Radio получила высокие оценки в прессе и даже отхватила несколько наград, но продажи были удручающе низкими — точно меньше миллиона копий.
Изображение: Jet Set Radio / WordPress
Продолжения, переиздания и возрождение
В начале XXI века компания Sega, едва уцелевшая от краха, отказалась от участия в «консольной войне» и принялась активно разрабатывать игры для сторонних платформ. Нашлось применение и богатому наследию Dreamcast — почти все ключевые хиты портировали, а некоторые даже получили продолжение. Jet Set Radio, конечно же, не осталась в стороне, и в начале 2002 года на Xbox вышла Jet Set Radio Future.
Вопреки популярному мнению, это не продолжение, а нечто вроде вольного ремейка, перенёсшего действие в будущее. Возможности самой мощной консоли своего поколения позволили реализовать ряд улучшений. Частота кадров увеличилась с 30 до 60, а уровни сильно раздались в размерах. Это по-прежнему был не полноценный open world, но уже ближе к нему. Smilebit также внесла радикальное изменение в игровой процесс — убрала таймер. По мнению автора материала, это в корне убило всю динамику и сложность, превратив практически всё прохождение игры в унылую поездку по уровням.
Изображение: Jet Set Radio Future / Eurogamer
Это изменение в корне убило всю динамику и сложность, превратив практически всё прохождение игры в унылую поездку по уровням. Красивым, но подчас отличающимся шизофренической планировкой. Нередки ситуации, когда по карте вообще было не понять, внизу или наверху находится точка, где нужно нанести рисунок. Светлым пятном стали разве что челленджи от прочих героев, требовавших точного повторения последовательности трюков.
Впрочем, критиков это обстоятельство не смутило, и они выставили проекту высокие оценки. На продажах, правда, это не сказалось — они были ещё более удручающими, чем у первой части.
В 2003 году оригинальная Jet Set Radio в сильно изменённом виде добралась до Game Boy Advance. Несмотря на все упрощения и смену перспективы на изометрию, портативная версия очень хорошо передала дух оригинала. А в дальнейшем Sega расщедрилась на HD-версии для Android, iOS, Xbox 360, PS3, PS Vita и ПК. И на этом история серии закончилась, если не считать отсылки к ней в прочих играх компании. Например, за двух героев Jet Set Radio можно было сыграть в Sega Superstars Tennis and Sonic & All-Stars Racing Transformed.
Изображение: Jet Set Radio для Game Boy Advance / Reddit
Конечно, во главе Sega стоят далеко не глупые люди, прекрасно отдающие себе отчёт в том, что вокруг серии уже давно сформировался культ и какое-никакое фан-сообщество. Но всё-таки Jet Set Radio — проект далеко не такого же калибра, как, например, Silent Hill 2, ремейк которой предсказуемо выстрелил в коммерческом плане.
Тем не менее мольбы поклонников были услышаны, и на The Game Awards 2023 компания анонсировала целую россыпь новых игр в давно позабытых сериях. Jet Set Radio, Crazy Taxi, Shinobi и Streets of Rage. Но пока не понятно, что планируют сделать с героем нашего материала. Одни источники твердят про ремейк, другие же про перезапуск. Есть и те, кто полагает, будто бы Sega работает и над одним, и вторым. Однако за два года с момента анонса информация о проекте так и ограничилась кипой скриншотов.
Изображение: Jet Set Radio (анонс на TGA 2023) / Rock Paper Shotgun
Влияние на индустрию
Несмотря на все новаторства геймплея, подражателей у Jet Set Radio за минувшие 25 лет набралось всего ничего. Например, в середине 2001 года на PS2 вышла Yanya Caballista: City Skater от KOEI, сменившая роликовые коньки на скейты. Довольно посредственная в плане геймплея, но обладающая ярким графическим оформлением, позаимствованным понятно у кого.
В 2023 году состоялся релиз Bomb Rush Cyberfunk — практически клона Jet Set Radio Future по части геймплея и арт-дизайна. Несколько треков для проекта написал Хидэки Наганума (композитор Jet Set Radio и Jet Set Radio Future), что тоже символизирует. Игра получила сдержанные отзывы в прессе, а пользователи забыли о ней вскоре после релиза. Что неудивительно — авторы Bomb Rush Cyberfunk пытались вырулить на ностальгии, поскупившись на свежие идеи и реиграбельность, которая так важна для современных проектов.
Изображение: Bomb Rush Cyberfunk / SideQuesting
Впрочем, есть примеры и получше. Многие наверняка помнят про яркий и весьма креативный экшен Sunset Overdrive, долгое время остававшийся эксклюзивом Xbox One. Основатель Insomniac Games Тед Прайс выделил Jet Set Radio в качестве главного источника вдохновения. И геймплей, побуждавший игрока избегать земли и перемещаться по перилам и проводам — отличное тому подтверждение. Жаль, что игра в итоге едва отбила производственные затраты, поэтому вероятность выхода продолжения околонулевая.
Изображение: Sunset Overdrive / Challenger’s Gaming Domain
А вот технология cel-shading, пионером которой была Jet Set Radio, благополучно «ушла в народ». Её впоследствии где только не использовали — от файтингов до платформеров и даже гонок. В ту пору это был неплохой способ скрасить недостатки железа той или иной платформы. Сейчас же это просто стильный приём — та же Genshin Impact не даст соврать.