Киберспорт в РФ: какие турниры приносят прибыль, а какие — убытки?
Автор: Артём Ращупкин
Изображение: VK
Киберспорт в России — динамично развивающаяся индустрия, двигателем которой являются турниры. Одни чемпионаты приносят местным организаторам хорошую прибыль, а другие наоборот — вгоняют в долги. Разобрались, какие турниры коммерчески успешны, а какие нет.
Ключевые составляющие прибыльности турниров в РФ
1. Спонсорские и партнёрские контракты
Главный источник доходов, до 70 процентов бюджета турниров, составляют:
- Букмекеры (Parimatch, BetBoom, 1win) — самые активные спонсоры турниров в РФ.
- IT-компании (VK, «Яндекс», «Сбербанк», «Леста») — поддерживают турниры в качестве рекламодателей.
- Производители железа — после 2022 года замещаются китайскими брендами.
2. Медийность и охват аудитории
Прибыль зависит от числа зрителей:
- 50 000 зрителей в пике — минимальный порог для привлечения брендов.
- Турнир транслируется на популярных платформах: Twitch, Trovo, YouTube.
- Контент: оффлайн-трансляции с привлечением профессиональных комментаторов.
3. Оффлайн формат и мерч
Коммерчески успешные турниры обычно состоят из двух этапов: отборочные проходят в онлайн-формате, но финальный этап проводится на крупной арене.
- Прибыль с продаж билетов: финалы турниров по Counter-Strike 2, Standoff 2 и Dota 2 в Москве и Санкт-Петербурге могут собирать от 2 500 до 10 000 зрителей.
- Прибыль с продажи мерча: футболки, стикеры, коллекционные предметы в играх.
- Фудкорты и партнёрские зоны.
Изображение: Точки с мерчем имеют большой спрос среди зрителей, часть средств уходит организаторам / vk.com/csruhub
4. Государственная поддержка
- Федерация компьютерного спорта России (ФКС России) включает турниры в реестр официальных спортивных соревнований, что даёт доступ к грантам.
- ВУЗы и корпорации: например, «Сбербанк» и РЖД спонсируют студенческие лиги.
5. Уровень призового фонда и участников
- Турниры с участием известных российских клубов, таких как Virtus.pro и Team Spirit, автоматически получают больше просмотров. У них обширная фан-база.
- Призовой от $ 100 000 и выше — минимальный порог для участия топ-клубов.
Прибыльные киберспортивные турниры в РФ
Перечисленные киберспортивные соревнования привлекают крупных спонсоров, зрителей и медиа-внимание, обеспечивая приличный доход организаторам.
1. Epic League / Parimatch League (Dota 2, CS 2)
Онлайн и оффлайн-турниры с участием топ-клубов. Турниры получали прибыль за счёт рекламы на стримах, медийных прав (продажа трансляции) и спонсорских контрактов от букмекеров. Не проводятся с 2021 года из-за эпидемии коронавируса и санкций.
2. Winline EPIC Standoff 2 Cosmo Major
Популярная дисциплина, много людей, известные команды и крупные спонсоры: Winline, Epic Esports Events и ВТБ. Турнир самоокупается за счёт проданных билетов и прав на трансляцию. Проводится на регулярной основе: последний турнир серии прошёл в начале июня 2025 года.
Изображение: Посмотреть на противостояние команд в Standoff 2 собралось более 2 500 гостей / VK
3. Russian Esports Cup (CS2, Dota 2, FIFA, Mobile Legends)
Организатором выступает ФКС России. Турниры проводятся на регулярной основе и получают поддержку от государства, а федерация сотрудничает с VK PLAY и «Сбербанком». Дополнительный доход даёт продажа билетов.
4. BLAST Premier
Международный турнир, который периодически проходит в России. Он получает высокую прибыль от глобальных спонсоров (Intel, BMW) и продаж прав на официальные трансляции.
5. EPICENTER (Dota 2, Counter-Strike)
EPICENTER Major по Dota 2, прошедший в 2019-м, привлёк 202 тысячи зрителей и принёс около $ 2,4 млн чистой прибыли, в основном от продажи билетов. Они перестали проводиться в России в связи с пандемией коронавируса.
Изображение: До 2020 года серии турниров EPICENTER были самыми коммерчески успешными / vk.com/csruhu
6. RUSH VTB CUP
Ещё один турнир по Standoff 2 — проводился на крупном стадионе в начале марта 2025 года при поддержке VK PLAY и ВТБ. Билеты можно было заказать на сайте VK.
7. Кубок Первого канала («Мир танков»)
26 апреля в Москве прошёл LAN-финал Кубка Первого канала по «Миру танков». Спонсором мероприятия выступила выставка «РЭД ЭКСПО» (DevReality) при поддержке таких партнёров как ФКС России и «Леста Игры». Турнир проводился впервые, а билеты раздавались бесплатно.
Изображение: Кубок по «Миру танков» — первый киберспортивный турнир, который показали в прямом эфире на федеральном канале / «Леста»
Какие турниры убыточны
1. Турниры по нишевым дисциплинам (Apex Legends, FIFA, Rainbow Six)
Имеют небольшую аудиторию. Обычно потенциальных рекламодателей интересует только охват, а турниры по непопулярным играм не могут обеспечить большие цифры на стримах. К тому же они издаются компаниями, которых нет в России, в отличие от Counter-Strike 2 или «Мира танков».
2. Малые локальные LAN-турниры
Организуются энтузиастами. Если не удалось привлечь крупных спонсоров, то призовой будет мизерным. Большая часть заложенного на турнир бюджета съедается арендой площадки и оборудования. Топовые команды такие турниры обычно обходят стороной.
3. Слабый маркетинг и пиар
Неумение продвигать турнир — ещё одна причина убытков. Либо на маркетинг и пиар не было заложено бюджета. Как следствие, о турнире мало кто знает.
4. Любительские студенческие лиги
Такие турниры часто дотируются высшими учебными заведениями или Министерством спорта. То есть госсподдержка есть, но её недостаточно для полной окупаемости без коммерческих партнёров.
Что влияет на прибыльность киберспортивного турнира в РФ
Подытожим всё вышесказанное в таблицу с ключевыми факторами, которые влияют на самоокупаемость киберспортивного турнира:
Факторы прибыльного турнира | Факторы убыточного турнира |
Спонсорская поддержка со стороны букмекеров, крупных брендов и IT-гигантов | Нет спонсорской поддержки, мелкие бренды |
Онлайн-просмотры от 20 000 зрителей (в пике) и выше | Меньше 5 000 зрителей на трансляциях |
Призовой фонд от 50 000 долларов и выше | Призовой фонд меньше 10 000 долларов |
Оффлайн (непосредственно на месте проведения) + онлайн | Только онлайн-формат |
Популярность дисциплины: Counter-Strike 2, Dota 2, Standoff 2, «Мир танков» | Турнир по непопулярным играм вроде FIFA, Apex Legends и Call of Duty |