Автор: Артём Ращупкин
Изображение: VK
Киберспорт в России — динамично развивающаяся индустрия, двигателем которой являются турниры. Одни чемпионаты приносят местным организаторам хорошую прибыль, а другие наоборот — вгоняют в долги. Разобрались, какие турниры коммерчески успешны, а какие нет.
Главный источник доходов, до 70 процентов бюджета турниров, составляют:
Прибыль зависит от числа зрителей:
Коммерчески успешные турниры обычно состоят из двух этапов: отборочные проходят в онлайн-формате, но финальный этап проводится на крупной арене.
Изображение: Точки с мерчем имеют большой спрос среди зрителей, часть средств уходит организаторам / vk.com/csruhub
Перечисленные киберспортивные соревнования привлекают крупных спонсоров, зрителей и медиа-внимание, обеспечивая приличный доход организаторам.
Онлайн и оффлайн-турниры с участием топ-клубов. Турниры получали прибыль за счёт рекламы на стримах, медийных прав (продажа трансляции) и спонсорских контрактов от букмекеров. Не проводятся с 2021 года из-за эпидемии коронавируса и санкций.
Популярная дисциплина, много людей, известные команды и крупные спонсоры: Winline, Epic Esports Events и ВТБ. Турнир самоокупается за счёт проданных билетов и прав на трансляцию. Проводится на регулярной основе: последний турнир серии прошёл в начале июня 2025 года.
Изображение: Посмотреть на противостояние команд в Standoff 2 собралось более 2 500 гостей / VK
Организатором выступает ФКС России. Турниры проводятся на регулярной основе и получают поддержку от государства, а федерация сотрудничает с VK PLAY и «Сбербанком». Дополнительный доход даёт продажа билетов.
Международный турнир, который периодически проходит в России. Он получает высокую прибыль от глобальных спонсоров (Intel, BMW) и продаж прав на официальные трансляции.
EPICENTER Major по Dota 2, прошедший в 2019-м, привлёк 202 тысячи зрителей и принёс около $ 2,4 млн чистой прибыли, в основном от продажи билетов. Они перестали проводиться в России в связи с пандемией коронавируса.
Изображение: До 2020 года серии турниров EPICENTER были самыми коммерчески успешными / vk.com/csruhu
Ещё один турнир по Standoff 2 — проводился на крупном стадионе в начале марта 2025 года при поддержке VK PLAY и ВТБ. Билеты можно было заказать на сайте VK.
26 апреля в Москве прошёл LAN-финал Кубка Первого канала по «Миру танков». Спонсором мероприятия выступила выставка «РЭД ЭКСПО» (DevReality) при поддержке таких партнёров как ФКС России и «Леста Игры». Турнир проводился впервые, а билеты раздавались бесплатно.
Изображение: Кубок по «Миру танков» — первый киберспортивный турнир, который показали в прямом эфире на федеральном канале / «Леста»
Имеют небольшую аудиторию. Обычно потенциальных рекламодателей интересует только охват, а турниры по непопулярным играм не могут обеспечить большие цифры на стримах. К тому же они издаются компаниями, которых нет в России, в отличие от Counter-Strike 2 или «Мира танков».
Организуются энтузиастами. Если не удалось привлечь крупных спонсоров, то призовой будет мизерным. Большая часть заложенного на турнир бюджета съедается арендой площадки и оборудования. Топовые команды такие турниры обычно обходят стороной.
Неумение продвигать турнир — ещё одна причина убытков. Либо на маркетинг и пиар не было заложено бюджета. Как следствие, о турнире мало кто знает.
Такие турниры часто дотируются высшими учебными заведениями или Министерством спорта. То есть госсподдержка есть, но её недостаточно для полной окупаемости без коммерческих партнёров.
Подытожим всё вышесказанное в таблицу с ключевыми факторами, которые влияют на самоокупаемость киберспортивного турнира:
Факторы прибыльного турнира | Факторы убыточного турнира |
Спонсорская поддержка со стороны букмекеров, крупных брендов и IT-гигантов | Нет спонсорской поддержки, мелкие бренды |
Онлайн-просмотры от 20 000 зрителей (в пике) и выше | Меньше 5 000 зрителей на трансляциях |
Призовой фонд от 50 000 долларов и выше | Призовой фонд меньше 10 000 долларов |
Оффлайн (непосредственно на месте проведения) + онлайн | Только онлайн-формат |
Популярность дисциплины: Counter-Strike 2, Dota 2, Standoff 2, «Мир танков» | Турнир по непопулярным играм вроде FIFA, Apex Legends и Call of Duty |