Легенды геймдева: чем занимаются Сид Мейер, Тодд Говард и другие разработчики игр
Автор: Дмитрий Сироватко
В игровой индустрии хватает ярких личностей, вписавших своё имя в историю. Одни уже отошли от дел, другие, напротив, остаются в строю. В этом материале мы хотим рассказать о том, как сложились судьбы 14 ярких разработчиков, подаривших нам такие хиты как Doom, Resident Evil, Fable и многие другие.
Тодд Говард
Самые известные проекты: серии The Elder Scrolls и Fallout
Изображение: Тодд Говард / GamesRadar
Знаменитый «Продавец “Скайримов”», герой многочисленных мемов и просто талантливый геймдизайнер, периодически примеряющий на себя роль исполнительного продюсера. И хотя многие ортодоксальные фанаты не приняли радикальные перемены в Fallout, именно под руководством Тодда Говарда серия вышла на новый уровень и сильно прибавила в популярности. Не говоря уже про востребованность у моддеров.
Что же до The Elder Scrolls V: Skyrim — про этот культурный феномен сказано уже так много, что и добавить, кажется, нечего. Но, как это часто бывает у мастодонтов индустрии, в какой-то момент старина Тодд переоценил свои силы и наобещал слишком много в амбициозной Starfield, на деле оказавшейся претенциозным пшиком.
Сейчас маэстро трудится над The Elder Scrolls VI и Fallout 5 — оба проекта выйдут ещё очень нескоро.
Ричард Гэрриот
Самые известные проекты: Ultima
Изображение: Ричард Гэрриот / USA Today
Ричард Гэрриот — одна из ключевых фигур, способствовавших развитию западных ролевых игр. И Ultima, появившаяся на свет в далеком 1981-м, стала одной из первых представительниц жанра. К тому же очень влиятельной и породившей множество подражателей.
К сожалению, творческий путь Гэрриота в игровой индустрии был недолгим. Уже в 90-х он по большей части продюсировал игры, а попытка вернуться в строй с многообещающей MMORPG Tabula Rasa в 2007-м обернулась оглушительным фиаско — проект закрыли по прошествии двух лет.
Несколько лет назад Ричард анонсировал MMO-игру на блокчейне под названием Iron and Magic. Последние новости о проекте датируются 2022-м годом, поэтому есть все основания полагать, что его отменили. Что неудивительно, учитывая преимущественно негативное отношение аудитории к NFT.
Сэм Лейк
Самые известные проекты: Max Payne 1 + 2, Alan Wake, Control
Изображение: Сами Антеро Ярви / Reddit
Сами Антеро Ярви, более известный как Сэм Лейк, одним из первых начал привносить в игры пресловутую ныне кинематографичность. Первый видный проект студии Remedy в лице Max Payne не в последнюю очередь очаровал аудиторию мрачной неонуарной стилистикой и оцифрованными лицами реальных людей, благодаря чему сильно походил на фильм.
Получив солидный бюджет от Microsoft, Лейк с сотоварищами оторвались на полную, заменив стильные комиксы кат-сценами на движке в Alan Wake и создав одну из самых кинематографичных игр на тот момент. В дальнейшем команда продолжила развиваться в этом направлении. Или правильнее сказать — двигаться. За ярким сеттингом, отлично прописанными персонажами и запутанными сюжетами обычно скрывался довольно проходной геймплей, страдающий от однообразия.
Тем не менее проекты Remedy имеют не самую малую фан-базу, и сейчас студия под руководством всё того же Лейка плодовита как никогда. В разработке находятся ремейки первых двух Max Payne, сиквел Control и ещё несколько игр.
Гейб Ньюэлл
Самые известные проекты: один из основателей Valve
Изображение: Гейб Ньюэлл / Business Insider
Гейб «Габен» Ньюэлл — это сооснователь Valve, подарившей нам Half-Life и Counter-Strike (одни из самых влиятельных игр в жанре FPS!). Ну и, конечно же, Steam. Вряд ли лет 20 назад кто-то мог предположить, что однажды компания создаст свой магазин по продаже цифровых версий игр, ставший впоследствии самым популярным у пользователей ПК.
По состоянию на 2025 год «Габен» является президентом Valve, последним достижением которой стала успешная портативная консоль Steam Deck. Также, если верить инсайдерам, компания трудится над третьей частью Half-Life, которую фанаты серии ждут уже не первое десятилетие. Предполагается, что проект станет завершением сюжетной арки Гордона Фримена и наконец-то ответит на все интересовавшие поклонников вопросы.
Питер Молиньё
Самые известные проекты: серия Fable, Black & White
Изображение: Питер Молиньё / PC Gamer
Питер Молиньё — отличный в плохом смысле образец того, как глубоко может пасть талантливый творец, чересчур поверивший в себя и начавший раздавать обещания направо и налево. И было это задолго до вводящих в заблуждение PR-кампаний Cyberpunk 2077 и ранее упомянутой Starfield.
Чего стоят интервью, посвящённые Fable, в которых геймдизайнер обещал почти симулятор жизни покруче The Sims и вообще лучшую игру на свете. Ролёвка, конечно, вышла отличной, но далекой от тех воздушных замков, что в голове доверчивой аудитории нарисовал Питер.
Окончательно репутация Молиньё упала на дно из-за экспериментальной Curiosity: What’s Inside the Cube? — многопользовательской головоломки. Добравшийся до «сердцевины» виртуального куба Брайан Хендерсон в итоге не получил всех обещанных наград. Самой ценной среди них значился процент с продаж следующего проекта Питера — очередного симулятора Бога под названием Godus. Игра не отбила даже производственный бюджет, поэтому Молиньё было банально не с чего заплатить победителю.
Сейчас геймдизайнер занят созданием — чего бы вы подумали? Правильно, очередного симулятора Бога под названием Masters of Albion. Даты выхода у игры пока что нет.
Сид Мейер
Самые известные проекты: Sid Meier's Civilization
Изображение: Сид Мейер / The Independent
Один из главных новаторов в игровой индустрии и комплексного подхода в геймдизайне. Даже в те времена, когда технологии были ещё совсем примитивными, Сид Мейер не боялся выходить за привычные рамки, объединяя жанры и балуя аудиторию сложными механиками.
На заре работы в геймдеве геймдизайнер успел поработать над множеством военных симуляторов, но главным проектом в его карьере стала серия Sid Meier's Civilization, дожившая до наших дней. Правда, сам Мейер уже давно не принимает активного участия в её разработке. Это уже не просто градостроительный симулятор, а возможность создания целой цивилизации с последующим её развитием на протяжении нескольких эпох.
В настоящее время продолжает работать в сооснованной им же Firaxis Games на должности главы креативного отдела.
Сигэру Миямото
Самые известные проекты: Super Mario Bros., Donkey Kong, The Legend of Zelda
Изображение: Сигэру Миямото / IGN
Без Сигэру Миямото не было бы той Nintendo, какой мы её знаем. Да что там — без гениального японца не было бы и современной индустрии. Super Mario Bros. и The Legend of Zelda — одни из самых влиятельных игр всех времен — появились на свет благодаря богатой фантазии Миямото.
акже он был одним из главных идеологов Wii, предложив коллегам сделать ставку на казуальную аудиторию и необычное управление. Результат мы знаем — необычная консоль обошла по продажам высокотехнологичные Xbox 360 и PS3.
В силу возраста Сигэру Миямото уже давно отошёл от разработки игр, занимаясь ведением бизнеса и продюсированием проектов Nintendo.
Синдзи Миками
Самые известные проекты: Resident Evil, дилогия The Evil Within
Изображение: Синдзи Миками / IGN
В детстве Синдзи Миками мечтал о карьере профессионального гонщика, но в конечном счёте подался в мерчендайзеры. Впрочем, на этом месте он засиделся недолго — вскоре судьба свела его с компанией Capcom, где тот очень скоро создал одну из самых влиятельных игр в истории.
Resident Evil хоть и была во многом скопирована с ранее вышедшей Alone in the Dark, но именно она дала полноценное рождение новому жанру, известному как survival horror. На протяжении многих десятилетий кто только ни пытался сделать свой аналог, но тщетно. Лишь Konami добилась успеха со своей Silent Hill, променяв зомби-апокалипсис на психологический триллер, полный символизма.
Сейчас Миками не связан ни с прославившей его игровой серией, ни с Capcom. В прошлом году геймдизайнер основал новую студию под названием KAMUY. Информации о его творческих планах пока что нет.
Джон Кармак
Самые известные проекты: Doom, Quake, Rage
Изображение: Джон Кармак / MIXED Reality News
Ведущий программист id Software и настоящий мастер своего дела. Во многом благодаря Джону игры серий Doom и Quake выходили настолько отполированными и прорывными в техническом плане. Несмотря на типичную для нерда внешность, Кармак всегда был жёстким человеком, редко идущим на компромиссы. Из-за его несговорчивости к концу 90-х студию покинули почти все ключевые сотрудники. Что, впрочем, не помешало Кармаку создать пускай и неоднозначную, но всё же успешную Doom 3 с новой командой.
От геймдева Джон отошёл ещё в начале десятых, проработав в Oculus VR почти 10 лет. Как показало время, виртуальная реальность так и не стала массовым явлением — людям куда интереснее ИИ.
Джон Ромеро
Самые известные проекты: Doom, Quake, Daikatana
Изображение: Джон Ромеро / Tribal Business News
Джон Ромеро — полная противоположность своего вышеупомянутого тезки. Обладатель рокерской внешности и вечно весёлый программист всегда старался быть в центре внимания, раздавая улыбки на пресс-показах и интервью журналистам. Кармак впоследствии так и скажет: мол, пока я занимался делом, Ромеро отыгрывал роль отвязной рок-звезды от мира игровой индустрии.
Впрочем, вклад Джона, как минимум, в первый Doom сложно недооценить — геймдизайнер спроектировал почти все уровни в первом же эпизоде, который многие фанаты серии и по сей день считают эталоном геймдизайна. Но вот за пределами id Software карьера совсем не задалась.
Геймеры постарше наверняка помнят про эпическое фиаско с Daikatana. Её агрессивно продвигали в прессе (знаменитый слоган «Джон Ромеро сделает тебя своей с*чкой!»), но на поверку игра оказалась забагованным и в целом неудачным шутером. В дальнейшем эксцентричный дизайнер отметился разве что несколькими спорными эпизодами к Doom.
С другой стороны, можно вспомнить фразу известного в узких кругах российского гитариста Юрия Маиляна — уж лучше написать один хит, чем 10 альбомов ни о чём. И Ромеро, несомненно, смог вписать своё имя в историю игровой индустрии, причём совершенно заслуженно.
Уоррен Спектор
Самые известные проекты: Deus Ex, System Shock
Изображение: Уоррен Спектор / Chron
Уоррен Спектор одним из первых решил объединить шутеры с видом от первого лица с ролевыми играми. Его работа активно способствовала развитию жанра immersive sim. Magnum Opus именитого геймдизайнера — легендарная Deus Ex.
Лихо закрученный сюжет, нелинейность и возможность создания уникального персонажа — все эти элементы резко контрастировали с большинством представителей жанра FPS. Зато сейчас такая концепция используется во многих играх. И, конечно же, Cyberpunk 2077 во многом была создана под впечатлением от культовой классики авторства Спектора.
В 2010-х геймдизайнер резко сменил амплуа, выдав платформер Epic Mickey про самого популярного диснеевского персонажа. Увы, игра оказалась не настолько отполированной как можно было ждать от человека с таким богатым опытом, но и провалом тоже не пахло. Среди последних проектов, создававшихся при участии Спектора, стоит упомянуть System Shock 3 и Argos: Riders on the Storm. Оба пока не имеют даты релиза.
Хидэо Кодзима
Самые известные проекты: Metal Gear, Death Stranding
Изображение: Хидэо Кодзима / IGN
Герой многочисленных мемов, в которых Кодзиму называют «гением». Разумеется, не без толики иронии, ведь в какой-то момент японский геймдизайнер, кажется, совсем потерял чувство меры и принялся создавать слишком эксцентричные проекты.
Если ранние части Metal Gear (главного проекта в карьере Кодзимы) были вполне себе серьёзными шпионскими триллерами, то со временем сага практически утонула в пучине претенциозности и позёрства автора. А уж знаменитая Death Stranding и вовсе стала объектом многочисленных шуток. «Симулятор курьера «Яндекса» за 4 косаря», как иронично подмечали многие пользователи.
Впрочем, если оценивать вклад Хидэо в индустрии трезво, то вот что мы имеем: серьёзный толчок к развитию стелс-экшенов и большой упор на кинематографичность. И то, и другое уже давно стали обыденностью в современной индустрии и не в последнюю очередь благодаря работам Кодзимы.
Сейчас геймдизайнер занят, по меньшей мере, двумя проектами: загадочным хоррором OD и сиквелом Death Stranding.
Уилл Райт
Самые известные проекты: SimCity, The Sims, Spore
Изображение: Уилл Райт / Polygon
Наряду с Сидом Мейером Уилл Райт является одной из ключевых фигур в развитии жанра симуляторов. В 90-х геймдизайнер прославился благодаря серии SimCity, в которой игрокам предстояло строить огромные мегаполисы и участвовать в их дальнейшем развитии. Впрочем, куда громче позже стрельнул другой проект, особенно популярный у представительниц прекрасного пола — симулятор жизни The Sims.
Впоследствии Райт объединил все свои наработки и дополнил новыми идеями в мультижанровой Spore. Игра уже не имела такого же оглушительного успеха, но всё равно стала крайне популярной. Сейчас геймдизайнер со стажем трудится над симулятором Proxi, информации о котором крайне мало.
Крис Метцен
Самые известные проекты: Warcraft, StarCraft, Diablo
Изображение: Крис Метцен / GameSpot
Закрывает наш топ Крис Метцен — важная фигура в становлении Blizzard как одной из самых успешных игровых компаний. Именно он в большей степени повлиял на художественное оформление трёх ключевых франшиз: Warcraft, StarCraft, Diablo. Также участвовал в написании сценариев и озвучании ряда персонажей.
Уволился из компании по прошествии 22 лет работы, решив посвятить себя семье. Впоследствии вернулся в 2022-м — сперва на должность креативного консультанта, а затем заняв позицию исполнительного творческого директора вселенной Warcraft.