Обзор Little Nightmares 3: слишком маленькие кошмарики
Little Nightmares вернулась! Правда, понравилось это не всем — и не потому, что оказалось слишком страшно. Что не так с третьей частью известной хоррор-серии и стоит ли тратить на неё время — узнаете в нашем обзоре.
Одна в темноте
Первая часть Little Nightmares вышла в 2017 году и быстро приглянулась публике — стильный платформер выглядел мило и при этом временами мог быть действительно жутковатым. Разумеется, авторы не преминули воспользоваться успехом, и в 2021 году вышел сиквел, принятый публикой и критиками не менее тепло.
Однако с третьей частью у шведской Tarsier Studios не задалось — в 2019 году студию выкупила печально известная группа Embracer, а права на франшизу остались у издателя Bandai Namco. Поэтому разработку следующей игры в конечном итоге отдали Supermassive, известной по серии Until Dawn. Теоретически опыт в жанре хорроров должен был помочь новым разработчикам не наделать ошибок.
Что же, если подумать, то так и произошло. Little Nightmares 3 — компетентно сделанная игра, следующая лекалам предыдущих частей дотошно… Даже, пожалуй, слишком дотошно.
Мы по-прежнему управляем молчаливым ребёнком, который, по примеру второй части, бегает с управляемым ИИ спутником — ну или другим игроком, если вам удалось заманить кого-то в кооператив. На выбор предлагают мальчика Малого (Low), у которого есть лук, и девочку Одну (Alone) с большим гаечным ключом.
Цель наших героев — перебираться из локации в локацию, а по пути заниматься платформингом, решать нехитрые головоломки, убегать от монстров и использовать гаджеты: зонтик в первой половине игры и фонарик во второй (с точки зрения разработчиков обладать сразу двумя предметами — это непозволительная роскошь).
Сильные стороны Little Nightmares 3 бросаются в глаза сразу — в первую очередь речь идёт об арт-дизайне. Гротескные, преувеличенные декорации нарисованы с любовью и выглядят в хорошем смысле неуютно. Благодаря им и хорошему саундтреку в свои лучшие моменты игра выглядит просто-таки непозволительно кинематографично и приятно удивляет.
Дальше не будет дороги другой
Увы, одного дизайна оказалось недостаточно. Чем дольше вы играете — тем чаще задумываетесь о том, что очередная стильно задизайненная комната оказалась не более чем фоном, через который просто хочется пробежать как можно быстрее — ведь больше здесь делать практически нечего.
Вообще, однообразие — самый большой бич местного геймплея. Не проходит и пары часов, как вы замечаете, что делаете одно и то же, достигая одних и тех же результатов, которые не приносят особенно много удовольствия — с чего бы радоваться побегу из комнаты номер 284, если за ней последуют 285, 286 и 287? Выстрелить в кнопку, ударить ключом, подтянуться при помощи второго персонажа — повторить снова…
Немного разбавляют монотонность происходящего экшен-вставки — погони и боёвка. Но здесь мы подходим к другому полюсу: они начинают раздражать, особенно если вы играете без геймпада (справедливости ради, игра заранее предупреждает, что лучше всё-таки его подключить).
Прятаться и убегать от очередного паукообразного монстра не страшно и не особенно интересно — скорее, хочется скрипеть зубами, когда управление приводит к проигрышу или когда нужно опять выяснять паттерн поведения монстра при помощи проб и ошибок.
Естественно, это и близко не Silksong — тем не менее геймплейный цикл задуман так, что периодически игрока буквально-таки заставляют умирать и начинать отрывок сначала. К счастью, чекпоинты здесь расставлены относительно щедро — спасибо и на этом.
Кроме того, многие из геймплейных решений попросту слишком стандартны. Гигант со смертельным конусом света? Было в предыдущих частях. Необходимость отпугивать жуков фонариком? Да где только не было! Здесь трудно обнаружить что-то по-настоящему оригинальное, даже если вы знакомы с жанром совсем слабо.
И даже красота локаций постепенно смазывается их однотипностью. Значительную часть хронометража Little Nightmares 3 вам придётся провести в мрачных, слабо освещённых коридорах, которые не сильно отличаются друг от друга. Казалось бы, разработчики сделали прекрасную пустыню в начале и более чем впечатляющий Карнавал — отчего нельзя было сделать настолько визуально насыщенной всю игру? Она ведь совсем небольшая — запросто можно осилить за 5 часов, а то и на час-другой быстрее, если постараться.
То же самое можно сказать и о некоторых эстетических выборах. Сколько раз нас пытались пугать жутко выглядящими куклами? Пожалуй, слишком много — и всё-таки готовьтесь к новой попытке. Трудно придумать троп из «ужастиков», которому здесь не нашлось места — от шумно передвигающихся в трубах монстров до антиутопичных камер слежения (которые, к слову, не несут никакой геймплейной нагрузки).
Маленькие трагедии большой серии
Настолько ли всё плохо, как может показаться? Наверное, нет. В игре есть немало интересных опциональных костюмов, отсылающих к предыдущим частям. Здесь практически нет багов и неплохая оптимизация. ИИ на удивление хорош — компьютерный напарник прилежно предлагает помощь, бегает в нужные точки и добивает монстров.
Помимо уже упомянутых красот окружения, в игре встречаются светлые моменты — редкая изобретательная головоломка, удачный визуальный образ, который мгновенно повышает градус атмосферности. Обиднее всего то, что чаще всего это происходит во второй половине игры — когда многие уже забросят прохождение.
Кроме того, разработчикам всё-таки удалось создать нарратив о затерянных в лимбе детях, противостоящих ужасному миру, используя весьма скупые средства. Те, кто знаком с серией, понимают, что особенно много от сюжета здесь ждать не стоило — и всё-таки ухищрения нарративных дизайнеров позволяют проникнуться персонажами и сопереживать их мрачному путешествию вполне всерьёз — особенно когда сюжет подходит к концу.
Главная беда Little Nightmares 3 заключается в том, что даже нельзя сказать, что игра значительно хуже предыдущих частей серии. В Supermassive честно постарались воспроизвести всё то, за что аудитория полюбила «маленькие кошмарики» — просто этого оказалось недостаточно. Увы, посредственность не любит никто.
А ведь перед ними стояла задача не только «догнать», но и «перегнать» — индустрия ведь не стояла на месте. Да, в Little Nightmares 3 красивый мир, но никакого сравнения с той же Silksong он не выдержит. В игру добавили кооператив — к которому, к слову, у игроков тоже возникли вопросы (почему нельзя продолжить игру в одиночку, если второй игрок забросил прохождение?), но о конкуренции с чем-то вроде Split Fiction и речи быть не может.
В итоге поневоле задаёшься вопросом — а для кого сделана эта игра? Вероятно, для самых стойких поклонников хорроров в целом и серии в частности. Сейчас у Little Nightmares 3 всего 48% положительных обзоров в Steam, против 94% и 93% у оригинала и сиквела соответственно. Немногим лучше дела обстоят и с оценками критиков.
Конечно, первый блин часто выходит комом — и вполне вероятно, что следующая часть от Supermassive может получиться значительно лучше. Однако индустрия безжалостна: издателей интересует результат. И если он окажется заметно ниже ожидаемого, что сейчас похоже на правду, то маленькие кошмары рискуют закончиться навсегда.