Warhammer 40,000 — обзор истории самого мрачного популярного сеттинга
Автор: Евгения Воскресенская
Вселенная Warhammer 40,000 в последнее время на слуху у всех, кто интересуется играми. Сначала прогремел Space Marine 2, затем анонсировали Dark Heresy от Owlcat — новую ролевую игру в духе Rogue Trader, RPG 2023 года, которая заслужила хвалебные отзывы фанатов жанра. Однако как цельная вселенная, «Ваха» появилась ещё 40 лет назад, в недрах компании Games Workshop, разрабатывающей настольные игры и варгеймы.
Как всё начиналось
Изображение: Warhammer Community
Всё началось с Warhammer Fantasy Battles — настольного варгейма с миниатюрами во вселенной мрачного фэнтезийного средневековья, с гномами, эльфами, демонами и богами Хаоса. Варгейм вышел в свет в 1983 году, а уже в 1987 публике представили Warhammer 40000: Rogue Trader — настольную ролевую игру по типу DnD. Сеттинг перенесли в далёкое будущее, эльфов и гномов вырезали (но не совсем), однако демоны и общая мрачная атмосфера остались.
Тогда вселенная вечной войны была значительно менее серьёзной, чем в последующие годы. Как вам инквизитор по имени Обиван Шерлок Клузо? А орки, откровенно пародирующие культуру британских футбольных хулиганов? Что уж там говорить, достаточно посмотреть на арты того времени.
В итоге, Warhammer 40000 быстро потеснил своего фэнтезийного старшего брата и стал ключевой франшизой Games Workshop. Основой вселенной стал варгейм с миниатюрами — настолка, в которой игроки собирают и раскрашивают миниатюры бойцов и техники, и по определённым правилам играют друг против друга. Однако в «Вахе» хватает и кучи других настолок, а сотни книг, десятки видеоигр и прочая продукция, по сути, служат рекламой для варгейма GW.
Сама история вселенной тогда выглядела тоже совершенно иначе. Не было множества привычных нам сегодня фракций вроде тау и некронов, а те, что были, сильно отличались от современных. Например, бессмертные полубоги в качестве сыновей Императора появились позже — и мятеж Хоруса изначально был обыкновенной гражданской войной, а выжившие в нём примархи к 41-му тысячелетию спокойно умерли от старости.
Как и любая живая франшиза, Warhammer 40,000 прошёл через множество ретконов и дополнений. Поэтому сейчас мы расскажем о самой актуальной версии событий. Разумеется, этот рассказ выйдет неполным, уж слишком много всего происходило в этом сеттинге, но все основные события мы затронем.
Война в небесах
Изображение: Warhammer Community
Думаете, древность — это несколько тысяч лет назад? Ха! Держите карман шире. История Warhammer 40,000 начинается примерно 60 миллионов лет назад. Тогда властвовала раса Древних, обладавших немыслимыми технологиями. Они создали Паутину — пространство для путешествия между мирами, а также несколько разумных рас вроде эльдар и орков, которых тогда ещё называли крорками — нынешние орки лишь их слабое выродившееся подобие.
Подождите, орков? Зачем кому-то в здравом уме создавать орков? Ответ очевиден — для войны. И мы переносимся к описанию расы некронтир — гуманоидов, генетический код которых был повреждён радиацией звезды их родного мира, из-за чего они быстро старели и умирали, и были помешаны на поисках источника продления жизни.
Узнав о Древних, некронтир обратились к ним за помощью, попросив раскрыть секреты вечной жизни. А получив отказ, решили объявить тем войну. Идея воевать с бессмертными творцами, которые могли создавать и гасить звёзды по желанию, закончилась тем, чем и должна была — некронтир получили по рогам и были загнаны в свою родную систему, хотя уничтожать их Древние почему-то не стали.
Тут на сцене и появились К'Тан — чуть менее могущественная раса полубогов, конфликтовавшая с Древними. Один из представителей К'Тан, известный как Мепхет'ран Обманщик, предложил некронтир союз, а заодно и рецепт бессмертия — нужно было всего-то отбросить немощные смертные тела. Вы серьёзно поверили парню с именем Обманщик?
Интересный факт: Разумеется, предложение от коварных богов оказалось с подвохом — разум всех некронтир перенесли в искусственные скелетообразные оболочки из «живого металла», лишив их душ, которые с аппетитом пожрали К'Тан. Так некронтир и стали привычными нам некронами. Знать сохранила свой разум и независимость, однако рядовые граждане некронтир превратились в послушных железных болванчиков.
Так началась Война в небесах. Титанические армии, обладающие невероятными технологиями, сражались друг с другом на протяжении многих миллионов лет — и в конце концов Древние проиграли. Однако победившие некроны ударили К'Тан в спину, чтобы избавиться от своих поработителей и отомстить за утерянные тела. Уничтожить К'Тан было практически невозможно, зато их можно было расколоть на отдельные части и заточить. С тех пор некогда ужасные боги играют у некронов роль своеобразных «батареек» для их техники.
Изображение: Warhammer Community
Затем лидеру расы некронов, известному как Сарех, пришла в металлическую голову уже очередная по счёту гениальная идея — положить всю свою расу спать в гробницы на 60 миллионов лет и полететь искать способ обратного переноса сознания некронов в живые тела. Авось за это время и расы, которых наплодили Древние, перебьют друг-друга, галактика очистится и некроны начнут в ней безраздельно править.
Частично план, конечно, сработал. Например мощная раса крорков, технологически продвинутых, крайне сильных и огромных, деградировали до нынешних орков. Эльдар, своеобразные космические эльфы, оставшись фактически властелинами галактики, построили огромную звёздную империю и достигли невероятного могущества.
Так они и существовали до самого появления человеческой расы — однако даже когда люди вышли к звёздам и стали строить свою межзвёздную империю, они были слишком малы и слабы для эльдар, чтобы те хоть как-то обращали на них внимание. Человечество, тем временем, достигло пика технического прогресса и расселилось почти по всей галактике.
Долгая ночь
Изображение: Warhammer Community
Счастье было слишком сильным и длилось слишком долго. Постепенно империя эльдар, не имевшая никаких конкурентов, начала погружаться в декаданс. Всё больше её обитателей обращались к самым извращённым удовольствиям — ведь всё остальное давно их пресытило. Эхо их извращений и удовольствий отдавалось в Варпе — параллельной реальности, где воплощаются нематериальные сущности и живут демоны. Когда накопленная от эльдар энергия эмоций достигла критической массы, в варпе случился огромный взрыв и родился новый бог Хаоса, который позже станет известен как Слаанеш, Та-Что-Жаждет.
Интересный факт: К этому моменту её поджидали трое собратьев — кровожадный Кхорн, коварный Тзинч и разлагающийся Нургл. А вот пятый бог хаоса, Малал, давно исчез из сеттинга — его автор ушёл из Games Workshop. Но намёки на Малала можно встретить в лоре Warhammer до сих пор.
Рождение Слаанеш ознаменовалось невероятной катастрофой — она мгновенно поглотила души всех эльдар в центре их звёздной империи, где теперь появился огромный вихрь варпа, известный как Око Ужаса. Выжившие были вынуждены бежать и прятаться от охотившейся за их душами Слаанеш. Кто-то отринул свои пороки и стал прятать души в специальные камни, превратившись в привычных нам сейчас эльдар. Кто-то бежал в паутину Древних и построил там огромный город Коморраг, вернувшись к прежниму гедонизму, напитываясь силой от пыток и причинения боли другим — так появились тёмные эльдар. Ну а часть общества «космических эльфов» деградировала в околопервобытное общество экзодитов. Про них ещё Джеймс Кэмерон снял свой «Аватар».
Изображение: Warhammer Community
Тем временем, у империи людей всё тоже было не слава богу. Человечество создало искусственный интеллект и стало эксплуатировать его налево и направо — что буквально привело к восстанию мыслящих машин, едва не уничтоживших всех людей. Человечество победило, а любые разработки «изуверского интеллекта» с тех пор оказались под запретом — и этот строжайший эдикт действует до сих пор.
Интересный факт: Нынешний Империум Человечества вместо роботов с ИИ использует сервиторов — лоботомированных людей, которые не способны ослушаться приказа, однако движет ими всё же человеческий разум, а не машинный. Впрочем, другие расы в Галактике не так боятся «изуверского интеллекта»: Тау повсеместно используют разумных дронов, а фракцией лиг Вотаннов, местных гномов, буквально руководят разумные компьютеры.
Вдобавок, для хорошо развитой империи людей появление Слаанеш оказалось не меньшей катастрофой, ведь человечество использовало варп для быстрых перелётов между звёздами. Так что в момент большого взрыва и появления Ока Ужаса миллионы кораблей, находившихся в варпе, погибли, звёздные системы оказались отрезаны друг от друга. Целые планеты вымерли от голода, катаклизмов и разразившихся войн, другие деградировали до средневековых и даже первобытных обществ, и лишь немногим удалось сохранить отдельные островки единства и технологического прогресса. Наступил период, который назывался Долгой Ночью, а Терра — наша Земля — погрузилась в техноварварство и стала напоминать пейзажи «Безумного Макса».
Объединительные войны
Изображение: Warhammer Community
И здесь на сцену выходит тот, кто в будущем станет Императором Человечества. Согласно старому лору, он родился в современной Анатолии за 8 тысяч лет до нашей эры в результате массового ритуального самоубийства шаманов, почувствовавших грядущие опасности и в ритуале сливших свои души воедино. Всё это описывалось слишком давно, чтобы быть каноном — но и прямых противоречий этому не появлялось.
Так или иначе, Император был Вечным — бессмертным и нестареющим существом. Он направлял развитие человечества тысячелетиями, но предпочитал делать это из тени. Однако Долгая Ночь изменила всё. Император собрал сторонников и начал Объединительные войны. Ударным кулаком его армий стали Громовые Воины — генетически модифицированные солдаты, сметавшие всех, кто стоял у них на пути.
Увы, Громовые Воины были нестабильны — слишком легко сходили с ума и слишком быстро умирали, хотя их смертность, по некоторым версиям, была заложена в них злым умыслом Императора. В итоге, Громовых Воинов заменило новое поколение генетически совершенных солдат, ставших известными как Космодесант. «Заменило», вырезав всех Громовых Воинов по приказу Императора — хоть властитель человечества ратовал за всеобщее благо, действовал он зачастую крайне негуманно.
Изображение: Warhammer Community
Будущие космодесантники рождались людьми, но проходили через сложные ритуалы и процедуры, им вживляли дополнительные органы, например, второе сердце. Выживали далеко не все. Однако те, кто выжил, обретали невероятную силу, скорость и другие способности. Эти воины и закончили объединение Терры, установив на ней Имперскую Истину — человек превыше всего, а никаких богов нет. Последний храм последнего бога на Терре сжёг лично Император.
Изначально возглавить двадцать легионов космодесанта должны были двадцать примархов — генетических сыновей-полубогов Императора. Однако в ходе катастрофы в лабораториях Императора (по новому лору, диверсию под влиянием Хаоса устроила генетик Амара Астарта, «мать» примархов) капсулы с новорожденными примархами закинуло в варп и раскидало по всей галактике.
Если космодесантники казались сверхлюдьми на фоне людей, то примархи были сверхлюдьми для космодесанта. Их тела были созданы Императором и его учёными вручную, а их души были созданы при помощи дерзкой сделки Императора с богами Хаоса. В тридцатом тысячелетии, чтобы вернуть примархов, а заодно объединить заново всё человечество, Император собрал легионы космодесанта, миллиарды простых солдат, и начал Великий крестовый поход, который продолжался более 200 лет.
Интересный факт: Двое примархов пропали из истории бесследно. Никакой информации о них нет, лишь множество намёков, что эта парочка совершила нечто непоправимо ужасное и непростительное, за что их стёрли из истории Империума. Учитывая, что поднявших мятеж против Императора примархов, устроивших гражданскую войну с мириадами жертв, никто не стирал, масштаб проступка должен быть апокалиптичным.
Ересь Хоруса
Изображение: Warhammer Community
Император завоёвывал Галактику не просто так. Он знал, что времени мало — рано или поздно вакуум, оставленный империей эльдар, займёт другая раса. И он спешил приложить все усилия для того, чтобы будущее принадлежало человечеству. Император скрыл опасность Хаоса от людей, ведь чем больше люди верят в демонов — тем сильнее они становятся. Он надеялся создать собственный аналог Паутины, благодаря которому людям не придётся прибегать к опасным путешествиям через варп.
Великий крестовый поход был безжалостным предприятием. Все инопланетяне, мутанты и просто непокорные цивилизации уничтожались. Все человеческие миры приводились к согласию дипломатией или силой. Империум человечества рос на глазах. Однако и Хаос не сидел без дела — его агенты действовали в рядах имперских войск с самого начала. Добавил перца в ситуацию и сам Император — на пике крестового похода он передал титул Воителя своему любимому сыну Хорусу, а сам улетел обратно на Терру, втайне заниматься проектом «человеческой паутины». Это вызвало непонимание многих примархов.
В итоге, «Первым еретиком», это буквальное название одной из книг цикла Horus Heresy, стал один из примархов Лоргар — обиженный на Императора, которого ранее обожествлял, и под влиянием своих советников-легионеров, он принял дары Хаоса, а позже сумел склонить к предательству Хоруса.
Началом Ереси Хоруса принято считать трагедию на Истваане III — когда четыре предательских легиона с Хорусом во главе отправили на планету Истваан десант из своих же воинов, которых они считали слишком лояльными Императору, сбросили вслед вирусные бомбы, а потом добили выживших. Такая «чистка» не прошла незамеченной благодаря группке лоялистов, которой удалось сбежать, и Империум отправил лояльные легионы разобраться с предателями. Увы, предатели оказались и среди лоялистов — в решающий момент, в сражении на Истваане V, они ударили своим братьям в спину и силы Императора потерпели жестокое поражение.
Изображение: Warhammer Community
Описывать события Ереси Хоруса можно бесконечно — им посвящены несколько десятков книг. Война длилась почти десять лет и когда Хорус понял, что проигрывает войну, он двинул легионы прямиком на Терру. Последовало апокалиптическое сражение, известное как Осада Терры, к концу которого сама реальность плавилась, а варп протекал в реальное пространство.
И всё же, подкрепления лоялистов были уже на подходе, так что Хорус решился на последний шаг — вызвал самого Императора на дуэль. В ходе жестокой битвы он убил своего брата-примарха Сангвиния, смертельно ранил Императора, но сам в итоге погиб.
Предательские легионы бежали в Око Ужаса, где окончательно приняли дары Хаоса, мутировав и начав собственную междуусобицу. Раненого Императора усадили на Золотой Трон — устройство, поддерживающее в нём жизнь ценой жертвоприношения тысяч псайкеров ежедневно. С тех пор, уже десять тысяч лет, он восседает на троне, поддерживает свет психического маяка Астрономикона, позволяющего путешествовать через варп, и не даёт открыться бреши в реальности прямо в Императорском дворце, откуда готовы хлынуть на Терру орды демонов.
Интересный факт: Почему появилась эта брешь? Потому что примарх Магнус не сделал ничего плохого.
42-е тысячелетие
Изображение: Warhammer Community
Так и родилась вселенная Warhammer 40,000, знакомая нам всем. Золотая мечта человечества о доминировании и безопасности закончилась навсегда — чему в немалой степени поспособствовал уход со сцены примархов. Империум становился всё более жестоким, фанатичным, погребённым под бюрократией и авторитаризмом. На смену Имперской истине пришёл Имперский культ с безраздельным поклонением Императору как богу, а предателей и еретиков в рядах граждан ищет инквизиция — и по сравнению с ней, европейские средневековые инквизиторы просто милахи.
Интересный факт: Империум человечества настолько огромный и громоздкий, что даже высшие чины лишь приблизительно знают его реальные размеры. Некоторые отдалённые планеты могут столетиями не контактировать с внешним миром, а если на кого-то напали, от сигнала о помощи до прибытия подкреплений могут пройти годы и десятилетия.
Шли века и тысячелетия, угроз становилось всё больше — от просыпающихся в своих гробницах некронов до пожирающих всё на своём пути тиранидов под руководством коллективного Разума Улья. Стала расширяться молодая технологичная звёздная империя Тау, продолжали плодиться орки. Не сидели без дела и сторонники Хаоса — Абаддон, бывший капитан Хоруса, провёл 13 Чёрных крестовых походов, с каждым из которых наносил Империуму болезненные раны.
Изображение: Warhammer Community
В результате последнего из них пал мир-крепость Кадия, до того сдерживавший армии Хаоса у Ока Ужаса. В тот же момент Галактику разорвало надвое — Империум оказался разделён варп-разломом Цикатрикс Маледиктум. И в Тёмном Империуме — той части, до которой перестал доходить свет Астрономикона — всё стало совсем плохо. А тут ещё и тираниды начали самое масштабное наступление в своей истории, которое идёт прямо к Терре… В общем, человечество в очередной раз оказалось на грани гибели
Немного остановимся. «Пять минут до полуночи» — это типичное состояние Warhammer 40,000. Все усилия орденов космодесанта, инквизиции, имперской гвардии и других институтов неспособны остановить падение последней империи людей, только притормозить. Казалось, именно в этом состоянии сеттинг застынет навсегда — чтобы история не закончилась, оставаясь фоном для настольной игры.
Неодолимый Крестовый поход и возвращение примархов
Изображение: Warhammer Community
Долгие годы в лоре Warhammer примархи, игравшие ключевую роль в 30-м тысячелетии, в М40 практически исчезли. Демонические примархи-предатели почти безвылазно сидели в Оке Ужаса, а лоялисты пропали кто куда — кого-то ранили или убили, кто-то решил исчезнуть сам.
Однако в 2017 году, с выходом очередной (восьмой по счёту) редакции правил для варгейма Warhammer 40000, Games Workshop решила вдохнуть в застоявшуюся вселенную жизнь и сделала тектонический сдвиг сюжета. В момент, когда Абаддон наконец-то сделал то, что пытался сделать 10 тысяч лет, и поверг Кадию, на сцену вернулся примарх ордена Ультрамаринов Робаут Жиллиман, который последние 10 тысяч лет пребывал в состоянии анабиоза после серьёзного ранения. Его смогли «воскресить» и Жиллиман начал новый, Неодолимый Крестовый поход. А там в ответ из всех щелей полезли и его демонические братья-предатели.
Основной силой этого контрнаступления Империума стали космодесантники-примарис — оказывается, Жиллиман отдал приказ о создании нового поколения космодесанта ещё 10 тысяч лет назад, и всё это время его исполняли. Так ряды человечества пополнились новыми воинами, а полки магазинов — новыми миниатюрами. Удобно, что и говорить!
Интересный факт: Деметрий Тит, главный герой серии Space Marine, во второй части проходит процедуру превращения в примариса после смертельной раны. Да, так можно.
Затем в романе «Лев, сын леса» и кампании Ark of Omen вернулся Лев Эль'Джонсон — изрядно состарившийся и научившийся общаться с окружающими примарх Тёмных Ангелов. Он начал наводить порядок в Тёмном Империуме и сразил своего демонического брата Ангрона — будучи бессмертными, примархи-хаоситы и раньше действовали в сеттинге гораздо чаще лоялистов, но сейчас они особенно активизировались.
Изображение: Warhammer Community
Говоря проще, теперь основной нерв сеттинга — это возвращение примархов с обеих сторон и их разборки. Несомненно, сильнее всего на это повлиял успех книжной Ереси Хоруса, которая совсем недавно подошла к концу. Именно поэтому в «современный» сеттинг всё чаще возвращаются её основные действующие лица, вплоть до Константина Вальдора, некогда личного телохранителя и правой руки Императора. Но это пока не точно.
Интересный факт: Хотите узнать об этом больше? Читайте серию «Биквин» Дена Абнетта — её финальный том, «Пандемониум», должен выйти в обозримом будущем.
Такая ситуация нравится не всем. Одни предпочитают, когда прошлое сеттинга остаётся загадочным и мифологическим, а не лезет в его настоящее. Другие жалуются, что Games Workshop уделяет слишком много внимания Империуму, забывая про все остальные фракции — и действительно, такое ощущение есть, даже несмотря на гражданскую войну некронов и возвращение в сеттинг космических гномов-скватов — в Warhammer 40,000 они поклоняются управляющему ими ИИ и выкачивают ресурсы из целых планет.
Впрочем, кажется, что большинство фанатов вполне довольны положением дел, с интересом гадая, кого из примархов вернут следующим. Интерес к сеттингу необычайно высок — и не в последнюю очередь благодаря удачным играм по нему. Space Marine 2, Rogue Trader, к которому вот-вот присоединится Dark Heresy, шутер Darktide, внезапное воскрешение серии популярных стратегий Dawn of War, с выходом ремастера первой части и анонсом четвёртой... В этом мрачном мире нет ничего кроме войны и страданий, и всё-таки возвращаться в него хочется снова и снова.