15 самых красивых и стильных видеоигр
Автор: Дмитрий Сироватко, Ангелина Смирнова
В наши дни удивить красивой графикой становится всё сложнее. Технологии стали настолько доступными, что даже небольшая команда разработчиков может порадовать выдающимся техническим исполнением. Вспомнить хотя бы нашумевший шутер Unrecord. Поэтому мы решили вспомнить о 15 проектах, производящих мощное впечатление не столько технологиями, сколько потрясающей работой художников.
Okami
- Жанр: приключенческий экшен
- Дата выхода: 20 апреля 2006 года
- Платформы: ПК, PS2, Wii, PS3, PS4, Xbox One, Switch
Изображение: Okami / PC Gamer
У игроков помоложе Хидэки Камия прочно ассоциируется с Bayonetta — серией нарочито ироничных, в чём-то гротескных и, если угодно, анимешных слэшеров про сексапильную ведьмочку. Однако за несколько лет до своего magnum opus геймдизайнер выпустил Okami — одну из самых красивых игр в истории.
Okami подкупала не столько необычным геймплеем с использованием кисти, помогающей в боях и при решении головоломок, сколько удивительным арт-дизайном. Игровой мир выглядел как живопись времён Древнего Китая. Вдохновением для стиля послужила традиционная японская гравюра укиё-э, а также техника суми-э — монохромная живопись тушью. Разработчики даже имитировали эффект «мокрой бумаги», чтобы создать ощущение, будто игра нарисована на свитке. Это позволило проекту резко выделиться на фоне других и решить вопрос с технической составляющей — Okami изначально вышла на PS2 под самый закат жизни консоли.
У игры есть HD-ремастер, поэтому желающим наверстать упущенное не придётся морщиться при виде низкого разрешения оригинальной версии.
The Witcher 3: Wild Hunt
- Жанр: ролевой экшен
- Дата выхода: 19 мая 2015 года
- Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series, Switch
Изображение: The Witcher 3: Wild Hunt / The Independent
Третий «Ведьмак» — редкий пример игры, о которой вспоминают по прошествии десяти лет и будут помнить ещё очень долго. И не только лишь потому, что в разработке находятся новые части серии. Это действительно эпохальный проект — прекрасно написанный, отлично срежиссированный и выдающийся в техническом плане.
Даже оригинальная ПК-версия на максималках выглядит вполне себе и в 2025 году. В этом заслуга не только движка, но и солидного вклада художников, создавших яркий и балующий разнообразием мир. CD Projekt RED привлекла историков и архитекторов, чтобы воссоздать дух средневековой Европы. Например, Новиград с его готическими шпилями и грязными улицами вдохновлён реальными городами вроде Гданьска; Туссент — французским Провансом. «Ведьмак» избегает типичного фэнтези-клише «всё в одном стиле», поэтому тут нашлось и место для свинцовых туч над Скеллиге и штормов, словно сошедших с полотен скандинавских маринистов. Технически игра тоже опережала время: трава колыхалась под ветром ещё в 2015 году, а облака двигались «как настоящие», создавая «живое» освещение.
Даже сегодня The Witcher 3 выглядит свежо — потому что стиль игры в равной степени опирался на современные технологии и художественную целостность.
Hollow Knight
- Жанр: метроидвания
- Дата выхода: 24 февраля 2017 года
- Платформы: ПК, PS4, Xbox One, Switch
Изображение: Hollow Knight / Steam
Одна из самых известных метроидваний и, по совместительству, красивых. Разработчики сделали ставку на мрачный сюрреализм, дополненный готическими нотками. Всё это отчасти смахивает на работы FromSoftware, но с поправкой на мультяшный стиль.
Команда Team Cherry смотрела не только на Dark Souls, но и классические мультфильмы вроде «Тайны Келлс». Несмотря на засилье тёмных тонов, локации радуют разнообразием, как и враги. Вот уж где фантазия художников разыгралась на полную. Анимация здесь — отдельный шедевр: все спрайты рисовались вручную, без 3D-моделей, а кадры анимации главного героя — 24 на одно действие (для инди-игры это огромная работа). Каждый враг движется с преувеличенной плавностью, как в классических мультфильмах Disney. При этом игра не копирует мрачный стиль Souls-игр, а создаёт свой — более меланхоличный и камерный.
Cuphead
- Жанр: беги и стреляй
- Дата выхода: 29 сентября 2017 года
- Платформы: ПК, PS4, Xbox One, Switch
Изображение: Cuphead / NPR
Cuphead — оммаж хардкорным играм эпохи 8- и 16-битных консолей, когда прохождение уровня могло потребовать нескольких часов и десятков безуспешных попыток. Впрочем, таких проектов предостаточно в инди-сегменте. А вот подобного визуала, отдающего дань уважения довоенным американским мультфильмам, в играх прежде не было.
Студия MDHR изучала анимацию 1930-х годов, включая работы Fleischer Studios (создателей Бетти Буп), и даже использовала целлулоидную технику — рисовала персонажей на прозрачных листах, как в старых мультфильмах. Красота игры — результат многолетнего труда и упорства талантливых энтузиастов, не желавших идти на компромиссы.
В итоге авторам Cuphead воздалось по полной. Игра не только получила массу наград и стала коммерчески успешной, но и породила немало подражателей. К примеру, на 2025 год запланирован релиз нуарного шутера Mouse: P.I. for Hire, выдержанного в схожем стиле.
Red Dead Redemption 2
- Жанр: приключенческий экшен
- Дата выхода: 26 октября 2018 года
- Платформы: ПК, PS4, Xbox One
Изображение: Red Dead Redemption 2 / Tom’s Guid
Дикий Запад некогда был одной из самых популярных тем в кино, но вот с играми у него не сложилось. Были разовые эксперименты, вроде Red Dead Revolver, о которых народ забывал уже через год после релиза. Совсем другое дело — Red Dead Redemption. И хотя Rockstar Games редко делает что-то за пределами вселенной GTA, эксперимент оказался более чем удачным. Команда доказала, что она вполне может отойти от привычных для себя рамок и выдать нечто не менее качественное.
Red Dead Redemption 2 высоко подняла планку визуального реализма. Художники Rockstar изучали фотографии эпохи Дикого Запада и картины Альберта Бирштадта, чтобы передать атмосферу «последнего фронтира». Это не просто «красивая графика» — это системный подход к миростроению. Даже небо в игре генерируется на основе реальных метеорологических данных — облака движутся и меняются в зависимости от влажности и высоты, как в природе. Свет проходит сквозь листву, создавая пятнистые тени. Снег в горах Амбарино накапливается на одежде и тает у костра. Грязь динамически прилипает к лошади и герою. Свет фонарей в Сен-Дени мерцает, как настоящие керосиновые или газовые лампы XIX века.
Мир RDR2 не выглядит «нарисованным», он ощущается снятым на камеру — с естественными бликами, дымкой и глубиной резкости. Поэтому даже по прошествии семи лет игра не кажется устаревшей ни по геймплею, ни по визуалу.
Gris
- Жанр: приключенческий платформер
- Дата выхода: 13 декабря 2018 года
- Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series, Switch, Android, iOS
Изображение: Girls / Girls on Games
В своё время многие восторгались минималистским абстракционизмом Journey, проявившимся как в геймплее, так и визуальном стиле. Авторы Gris явно создавали своё сюрреалистическое детище с оглядкой на творение Thatgamecompany. Что, впрочем, не помешало ей завоевать солидную фан-базу, которую совсем не парили очевидные сходства в визуальном стиле.
Nomada Studio сделала то, на что не решаются даже крупные студии — превратила игру в движущуюся акварель. Каждый кадр здесь выглядит так, будто его только что намочили кистью: краски растекаются, мазки видны невооружённым глазом, а фон иногда напоминает мокрую бумагу. Игра использует минимализм не от бедности, а как осознанный приём — например, в первой главе мир почти монохромный, и только по мере прогресса он наполняется цветом. Анимация героини нарочно сделана «рваной» (12 кадров в секунду), чтобы создать ощущение ручной перекладки, как в старых мультфильмах. Gris не пытается удивить полигонами или спецэффектами — она доказывает, что настоящая красота в простоте и гармонии.
Игра задумывалась как медитативный опыт, а не хардкорный платформер, поэтому геймплеем она не особо удивила. Зато облик запомнился аудитории надолго. Неудивительно, что Gris получила награду BAFTA за художественные достижения и до сих пор вдохновляет инди-разработчиков своей эстетикой.
Control
- Жанр: приключенческий экшен
- Дата выхода: 27 августа 2019 года
- Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series, Switch
Изображение: Control / ThisGenGaming
Если Alan Wake была эдаким экспериментом, то после Control стало ясно — Remedy куда интереснее проекты про всякую паранормальщину и прочую «дэвидолинчевщину», нежели драматические нуарные истории про падших на дно копов.
Control — это визуальная ода сюрреализму и бруталистской архитектуре. Прототипами для дизайна здания «Старейшего дома» послужили реальные правительственные сооружения 1960-х годов, а также работы художников вроде Ремедиоса Варо. Сцена в астральном лабиринте, где стены меняются под ритм музыки, стала культовой — её сравнивают с «Началом» Нолана. Жаль, что таких моментов в игре очень мало.
Небольшой бюджет и сжатые сроки разработки сказались на качестве. Запутанный сюжет во многом подаётся через записки и унылые диалоги, а не привычные для современных игр кат-сцены. Да и большую часть времени приходится любоваться не на причудливые локации из параллельного измерения, а довольствоваться серыми однообразными коридорами и офисами.
Death Stranding
- Жанр: приключенческий экшен
- Дата выхода: 8 ноября 2019 года
- Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox Series, iOS, iPadOS
Изображение: Death Stranding / Destructoid
После скандального расставания с Konami Хидэо «наш гений» Кодзима заручился поддержкой Sony и создал на выданные миллионы один из самых провокационных и спорных проектов последних лет.
С одной стороны Death Stranding — это игра-пейзаж. Каждый кадр здесь выглядит как обложка альбома пост-рока, а Исландия, вдохновившая локации, передана с почти документальной точностью. Кодзима лично ездил на натурные съёмки, чтобы запечатлеть атмосферу. Даже дождь «время» (timefall), ускоряющий старение всего живого, визуализирован через эффект «растворяющихся» капель — это одна из самых необычных интерпретаций дождя в играх.
С другой — огромные пустынные пространства, где приходилось доставлять груз из точки А в точку Б, откуда и пошли все мемы про курьера «Яндекса». По-хорошему Death Stranding следовало бы сделать линейным кинцом, но «гений» мыслил иначе. Впрочем, проект всё равно стал успешным, иначе бы сиквелу точно не дали зелёный свет. Выходит он, кстати, уже в конце месяца.
Ori and the Will of the Wisps
- Жанр: приключенческий платформер, метроидвания
- Дата выхода: 11 марта 2020 года
- Платформы: ПК, Xbox One, Xbox Series, Switch
Изображение: Ori and the Will of the Wisps / TheGamer
Ещё одна потрясающе красивая метроидвания, выполненная в стиле мрачной сказки. Мало того, что игра выдержана в лучших традициях жанра, так ещё и нарисована так, что геймеры до сих приводят её в пример как один из лучших образцов арт-дизайна.
Moon Studios использовали технологию HDR-рендеринга, чтобы добиться эффекта «светящегося» мира. Когда Ори бежит через лес, создаётся иллюзия, что это не 2D-игра, а объёмный мультфильм — фоновые слои движутся с разной скоростью, листья колышутся, а свет пробивается сквозь листву настоящими лучами. Вода здесь переливается, как жидкий шёлк, а магические эффекты состоят из тысяч частиц, которые ведут себя по законам физики.
В работе художников прослеживается общее влияние анимации Disney и Rayman Origins, но они добавили свою «сияющую» эстетику — даже тёмные пещеры в Ori не мрачные, а наполнены биолюминесценцией и мягким свечением. Это редкий случай, когда платформер выглядит настолько кинематографично, что хочется ставить игру на паузу и любоваться каждым кадром.
Ghost of Tsushima
- Жанр: приключенческий экшен
- Дата выхода: 17 июля 2020 года
- Платформы: ПК, PS4, PS5
Изображение: Ghost of Tsushima / GQ
Тема самураев издавна популярна у разработчиков игр, но показать аутентичные сражения посреди живописных локаций долгое время мешало несовершенство технологий. В последние годы таких преград уже нет, и Sucker Punch, известная по серии inFAMOUS, выдала один из лучших примеров данного сеттинга.
Ghost of Tsushima — это любовное письмо классическим фильмам Акиры Куросавы. Разработчики добавили даже чёрно-белый режим Kurosawa Mode, который имитирует киноплёнку 1950-х годов. Но главное — это природа: ветер, гнущий бамбук, лепестки сакуры, кружащиеся в воздухе, и золотые поля, через которые бежит главный герой, создают ощущение живой картины.
Открытый мир наложил некоторые ограничения на графику как таковую. Всё-таки Ghost of Tsushima вышла под закат поколения PS4, когда консоль от Sony уже успела порядком состариться. Но художникам и дизайнерам это не помешало выложиться на полную. Здесь даже сложно подобрать подходящие слова для описания всего визуального великолепия — скриншоты всё скажут сами за себя.
Cyberpunk 2077
- Жанр: ролевой экшен
- Дата выхода: 10 декабря 2020 года
- Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series, Switch 2
Изображение: Cyberpunk 2077 / Kotaku
Во многом с подачи Deus Ex киберпанк в играх долгое время изображали на манер «Бегущего по лезвию». Небоскребы, частые ливни и, конечно же, свет неоновых огней, от которого негде скрыться. Но CD Projekt RED пошла дальше — их Найт-Сити в Cyberpunk 2077 не просто копирует классику жанра, а переосмысляет её через призму ретрофутуризма.
Здешний мир — это намеренно гипертрофированный капитализм, доведённый до абсурда. В лакшери-кварталах корпораций неоновые вывески рекламируют синтетическую еду и цифровую эвтаназию, а в трущобах Валентино даже уличные банды носят стилизованные под 1980-е годы куртки с LED-подсветкой. Особого внимания заслуживает дизайн рекламы — каждая анимированная билбордная «идол» (отсылка к японским виртуальным знаменитостям) имеет свой характер, а некоторые даже «взламываются» хакерами прямо на ваших глазах.
Но главный визуальный триумф Cyberpunk 2077 — это свет. Не просто неон, а его взаимодействие с окружением: дождь превращает улицы в зеркала, отражающие рекламные голограммы, а лучи прожекторов пробиваются сквозь смог, как в фильмах Ридли Скотта. Игра настолько одержима эстетикой, что даже интерфейс в стиле VHS-кассет мерцает и «зависает», будто старый телевизор.
Returnal
- Жанр: шутер с видом от третьего лица, рогалик
- Дата выхода: 30 апреля 2021 года
- Платформы: ПК, PS5
Изображение: Returnal / Polygon
Returnal оказалась смелым, но в то же время странным экспериментом. С виду вроде бы типичный эксклюзив от Sony — технологичный, дорого сделанный и недурно поставленный. Однако под личиной проекта оказалось вовсе не стандартное ААА-кинцо на полтора десятка часов, а рогалик, примечательный своим сеттингом. Студия Housemarque, известная своими аркадными шутерами, неожиданно создала Returnal как мрачный психоделический трип, с отсылками не только к «Чужим», но и «Космической одиссеи 2001».
Планета Атропос — это живой организм. Стены её руин пульсируют, как вены, а инопланетные артефакты напоминают окаменевшие внутренние органы. Даже пули врагов здесь не металлические снаряды, а сгустки тёмной энергии, оставляющие после себя кровавые брызги — отсылка к биомеханике Гигера.
Но самое впечатляющее — это смена эр. Одно мгновение вы сражаетесь в древних руинах, а в следующую секунду время перематывается, и вы оказываетесь среди высокотехнологичных конструкций, которые тут же начинают ржаветь и разрушаться на глазах. Такой визуальный приём не просто красив — он усиливает ощущение бесконечного цикла, в котором застряла главная героиня.
Жаль, что вдоволь налюбоваться красотами вам не дадут — рогалик на то и рогалик, чтобы жёстко наказывать за ошибки, побуждая игрока не расслабляться ни на секунду.
Horizon Forbidden West
- Жанр: ролевой экшен
- Дата выхода: 18 февраля 2022 года
- Платформы: ПК, PS4, PS5
Изображение: Horizon Forbidden West / GamesRadar
К сожалению многих, Sony решила поставить на паузу подававшую немалые надежды серию Killzone и доверила её авторам разработку нового IP. И это тот случай, когда на смену одной хорошей вещи пришла другая.
Guerrilla Games не просто сделала красивую игру — они создали один из самых детализированных постапокалиптических миров в истории. Если Zero Dawn удивляла контрастом первобытных племён и роботов-динозавров, то Forbidden West довела эту идею до совершенства. Каждая локация здесь — музей естественной истории будущего. Заброшенные небоскрёбы Лос-Анджелеса теперь обрастают кораллами, а ржавые мосты превратились в гигантские лианы. Даже погода работает на атмосферу: песчаные бури в пустыне обнажают древние артефакты, а в джунглях капли дождя скатываются по металлическим панцирям машин-оленей.
Особенно впечатляет подводный мир. В отличие от большинства игр, где вода — это просто синий фильтр, здесь каждый риф, каждое затонувшее здание покрыто уникальной экосистемой. Рыбы-роботы светятся в темноте, как живые глубоководные существа, а гигантские «черепахи»-транспорты поросли анемонами.
Elden Ring
- Жанр: ролевой экшен
- Дата выхода: 25 февраля 2022 года
- Платформы: ПК, PS4, PS5, Xbox One, Xbox Series, Switch 2
Изображение: Elden Ring / Kotaku
FromSoftware давно сделала мрачное фэнтези своей визитной карточкой, но Elden Ring — это не просто ещё один Dark Souls. Авторы создали мир, где каждая руина, каждый замок — это страница из древнего эпоса.
Лимгрейв с его золотыми полями и замками кажется райским уголком… пока вы не заметите, что деревья здесь растут из трупов, а солнце никогда не садится — потому что оно застыло. А затем вы попадаете в Сиофру — подземное царство, где звёзды висят так близко, что кажутся битым стеклом, а по небу плывут гигантские окаменевшие боги.
Но главный шедевр — это Столица Лейндел. Когда вы впервые видите его с высоты, кажется, что это обычный готический город. Но спустившись, понимаете: это гигантская гробница. Даже «небо» здесь — иллюзия, нарисованная на куполе, а настоящие звёзды скрыты за слоями камня.
The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom
- Жанр: приключенческий экшен
- Дата выхода: 12 мая 2023 года
- Платформы: Switch, Switch 2
Изображение: The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom / Too Much Gaming
Tears of the Kingdom стала прямым продолжением Breath of the Wild, унаследовав у предшественницы не только геймплей, но и характерный визуальный стиль. На который, кстати, в своё время равнялись очень многие, включая авторов знаменитой Genshin Impact.
Как и в случае с Okami, технология cel-shading позволила замаскировать недостатки морально устаревшего железа. Низкое разрешение картинки и текстур, равно как и малое количество полигонов на моделях, конечно же, дают о себе знать. Но при этом Хайрул получился исключительно живописным местом. Он выглядит как ожившая акварель: мягкие тени, теплые цвета и лёгкая дымка создают ощущение, будто вы играете внутри сказки.
Но главное чудо — это вертикальный дизайн. Теперь вы можете подняться на облачный архипелаг, где острова парят над пропастью, или спуститься в Подземелье — царство вечной тьмы, где светятся только синие грибы и глаза чудовищ. Каждая локация, будь то пустыня с движущимися песчаными волнами или лес с гигантскими биолюминесцентными грибами-деревьями, выглядит как отдельное произведение искусства.
И даже физика работает на эстетику: когда вы склеиваете предметы, они не просто соединяются — их текстуры смешиваются, как будто скрепленные магией. А ночное небо здесь не статичное — если долго смотреть на звёзды, можно увидеть, как они медленно вращаются, как в реальном мире.