Автор: Кирилл Колесников, ведущий юрисконсульт практики интеллектуальная собственность Юридической компании ЭБР
Создание игры — почти всегда командная работа. Программисты, дизайнеры, художники и другие специалисты вместе работают над общим проектом. Но что происходит с правами на игру, когда над ней трудится несколько человек? Давайте разберёмся, как устроено соавторство и какие права есть у каждого участника команды.
Все авторские права условно делятся на две принципиально разные группы:
Неимущественные права — это как право подписать картину своим именем. Имущественные — это право продать её или разрешить печатать на футболках.
Неимущественные права принадлежат каждому автору отдельно. А вот имущественные — общие. Это значит, что все соавторы должны договориться, как управлять игрой и делить доход. Если договорённости нет, то решения нужно принимать только совместно, с согласия всех участников.
Представим типичную ситуацию: три друга решили сделать игру. Первый — разработчик, он отвечает за код, второй — дизайнер, отвечает за графику, третий — проектный менеджер, координирует работу и договаривается с площадками о публикации. Денежные вопросы решают по мере поступления, документов никаких не составляют.
В таком сценарии больше всего рискует проектный менеджер. Его вклад — это идеи, сюжет, общее руководство и организация команды. Часть из этого вообще не защищается законом, а другую сложно доказать. А такие вещи, как «я нашёл инвестора» или «я собрал команду», вообще никак не влияют на права. Поэтому менеджера не трудно просто «вычеркнуть» из проекта.
Разработчик и дизайнер в более защищённой позиции: их вклад осязаем — код, графика, контент. Но и у них нет гарантий, если всё держится только на устных договорённостях. Всегда остаётся риск, что кто-то из команды возьмёт свои наработки и продолжит с ними в другом проекте — хоть в своём, хоть в стороннем.
Изображение: РЭД КОНФ / DevReality
Перед тем как просить ChatGPT составить «корректный юридический документ» следует сделать несколько шагов.
Шаг №1. Фиксация зон ответственности
Соберитесь командой и обсудите, кто чем занимается и за что отвечает. Это может быть короткая встреча или звонок. Главное — зафиксируйте, о чём договорились. Не обязательно писать документ на 20 страниц — достаточно составить короткое резюме и закрепить его в общем чате. Рекомендуем также сделать скриншот и сохранить себе.
Шаг №2. Согласование интересов
На самом деле, далеко не всем нужны права на итоговый продукт. Часть команды будет заинтересована только в оплате собственной работы (деньги «здесь и сейчас»). Кто-то участвовал в проекте ради портфолио и для него критично сохранение указаний об авторстве. Некоторые «плывут по течению» и согласятся на любое предложение.
А возможно все три участника хотят создать полноценный продукт и дальше совместно его развивать. Результаты обсуждения лучше оформить и сохранить, ведь от них зависит этап №2.
Когда понятны пожелания каждого участника проекта, то понятно и что оформлять. Пройдёмся по каждому варианту пожеланий.
Вариант №1. В правах заинтересован только 1 участник команды
В таком случае можно приобрести права по договору об отчуждении исключительного права.
Важно: в договоре не должно быть таких слов: «бессрочная лицензия», «всеми способами использовать», «лицензионное вознаграждение» и т.д. Иначе договор можно переквалифицировать на лицензию, и вы потратите деньги впустую.
Вариант №2. Проект долгосрочный, все заинтересованы в развитии
Для серьёзных долгосрочных проектов имеет смысл создать юридическое лицо и передать интеллектуальную собственность (ИС) в качестве вклада в имущество (не в уставный капитал, чтобы не проводить оценку).
Если передать права в уставный капитал, придётся платить за оценку. Если просто внести в имущество — оценка не нужна, но права всё равно переданы.
Разделение ролей внутри команды можно сделать на этапе структурирования устава, распределения долей и т.д.
Важно: если вы создаёте компанию с несколькими основателями, но гендиректором становится представитель только одного из них — это риск. Без дополнительных договорённостей он сможет единолично передать права на игру другой компании.
Как защитить права при их передачи юрлицу:
Это убережёт вас от ситуации, когда один человек может распорядиться правами на общий проект без вашего ведома.
Вариант №3. Нет явного понимания о будущем проекта, команда не хочет продавать права на продукт или открывать юрлицо.
В таком случае между соавторами можно заключить отдельное соглашение, в котором прописать базовый минимум:
Совместная работа над игрой требует не только творчества, но и чёткого распределения прав.
Письменное оформление договорённостей занимает немного времени, зато помогает избежать недопонимания в будущем. Определите условия использования результатов работы и порядок принятия решений заранее — это сделает сотрудничество комфортным для всех участников.
На конференции РЭД КОНФ более подробно разбирали тему «Как составить соглашение между соавторами игры и договор с инвестором». Рекомендуем посмотреть запись выступления для более глубокого погружения в вопрос: