Hobby World приобрёл «Фогейм»: как крупнейший издатель настолок начал заниматься видеоиграми
Автор: Евгения Воскресенская
Hobby World, крупнейший российский издатель настольных игр, приобрёл «Фогейм» — юридическое лицо, которому принадлежит одноимённая цифровая платформа и некоторые игры. Что это значит и почему это интересно? Давайте попробуем разобраться.
Изображение: Hobby Games
От «Берсерка» до Игрокона
Hobby World — это крупный холдинг, в который входят издатель и дистрибьютор настольных игр Hobby Games, известный журнал «Мир Фантастики» и многие другие активы. История Hobby World началась в 2010 году после слияния двух издательств. Первое это «Мир Фэнтези» — выпустило «Берсерка». Второе — «Смарт» Михаила Акулова и Ильи Карпинского, известного по изданию игр «Каркассон» и «Манчкин». Как объяснял Акулов в одном из интервью, сегменты НРИ (настольно-ролевых игр) и ККИ (коллекционных карточных игр) стали пересекаться, и мысль о сотрудничестве вместо конкуренции показалась привлекательной обеим сторонам.
Уже в 2015 году Hobby World приносил своим создателям более миллиарда рублей прибыли в год. За прошедшие с тех пор десять лет дела пошли ещё лучше — в последнее время новости об экспансии Hobby World появляются всё чаще. Например, в конце прошлого года холдинг приобрёл долю в 56,25% фирмы «Звезда», занимающейся настольными играми, и 66% в его подразделении «Мир увлечений» — сумма сделки составила 808 млн рублей. А ещё годом ранее Михаил Акулов объявил об инвестировании в строительство новых производственных мощностей под Тверью — общая сумма вложений оценивалась в 500 млн рублей.
Интерес Hobby World к видеоиграм тоже возник не вчера. С 2013 года компания проводит фестиваль «Игрокон» — изначально зародившись как ярмарка настольных игр, он постепенно расширял свою сферу деятельности, а с недавнего времени включил в себя и видеоигровую зону. Кроме того, сам Акулов ещё с начала нулевых имел отношение к геймдеву, будучи совладельцем студии «Байтекс», из которой он вышел только в 2021 году. А Илья Карпинский успел побывать топ-менеджером Mail.Ru Group, MY.GAMES, MGVC и одним из основателей Экспертного совета игровой индустрии.
Сейчас Акулову принадлежит ни много ни мало российское подразделение студии Owlcat Games, одним из сооснователей которой был всё тот же Карпинский (проекты Pathfinder: Kingmaker и Wrath of the Righteous). Также в последние годы он стал владельцем фирмы Sunstrike Studios, занимающейся видеоигровой графикой, и открыл ООО «Новодел», в деятельность которого входит разработка и издательство компьютерных игр. А в 2022 году Акулов стал одним из основателей РВИ — организации развития видеоигровой индустрии в России.
Вероятно, на этом процесс не остановится. Всё дело в том, что Hobby World собирается выходить на IPO — а для успешного выхода на биржу нужно консолидировать свои активы.
Точная дата проведения IPO неизвестна (изначальные планы о весне 2025 года очевидно неактуальны). Судя по всему, холдинг готовится проводить его уже в ближайшем будущем. Так, АО «Hobby World», которое и приобрело «Фогейм», было зарегистрировано ещё в 2023 году. А в мае этого года стало известно о планах Hobby World перейти на отчётность по МСФО — это одно из требований для тех, кто хочет выйти на биржу.
Изображение: Михаил Акулов / Владислав Шатило, РБК, ТАСС
Налетай, торопись — покупай «Фогейм»
«Фогейм», на 99% принадлежавшая кипрской Digivita Ltd, включает в себя и Innova — фирму, хорошо знакомую отечественным игрокам. Она запускала в России множество популярных ММО — от RF Online до Black Desert Online и Aion Classic. В 2008 году Innova открыла цифровую платформу 4game для распространения своих проектов — изначально направленную только на Россию, но затем начавшую работать и в других странах.
В последние годы дела у компании шли не очень, в том числе и из-за ухудшения международных отношений. В 2022 году от Innova избавился шведский холдинг Enad Global 7, который приобрёл компанию всего за год до этого — её выкупил собственный менеджмент за 32 млн евро.
Как утверждает «Коммерсант», с сентября 2022 года фирма фактически принадлежала венчурной инвестиционной группе GEM Capital, основанной бывшим топ-менеджером «Газпрома» Анатолием Палием. GEM Capital известен инвестициями в российские игровые студии — от Owlcat до Mundfish.
По информации, изначально появившейся на сайте всё того же «Коммерсанта», но позже удалённой, в 2024 году представители GEM Capital пытались приобрести и «Леста Игры», но получили отказ.
Что сейчас будет с «Инновой» — пока неизвестно, как неизвестны и детали сделки с Hobby World. В «Фогейме» заявили, что совместно с Hobby World займутся развитием культуры видеоигр в России и созданием экосистемы, включающей в себя разные виды развлечений.
Изображение: портал 4game
Предложение, от которого трудно отказаться
Выход на биржу — это не беспроигрышный билет в счастливое будущее. И дело не только в том, что высокая процентная ставка делает IPO менее привлекательными как для компаний, так и для инвесторов. Практика показывает, что далеко не каждая эмиссия акций российских высокотехнологических компаний заканчивается успехом. Например, акции шеринга самокатов Whoosh сейчас торгуются по цене ниже первоначального предложения — 158 рублей против 185.
Разумеется, есть и более позитивные примеры. В первую очередь, речь идёт о группе компаний Астра, занимающейся разработкой инфраструктурного программного обеспечения — 333 рубля на старте продаж против 398 сейчас. Однако успех предприятия, работающего не только с крупнейшими российскими компаниями, но и с государственными ведомствами вроде Министерства обороны, не кажется удивительным.
Сможет ли добиться схожего успеха Hobby World? Покажет время, но пока кажется, что холдингу не хватает, как говорят в геймдеве, killing feature. Выше упоминались слухи о том, что череда покупок Hobby World активно продолжится. Чем больше активов удастся набрать перед выходом на биржу, и чем чаще в описании этих активов будут встречаться знакомые инвесторам «крепкие» названия — тем выше будут шансы на то, что IPO пройдёт успешно.