За чей счёт можно сделать игру в России? Среди вариантов: собственный капитал, краудфандинг, инвестиции спонсоров и поддержка со стороны государства. Сегодня мы хотим рассказать про те самые гранты. Спойлер — они не страшные, но зачастую вызывают как минимум смешанную реакцию: «мы не знаем, как подаваться», «это сложно», «там работают далёкие от индустрии люди, они потребуют ненормальные KPI», «придётся не игру делать, а подгонять её под отчёт». Ниже инструкция, как получить от государства субсидию и не потерять себя. Рассказываем про президентский Фонд культурных инициатив (ПФКИ).
Важно понять и принять, что люди, которые раздают гранты ПФКИ, заинтересованы в том, чтобы их выдать. Это уже хорошее начало. Роман Карманов, генеральный директор президентского Фонда культурных инициатив лично рассказывал, что каждый 9 проект, который подавался на грант, получил поддержку от государства. Достаточно большие шансы, учитывая размеры нашей страны. Хороший пример такого проекта — «Игропром», который в этом году сумел получить грант второй раз подряд.
Ежегодный объём поддержки — 10 млрд рублей, выдаётся в 2 конкурсных потока. Последний набор проходил с 25 июля по 10 сентября, результаты будут объявлены до 20 декабря 2024. Следующий поток начнётся в начале следующего года. Если опираться на опыт прошлых лет, то можно начинать готовиться к концу января 2025 года.
Грантовые деньги не облагаются налогом, это безвозвратные инвестиции. Всё, что покупается, арендуется, оплачивается в форме зарплаты, а также получаемый на выходе продукт принадлежит команде проекта. Государство не претендует на интеллектуальную собственность, сотрудников, прибыль и т.д.
Реализовать проект нужно в течение 18 месяцев. Команда заявляет, что сделает проект с определённым названием и с определённым наполнением для определённой аудитории. Фонд в свою очередь выделяет средства по этапам, которые определены проектом. В конце каждого этапа вы показываете отчётность по результатам периода и двигаетесь дальше. Конечно, большинство игр разрабатываются больше 18 месяцев. Но это не проблема. Вы можете податься на какой-то из этапов разработки игры на указанные 18 месяцев, победить, развивать проект, а потом, например, подаваться на второй грант.
Принять участие могут все формы коммерческих и некоммерческих организаций, муниципальные учреждения, ИП. От одного юрлица можно подать одну заявку. В идеале, идейный вдохновитель и владелец юрлица должны быть одним и тем же человеком. Фонду всё равно, это просто рекомендация для разработчика, чтобы «коллеги» не «увели» проект. После получения положительного решения и начала работы, можно подавать сразу вторую заявку (но не третью).
Сюда подходят компьютерные игры, VR-, AR-, ИИ-технологии и т.д., главное, чтобы у него были:
Для оценки заявок со всей страны собраны 950 независимых профессиональных экспертов из 68 регионов России. Это не робот или ИИ, не чиновник, а эксперт в IT и геймдеве. Среди экспертов существуют внутренние рейтинги от красных до зелёных в зависимости от количества и масштабов оценённых проектов.
Теперь представьте, что у вас есть идея, на которую вам нужны деньги. За 1000 км от вас есть человек, у которого эти деньги есть, но который про вас ничего не знает. Ваша задача дистанционно максимально полно и понятно объяснить, почему надо дать денег именно вам. На сайте Фонда подготовлена подробная информация, как заполнить заявку. Важно! Многие команды недостаточно полно заполняют все пункты заявки, и поэтому получают отказ. Но примечательно, что со второго раза шанс получить одобрение возрастает, т.к. команды уже понимают, на что обратит внимание эксперт. Но в целом и с первого раза вполне реально пройти отбор, просто посмотрите на проект глазами эксперта.
Заявки принимаются и оцениваются дистанционно. Все критерии оценки известны заранее, вы можете про них подробно почитать на сайте Фонда. См. рекомендации по каждому критерию:
Этот пункт только кажется сложным. Чего от вас ждёт Фонда: на каждом этапе проекта (помните, что вы сами определяете их в плане) вы предоставляете аналитическую и финансовую отчётность. По финансовой — вы загружаете документы по затратам (чеки, подтверждения переводов и т.д.). По аналитической — вы загружаете ассеты, которые визуально подтверждают факт создания продукта (3D-модели, фото и видео, 2D-ассеты и т.д.). Здесь главное показать, что процесс идёт. В целом помогает думать о гранте, как о своих деньгах. Если бы вы вложили свои деньги в продукт и шли к результату так же и тем же путём, как на деньги от государства, то всё ок.
Как не зафейлить рассмотрение заявки (читай — «как получить одобрение»):
Повторим, что каждая 9 заявка получает поддержку. Судя по опыту, именно она достаточно хорошо оформлена и полно раскрывает информацию о вашем проекте.
Представители Фонда часто лично объясняют, как надо подавать заявки. Сегодня на стриме в 16:00 они подробнее расскажут о конкурсе, заявках, правилах и покажут примеры проектов по созданию и продвижению видеоигр, которые уже получили поддержку ПФКИ. Стрим будет доступен в записи. |
Получить деньги от государства реально и это достаточно прозрачный процесс. Если из вашей заявки можно сделать вывод о том, какая команда хочет реализовать какую идею и почему она сейчас актуальная — то деньги ваши. Иногда не с первого раза, но зачастую со второго или третьего. Следующий конкурс начнётся в начале 2025 года.