Автор: Евгения Воскресенская
Тестирование — это не просто поиск багов. Это стресс-тест для вашей геймдизайнерской интуиции. Даже самые крутые механики могут разбиться о простую истину: игроки — непредсказуемые существа. Они могут и будут игнорировать что-то, во что вы вложили больше всего сил.
Хорошая новость: вам не нужен бюджет, чтобы узнать это до релиза. Можно организовать плейтест бесплатно — если знать, где искать добровольцев и как выжать из них максимум полезной информации. Плохая новость: придётся немного потанцевать с бубном вокруг соцсетей и научиться задавать правильные вопросы. Готовы? Тогда поехали.
Изображение: РЭД ЭКСПО / DevReality
Итак, предположим, что самые первые этапы тестирования — на коллегах, друзьях и родственниках — уже закончены. Теперь настало время найти более беспристрастную аудиторию со свежим взглядом. Где искать добровольцев?
Здесь вопрос о тестировании плотно пересекается с вопросом о маркетинге. Если вы уже вовсю занимаетесь созданием и развитием сообщества, то опубликуйте у себя приглашение на тестирование и переходите к следующему пункту.
Если своего сообщества пока нет, то самое время его завести. Создайте страницы в популярных соцсетях — как российских, так и зарубежных — и заполните их контентом: описанием игры, скриншотами, роликами, дневниками разработки и другими интересными постами.
Пусть вас не расстраивает изначальное отсутствие подписчиков. Существует множество способов продвижения соцсетей — от согласованных репостов в подходящих группах до таргетированной рекламы. Для начала можно попросить друзей подписаться и поделиться вашими постами у себя на страницах. Одна из опций — разослать анонс вашей игры профильным журналистам и блогерам, если вы этого ещё не сделали. Подробнее о взаимодействии с ними мы расскажем чуть позже.
Как только убедитесь, что вещаете не в пустоту, опубликуйте пост-приглашение к тестированию и начинайте набирать тестеров. Лучше всего создать под это отдельный сервер в мессенджере вроде Discord, разбитый на тематические чаты: объявления, технические вопросы, найденные баги и т. д.
Давайте посмотрим на некоторые из ресурсов, полезных для тех, кто решил запустить свою игру.
Знакомый многим любителям инди сайт, где можно опубликовать собственный проект. Здесь можно выложить раннюю версию, да ещё и создать тему на форуме, где вы расскажете о своей игре и о том, какой именно фидбэк вам нужен. Уж в чём-чём, а в энтузиазме аборигенов itch.io сомневаться не приходится.
Этот сайт специализируется исключительно на ранних версиях, требующих тестирования. Если ваша игра вызовет интерес, то вы получите почти что профессиональных тестеров.
Раздел «Запуски» на The Daily Telefrag позволяет привлекать в качестве экспертов «прошаренных» энтузиастов, зачастую работающих в геймдеве. Дождитесь начала очередной сессии и подавайте заявку.
К слову о профессионалах — если вы работаете в совсем уж экзотичном жанре, то имеет смысл поспрашивать коллег в сообществах вроде The Daily Telefrag или «Игроточки». В любом случае, вам подскажут, где лучше искать тестировщиков.
Изображение: РЭД ЭКСПО / DevReality
Здесь вас в первую очередь интересуют профильные сабреддиты вроде r/playtesters, r/playmygame или даже r/destroymygame. Кроме того, подойдут сабреддиты об инди в целом и о конкретных жанрах.
Поделитесь там трейлером или артами игры и попросите в комментариях оставить отзыв на свою работу. В этой же публикации или в следующей пригласите желающих принять участие в тестировании.
Важно! В обращении с Reddit существуют нюансы:
В целом, эти рекомендации позволят вам создать «живой» аккаунт и в других соцсетях. Не будьте назойливым спамером, занимайтесь продвижением там, где это разрешено, ищите согласования с модераторами, где оно требуется — и вас не будут банить.
Ознакомьтесь с расписанием фестивалей в Steam — их очень много, и они посвящены разным темам. Пусть вас не смущает, если ваша игра ещё не готова. Вы можете зарегистрироваться и выложить демо-версию. У многих фестивалей есть разделы шоукейсов или раннего доступа, которые как раз посвящены играм в разработке.
Позаботьтесь о том, чтобы ваше участие не прошло незамеченным — сделайте посты в своих соцсетях и профильных сообществах, запустите запись стрима и т. д. Тогда у вас появятся первые игроки и первые отзывы, из которых можно выжать конструктивную критику.
В России то и дело проходят профильные мероприятия, на которых разработчики могут показать свои игры — в том числе и ранние версии. Во многих из них можно поучаствовать бесплатно или хотя бы попытаться это сделать.
Например, на «РЭД ЭКСПО» инди-команды могут бесплатно получить свой брендированный стенд и показать игру посетителям, а также сразу собрать обратную связь. Если креативно подойти к вопросу, то получится привлечь внимание и множество контактов. Главное — заранее подготовьте ответы на наиболее вероятные вопросы, чтобы не «поплыть» в момент общения, и заготовьте промо-материалы, в которых обязательно должны присутствовать QR-коды со ссылкой на страницу игры.
Так, в прошлом году команда проекта «Спарта 2035» организовала для посетителей, ожидающих своей очереди поиграть, беспроигрышную лотерею. Участники крутили барабан и обязательно получали приз, и часто — мандарин. Кстати, именно мандарин стал настоящим хитом: и гости стенда, и сама команда с азартом скандировали «Ман-да-рин!», приковывая внимание всего зала.
Также стоит обратить внимание на инди-сообщества, например, «Индикатор». Обычно они проводят встречи, на которых можно бесплатно показать свою игру.
Изображение: РЭД ЭКСПО / DevReality
Горькая правда — многим инди-проектам выбирать не приходится в силу недостатка хайпа. Если это справедливо и для вас, то придётся смириться с тем, что единственным критерием отбора будет готовность человека сыграть в раннюю версию вашей игры.
Во всех остальных случаях тестеров стоит отбирать. Пол, возраст и большинство других критериев играют не такую большую роль, как может показаться. Самое важное — это то, насколько хорошо пользователи разбираются в жанре вашей игры. Отдавайте предпочтение тем, кто часто «зависает» в похожие проекты, желательно покупая игры — такие тестеры станут идеальным срезом платёжеспособной аудитории.
Если вы проводите не первый раунд тестирования, то не забывайте привлекать новых участников. Те, кто уже опробовал предыдущие версии, будут сравнивать обновления именно с ними. Нельзя сказать, что это совсем неважно. Но всё-таки значительная часть будущих покупателей будет играть в ваш проект первый раз — поэтому в плейтестах очень важен свежий взгляд. Начать можно с формулы «50 на 50» — половина игроков уже знакома с проектом, половина видит его впервые.
Ещё два важных критерия — это опыт в тестировании и заинтересованность конкретно в вашей игре. Первое делает игроков более внимательными, а их фидбэк — более структурированным. Второе говорит об энтузиазме — даже если заинтересованность выразилась в разгромном (но обязательно конструктивном!) отзыве на версию. И то и другое придётся вам очень кстати.
Не забывайте о региональном вопросе — вам понадобятся пользователи из тех стран, в которых вы планируете продавать игру. Очевидно, что англоязычные товарищи не смогут оценить нарратив проекта, если на момент тестирования в демо-версии будет только русский язык.
Если у вашего проекта уже есть страница в Steam — обязательно воспользуйтесь функционалом Steam Playtest. Сделать это несложно — Valve выпустила подробную инструкцию:
Плейтест почти готов! Теперь вы можете настраивать конкретные билды прямо в Steam, запрашивать у сервиса ключи для демо-версии, следить за статистикой подачи заявок и назначать дату начала тестирования.
«Нулевой» пункт, напрямую не относящийся к нашей кампании — убедитесь в том, что участники плейтеста могут добавить игру в свои вишлисты, а после прохождения билд предлагает игроку заполнить подготовленную вами анкету. Кроме этого:
Изображение: РЭД ЭКСПО / DevReality
Как правило, чем ближе игра к релизу — тем более масштабным становится тестирование, и тем менее плотно вы общаетесь с каждым конкретным пользователем. Если на самых ранних этапах разработки вам будет достаточно всего нескольких тестеров, с каждым из которых вы будете общаться лично, то в будущем их будут сотни. Здесь самым важным инструментом станет правильно составленный опросник.
Что нас интересует? Условно можно выделить три блока вопросов:
Хороший инструмент для составления опросника — это самая обычная Google-форма:
Не забудьте обработать собранные данные — лучше всего будет собрать их в специальную таблицу с несколькими разделами. В процессе стоит учитывать особенности человеческого восприятия.
Например, тестеры зачастую менее склонны ругать вас и более склонны видеть проблему в себе, а не в игре. Не забывайте делать скидку на инфляцию рейтингов. Так, формально хорошая оценка 7/10, как правило, означает, что у игры есть проблемы. Если она ещё ниже — то проблемы серьёзные.