Налог на игровое имущество — когда код превращается в сумму для уплаты в казну?
Автор: Александр Чаркин, ЭБР
Фото: скин из Counter-Strike 2
Сложно представить современную игровую индустрию без монетизации — экономическую силу скинов и игровой валюты давно подтверждают крупные сделки. Например, 14 лет назад виртуальную планету Calypso из Entropia Universe продали за 6 млн долларов. Ранее в 2007 году за 50 тысяч долларов с молотка ушёл виртуальный Амстердам из Second Life.
Юрист налоговой практики юридической компании ЭБР Александр Чаркин рассказал, какими налогами сегодня облагаются транзакции внутри игр в России.
NB! В наших статьях мы с коллегами из ЭБР иногда будем прибегать к некоторыми обобщениям, но и постараемся в равной степени погружать читателя в контекст, без которого нельзя обойтись.
Итак, будь то сталелитейная или IT-компания, она «в среднем по больнице» будет платить в России следующие основные налоги*:
Налог | Ставка |
Налог на прибыль организаций | 25% |
Налог на добавленную стоимость | 20% |
Налог на имущество организаций | до 2,2% |
Страховые взносы (с выплат физическим лицам) | ~ 30% с возможным снижением |
НДФЛ (с выплат физическим лицам) | от 13% |
*Усреднённая информация, приводится без учёта льгот / освобождений. Например, налог на имущество организаций устанавливается регионом и может варьироваться, а некоторые операции могут не облагаться НДС.
Надо ли делиться цифровым счастьем с государством?
В законе нет специального налога на игровое имущество. Тем не менее, игровые студии обязаны соблюдать общие положения Налогового кодекса. Например, даже при распространении игры по модели free-to-play, продажа внутриигровых предметов считается доходом компании, который облагается налогом на прибыль.
В целом, можно было бы остановиться на его уплате по общей ставке, не забыв добавить НДС, но правильный подход к налогам кроется в деталях — в конце расскажем самый простой способ получения льгот по этим налогам. Самое время разобраться, что же мы продаем пользователю.
Кот в цифровом мешке
Сейчас в юридической практике считается, что при продаже видеоигрового имущества происходит передача доступа к так называемым «неактивированным данным и командам». Так было не всегда — ключевой точкой стало дело Игр Mail.ru, которое рассматривалось в 2015 году.
Компания владела free-to-play проектами (Perfect World, «Аллоды Онлайн», Warface) и получала доходы от продажи внутриигровых предметов. При этом освобождала операции по продаже внутриигрового имущества от НДС. Разработчики считали, что поступают законно, т.к. передавали эти предметы в рамках лицензионного соглашения с пользователем.
Налоговая инспекция посчитала иначе. По их мнению, компания не просто передавала по лицензионному соглашению внутриигровые предметы, а оказывала пользователям услуги по организации игрового процесса. Дело в том, что услуги, в отличие от передаваемых по лицензионному соглашению внутриигровых предметов, не освобождаются от НДС. Суды согласились с мнением налоговиков: в лицензионном соглашении был заложен элемент оказания услуг «по организации игрового процесса» для пользователей в виде предоставления предметов за реальные деньги.
Однако в январе 2017 года правоприменительная практика изменилась. В ответ на обращение бизнеса Федеральная налоговая служба выпустила письмо за номером СД-4-3/988@, которое разъяснило, что неактивированные данные и команды, предоставляемые игроку по лицензионному соглашению за деньги, могут получить освобождение от НДС.
Такими неактивированными данными могут являться предметы внутри игры или отдельный функционал, который с ними связан. В результате разработчики игр получили намёк на то, что продажу внутриигрового имущества правильнее оформлять, как передачу прав пользования частью программы.
В таком случае появляется обоснованный вопрос: если мы передаём права пользования программой — доступны ли нам, разработчикам игр, и IT-льготы по налогам?
IT-льгота может быть разной… и даже не IT
IT-льготы, как можно предположить, предоставляются для IT-компаний. Чтобы подтвердить этот статус, необходимо получить аккредитацию в Минцифры. Для этого компания должна соблюсти требования по виду деятельности, доли частного владения, разместить информацию на сайте и дать определённые согласия по налоговой тайне.
Всего есть три порядка регистрации — общий, для стартапов и для правообладателей ПО в реестре российских программ. Подробнее рекомендуем почитать на сайте Минцифры, где опубликована подробная инструкция. Но сами льготы могут быть разными и иметь несколько составляющих.
Какие бывают IT-льготы
Первый тип льгот
Он находится у всех на слуху — как раз льготы для аккредитованной компании. Этот статус помогает получить сотрудникам льготную ипотеку и отсрочку от армии или мобилизации. Ранее он же позволял компаниям пользоваться мораторием на налоговые проверки — правда, в марте 2025 года его срок действия официально закончился.
Второй тип льгот
Эта мера поддержки подразумевает освобождение от НДС в отношении передачи исключительных прав на ПО. Программа при этом должна быть включена в реестр и не содержать в себе рекламный функционал. Освобождение нельзя применять по желанию, оно является обязательным при выполнении описанных условий.
Третий тип льгот
Самый главный тип льгот — снижение налога на прибыль до 5% и страховых взносов до 7,6%. Для того, чтобы их получить, компании необходимо обладать IT-аккредитацией и соблюдать долю по IT-выручке. Иными словами, помимо аккредитации, компания должна иметь более 70% доходов от IT-деятельности.
Не каждый IT-продукт можно включить в эту долю. Например, иногда ПО должно находиться в реестре российских программ, а иногда определённые услуги, которые оказываются с его помощью, исключают возможность учёта такого дохода, лишая компанию права на льготы.
Может показаться, что игровые компании не подпадают под сложные статьи Налогового кодекса. Это не так — многие игровые студии уже пользуются этими льготами. Например, компания Astrum Entertainment имеет IT-аккредитацию, а реестр ПО содержит запись о проекте BLACK RUSSIA, который также имеет аккредитацию и вполне может применять льготы.
Режим инновационного центра Сколково
Льготы не заканчиваются на IT-статусе. Некоторые разработчики выбирают режим инновационного центра Сколково. Если получить статус участника проекта, то налог на прибыль снизится до 0 процентов, а также вы получите освобождение от НДС и понижение тарифов страховых взносов до 14 процентов.
Следует помнить и об ограничениях — льготу можно применять, пока суммарная выручка участника не превысит 1 млрд рублей, а прибыль — 300 млн рублей. Также льгота сгорит через 10 лет с момента начала её применения или если вы потеряли статус резидента Сколково. Последний пункт, кстати, вполне возможен — рекомендуем обратить внимание на внутреннюю регуляторику кластера.
Льготы разрешается комбинировать. Например, IT-компания может располагаться в Сколково. Это позволит применять и пониженные тарифы страховых взносов для IT (7,6%), и льготы по налогу на прибыль для участников ИНТЦ (0%).
Bonus level
Теперь рассказываем про самый лёгкий вариант снизить налог на прибыль, имущество и НДС. В этом поможет упрощённая система налогообложения (УСН или «упрощёнка»). Она заменяет налог на прибыль и даёт право освобождения от НДС до момента, пока выручка компании не достигнет 60 млн рублей. Правда, система может подойти не всем.
Два варианта применения УСН и подсчёта налога на доход
Первый вариант, 6%
Налогом облагается вся сумма дохода вне зависимости от расходов по ставке 6%. Но для некоторых студий бизнес-модель становится нерентабельной, так как невозможно учесть расходы на зарплаты разработчикам или закупку оборудования / ассетов, чтобы уменьшить налог.
Второй вариант, 15%
Доход можно уменьшить на сумму расходов компании. Тогда из доходов компании вычитаются расходы, потраченные на функционирование бизнеса, и с оставшейся суммы платится налог по ставке 15%. (Но есть расходы, которые нельзя включить в список вычитаемых — лучше уточнить это с вашим бухгалтером).
Правда, аналогичную механику имеет налог на прибыль, по которому IT-компания может воспользоваться льготой, описанной выше, получив в результате 5% вместо 15%.
Расчёт НДС на УСН
Компании, применяющие УСН, освобождаются от уплаты НДС до момента, пока их годовая выручка не превысит определенный порог. После этого НДС появляется в зависимости от выручки:
- 5% при превышении порога выручки в 60 млн рублей. Сохраняется до достижения порога в 250 млн рублей.
- 7% при превышении порога выручки в 250 млн рублей. Сохраняется до достижения порога в 450 млн рублей.
Можно ещё добавить общие требования к УСН:
- годовой доход — не более 450 млн рублей,
- средняя за год численность работников — не более 130 человек,
- остаточная стоимость основных средств — не более 150 млн рублей,
- если есть учредители — юридические лица, их доля не должна превышать 25%.
Также необходимо отметить, что УСН сама по себе не даёт льгот по страховым взносам, которые могут быть важны, если фонд оплаты труда составляет значительную часть расходов.
Хорошая новость, что компании могут комбинировать IT-льготы по НДС и страховым взносам с режимом УСН при соблюдении условий, которые мы описали ранее.
Нужно ли больше золота
Скорее всего, читатели не удивились, что внутриигровые транзакции являются доходом, который может (и будет) облагаться налогом. Никто не будет против, если компания заплатит больше положенного, используя «неоптимизированную» версию налогообложения. Но, как и в программировании, главное удовольствие — в творческом поиске: подбирать льготы и настраивать систему под свои нужды.
Но и здесь не увлекайтесь: последствия экспериментов различаются. Лучше избегать новаторских идей, которые не прошли проверку специалистов.