Те же яйца, только в профиль: обзор ремастера The Elder Scrolls IV: Oblivion
Фото: Bethesda / Oblivion Remastered
Слухи о разработке ремейка четвёртой части «Древних свитков» ходили уже несколько лет — за это можно поблагодарить опубликованные в ходе судебных заседаний документы Microsoft. Однако многие не верили в то, что проект на самом деле выйдет: слишком много времени прошло, да и ничего подобного с играми Bethesda раньше не происходило.
Что же, всё когда-то случается в первый раз. Череда утечек (или, что кажется более вероятным, изобретательная маркетинговая кампания) не просто раскрыла существование The Elder Scrolls IV: Remastered, но даже выдала нам несколько скриншотов. А 22 апреля игра вышла в продажу сразу после анонса, изрядно порадовав тех игроков, которые настроились на долгое ожидание.
Каким всё-таки получилось переиздание культовой ролевой игры 2006 года? Давайте узнаем.
Вперёд в прошлое
Для начала напомним геймерам помоложе, что представлял из себя оригинал. Огромный по тем временам мир, полный занимающихся своими делами NPC. Эпическая история о противостоянии с князем Мерунесом Дагоном и множество сюжетных линий поменьше. Отличная по меркам своего времени графика. Боёвка, избавившаяся от рудиментов Morrowind.
Фото: Bethesda / Oblivion Remastered
Всё было настолько радужно? Мир игры всё равно разочаровал фанатов — городов было не так много, как они ждали. Главный из них, Имперский, оказался заметно меньше, чем должен был быть по истории вселенной, да и выглядел совсем не так, как нужно — куда исчезли джунгли?
Инновационный искусственный интеллект Radiant AI заметно усох к релизу игры, превратившись в набор несложных скриптов и бессвязных диалогов. А технически продвинутая графика не могла отвлечь внимание от местами чудовищного дизайна — например, лиц персонажей.
Зачем мы так подробно останавливаемся на оригинале? Чтобы не создавать излишних иллюзий — в своей основе вышедший на днях ремастер это всё ещё та же самая игра.
Красоты Тамриэля
Как нетрудно догадаться, проще всего заметить изменения в графике — спасибо Unreal Engine 5. Его «прикрутили» поверх древнего движка Gamebryo, почтенного предка современного Creation Engine 2, на котором работает Starfield. Не самое стандартное (пусть и не беспрецедентное) решение себя оправдало — выглядит ремастер просто великолепно.
Текстуры щеголяют высоким разрешением, а ассеты — отличной детализацией, визуальные эффекты радуют глаз, а новая погода вполне себе держит планку легендарных пользовательских модификаций на старый Oblivion — особенно удачно получились грозы.
Хорошо вышли и персонажи — настолько, что у фанатов оригинала это может вызывать оторопь. Например, теперь последний император династии Септимов выглядит ровно так, как и должен выглядеть почти 90-летний старец — хотя в 2006 году он напоминал то ли мопса, то ли раздувшийся труп. А ещё в Сиродил наконец-то завезли нормальные бороды и усы!
Фото: Bethesda / Oblivion Remastered
В первую очередь самых сварливых фанатов раздражает смена цветокоррекции. Освещение ремастера Oblivion выглядит современно и относительно реалистично, что приводит в ужас тех, кто хотел бы вернуть цветовую гамму оригинала. Чаще всего недовольные изменениями говорят, что в ремастере была утрачена «сказочная, яркая атмосфера».
По правде говоря, многим, включая автора статьи, она такой не казалась и много лет назад — холодная, пересвеченная зелень на экране вызывала отторжение и желание как можно быстрее поставить моды. Вероятно, уже совсем скоро и картинку ремастера можно будет менять.
И всё-таки спорить с тем, что картинка стала гораздо лучше, практически невозможно. Зверорасы выглядят великолепно. А пещеры сейчас в хорошем смысле напоминают скайримовские — художники Bethesda конкретно постарались.
Платой за это стали серьёзные системные требования. Теоретически запустить Oblivion Remastered можно даже на компьютере, не соответствующем минимальным системным требованиям, но опыт будет весьма специфическим.
А вот на внезапные просадки FPS жалуются даже обладатели мощных «машин» — не всегда, но часто. Говорят, проблемы возникают даже на консолях, которые могут внезапно отключаться посреди игры — видимо, от переизбытка ностальгических чувств.
Фото: Bethesda / Oblivion Remastered
Изменить всё, чтобы не изменилось ничего
Скажем сразу — сюжетная часть игры осталась нетронутой. Никакого вырезанного контента или переписанных диалогов ни в оригинале, ни в дополнениях. Deluxe-издание игры вышло с «Рыцарями Девяти», «Дрожащими островами» и всеми DLC поменьше, включая легендарную броню для лошадей. Более того, в новом издании даже добавилось несколько квестов, ведущих к новым наградам, и небольшое количество новых реплик NPC.
Что же всё-таки переделали, не считая графики? Начнём с прокачки персонажа. Повышение уровня теперь радует лаконичностью и управляемостью — к следующему уровню ведёт повышение всех навыков, а не только основных, а во время самого левел-апа игрок свободно распределяет 12 очков. Больше никакого рандома!
Кроме того, переработке подверглась система перков. Да, они появились ещё в Oblivion, пусть и выглядели иначе, чем в Skyrim. Также изменили баланс стелса и, конечно, интерфейс — хотя к чести авторов ремастера стоит заметить, что они действительно бережно отнеслись к его прорисовке, несмотря на явные попытки осовременить его для новой аудитории.
Исчез главный бич оригинальной игры — обезумевший автолевелинг, благодаря которому высокоуровневые бандиты щеголяли с абсурдно мощной экипировкой, а непрокачанным персонажем иногда было проще играть, чем прокачанным. Противники всё ещё меняют свой уровень одновременно с игроком, но гораздо более умеренно и предпочитают наращивать свою численность вместо повышения уровня оружия и брони.
Фото: Bethesda / Oblivion Remastered
А вот боевая система в своей сущности осталась прежней. Да, теперь стрельба из лука больше напоминает всё тот же Skyrim, а обновлённые анимации делают магические поединки значительно более приятными — уворачиваясь от фаербола, чтобы метнуться к скампу и со всей дури врезать по нему клеймором, действительно чувствуешь себя героем из мифа.
И, тем не менее, слухи о «боёвке в духе Dark Souls» себя не оправдали — это всё ещё старое-доброе закликивание. Кого-то это разочарует, кого-то — наоборот. Однако факт остаётся фактом — ценителям более сложных механик стоит подождать модов. И, кстати, о них…
Чим-эль Адабал, или как я полюбил моды
Игры Bethesda славятся своей дружелюбностью к модам. На каждый из их проектов находятся тысячи, а то и многие десятки тысяч пользовательских модов — от небольших правок до глобальных переделок вроде Enderal, по своим масштабам сравнимых с полноценными коммерческими играми. А как с этим обстоят дела у Oblivion Remastered?
Поначалу казалось, что очень плохо — судя по официальной информации, игра «не поддерживает моды». Но вскоре стало понятно, что пессимизм оказался преждевременным. Упомянутый выше движок Gamebryo остался таким, каким и был, включая поддержку редактора модов. Журналисты подсчитали, что уже сейчас для ремастера вышло более сотни модов.
Конечно, не всё так просто. Умельцы пока разбираются с новыми возможностями, то и дело заявляя о найденных проблемах и препятствиях — всё-таки связка из Gamebryo и Unreal Engine 5 имеет свои особенности. Несмотря на это, пока будущее моддинга нового проекта кажется более-менее безоблачным: раз основа поддаётся модификациям, то как минимум самые необходимые моды должны будут заработать.
И в этом есть серьёзная нужда. Специалисты из Virtuos поправили часть старых багов, но далеко не все — а обновление принесло и некоторые новые. Речь не идёт о катастрофе уровня релиза Cyberpunk 2077 — изредка сходящая с ума физика тел или странные собаки, путешествующие парой, скорее смешат, а не удивляют.
Фото: Bethesda / Oblivion Remastered
Однако «поймать» древний баг при штурме замка Кватча было неприятно — значительную часть таких недоделок давно поправили в неофициальном патче или других модах. Раз уж у авторов ремастера не было возможности адаптировать их сразу — хочется верить, что у мододелов не будет много проблем с тем, чтобы в очередной раз починить The Elder Scrolls.
А ещё разработчики явно «накосячили» со сложностью — «Адепт» слишком прост, а вот «Эксперт» и «Мастер», напротив, делают противников чрезмерно сильными. Многие требуют ещё одного уровня сложности или перебалансировки существующих.
Мраморные челюсти Обливиона
Итак, стоит ли The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered внимания игроков? Если кратко — да. Если чуть менее кратко — смотря какие игроки. Ремастер можно порекомендовать всем ценителям ролевых игр с открытым миром — быть может, кроме тех, для кого «настоящие РПГ» закончились в 2002 году с выходом The Elder Scrolls III: Morrowind. Да и совсем незнакомых с жанром геймеров может заинтересовать красивый ролевой экшен, пусть и кажущийся несколько неуклюжим за счёт ретро-элементов.
Но больше всего удовольствия получат «ветераны» серии — те из них, кто не слишком сильно прикипел душой к «картофельным» лицам NPC из оригинала. Первые минуты нового Oblivion ощущались не вполне реальными: знакомые с детства места, ситуации и диалоги мгновенно узнавались, но при этом выглядели настолько красиво, как мы и мечтать не могли.
Фото: Bethesda / Oblivion Remastered
Пожалуй, именно такие эмоции и должен вызывать идеальный ремастер или ремейк — хотя назвать Oblivion Remastered идеальным сложно. По сути, это те же яйца, только в профиль. Тем не менее, лучшего способа вернуться в Сиродил пока нет — как минимум до выхода фанатского ремейка Skyblivion, авторам которого Bethesda подарила ключи от Oblivion Remastered. И, говоря честно, это далеко не худший способ провести десяток-другой свободных вечеров.
Плюсы | Минусы |
Красивая графика: современный движок в тандеме с художниками из Bethesda омолодили 19-летний проект до современных стандартов. | Есть внезапные просадки FPS, баги и проблемы с оптимизацией. |
Интерфейс осовременили грамотно, не испортив его. | Боёвка не изменилась — это всё ещё старое-доброе закликивание. |
Повышение уровня персонажа теперь радует лаконичностью и управляемостью. | Уровни сложности «Эксперт» и «Мастер» делают противников чрезмерно сильными. |
Обновлённые анимации делают магические поединки значительно более приятными. | Физика осталась на «топорном» уровне: тот же факел под водой, например, не гаснет. |