
Фото: Bethesda / Oblivion Remastered
Слухи о разработке ремейка четвёртой части «Древних свитков» ходили уже несколько лет — за это можно поблагодарить опубликованные в ходе судебных заседаний документы Microsoft. Однако многие не верили в то, что проект на самом деле выйдет: слишком много времени прошло, да и ничего подобного с играми Bethesda раньше не происходило.
Что же, всё когда-то случается в первый раз. Череда утечек (или, что кажется более вероятным, изобретательная маркетинговая кампания) не просто раскрыла существование The Elder Scrolls IV: Remastered, но даже выдала нам несколько скриншотов. А 22 апреля игра вышла в продажу сразу после анонса, изрядно порадовав тех игроков, которые настроились на долгое ожидание.
Каким всё-таки получилось переиздание культовой ролевой игры 2006 года? Давайте узнаем.
Для начала напомним геймерам помоложе, что представлял из себя оригинал. Огромный по тем временам мир, полный занимающихся своими делами NPC. Эпическая история о противостоянии с князем Мерунесом Дагоном и множество сюжетных линий поменьше. Отличная по меркам своего времени графика. Боёвка, избавившаяся от рудиментов Morrowind.

Фото: Bethesda / Oblivion Remastered
Всё было настолько радужно? Мир игры всё равно разочаровал фанатов — городов было не так много, как они ждали. Главный из них, Имперский, оказался заметно меньше, чем должен был быть по истории вселенной, да и выглядел совсем не так, как нужно — куда исчезли джунгли?
Инновационный искусственный интеллект Radiant AI заметно усох к релизу игры, превратившись в набор несложных скриптов и бессвязных диалогов. А технически продвинутая графика не могла отвлечь внимание от местами чудовищного дизайна — например, лиц персонажей.
Зачем мы так подробно останавливаемся на оригинале? Чтобы не создавать излишних иллюзий — в своей основе вышедший на днях ремастер это всё ещё та же самая игра.
Как нетрудно догадаться, проще всего заметить изменения в графике — спасибо Unreal Engine 5. Его «прикрутили» поверх древнего движка Gamebryo, почтенного предка современного Creation Engine 2, на котором работает Starfield. Не самое стандартное (пусть и не беспрецедентное) решение себя оправдало — выглядит ремастер просто великолепно.
Текстуры щеголяют высоким разрешением, а ассеты — отличной детализацией, визуальные эффекты радуют глаз, а новая погода вполне себе держит планку легендарных пользовательских модификаций на старый Oblivion — особенно удачно получились грозы.
Хорошо вышли и персонажи — настолько, что у фанатов оригинала это может вызывать оторопь. Например, теперь последний император династии Септимов выглядит ровно так, как и должен выглядеть почти 90-летний старец — хотя в 2006 году он напоминал то ли мопса, то ли раздувшийся труп. А ещё в Сиродил наконец-то завезли нормальные бороды и усы!

Фото: Bethesda / Oblivion Remastered
В первую очередь самых сварливых фанатов раздражает смена цветокоррекции. Освещение ремастера Oblivion выглядит современно и относительно реалистично, что приводит в ужас тех, кто хотел бы вернуть цветовую гамму оригинала. Чаще всего недовольные изменениями говорят, что в ремастере была утрачена «сказочная, яркая атмосфера».
По правде говоря, многим, включая автора статьи, она такой не казалась и много лет назад — холодная, пересвеченная зелень на экране вызывала отторжение и желание как можно быстрее поставить моды. Вероятно, уже совсем скоро и картинку ремастера можно будет менять.
И всё-таки спорить с тем, что картинка стала гораздо лучше, практически невозможно. Зверорасы выглядят великолепно. А пещеры сейчас в хорошем смысле напоминают скайримовские — художники Bethesda конкретно постарались.
Платой за это стали серьёзные системные требования. Теоретически запустить Oblivion Remastered можно даже на компьютере, не соответствующем минимальным системным требованиям, но опыт будет весьма специфическим.
А вот на внезапные просадки FPS жалуются даже обладатели мощных «машин» — не всегда, но часто. Говорят, проблемы возникают даже на консолях, которые могут внезапно отключаться посреди игры — видимо, от переизбытка ностальгических чувств.

Фото: Bethesda / Oblivion Remastered
Скажем сразу — сюжетная часть игры осталась нетронутой. Никакого вырезанного контента или переписанных диалогов ни в оригинале, ни в дополнениях. Deluxe-издание игры вышло с «Рыцарями Девяти», «Дрожащими островами» и всеми DLC поменьше, включая легендарную броню для лошадей. Более того, в новом издании даже добавилось несколько квестов, ведущих к новым наградам, и небольшое количество новых реплик NPC.
Что же всё-таки переделали, не считая графики? Начнём с прокачки персонажа. Повышение уровня теперь радует лаконичностью и управляемостью — к следующему уровню ведёт повышение всех навыков, а не только основных, а во время самого левел-апа игрок свободно распределяет 12 очков. Больше никакого рандома!
Кроме того, переработке подверглась система перков. Да, они появились ещё в Oblivion, пусть и выглядели иначе, чем в Skyrim. Также изменили баланс стелса и, конечно, интерфейс — хотя к чести авторов ремастера стоит заметить, что они действительно бережно отнеслись к его прорисовке, несмотря на явные попытки осовременить его для новой аудитории.
Исчез главный бич оригинальной игры — обезумевший автолевелинг, благодаря которому высокоуровневые бандиты щеголяли с абсурдно мощной экипировкой, а непрокачанным персонажем иногда было проще играть, чем прокачанным. Противники всё ещё меняют свой уровень одновременно с игроком, но гораздо более умеренно и предпочитают наращивать свою численность вместо повышения уровня оружия и брони.

Фото: Bethesda / Oblivion Remastered
А вот боевая система в своей сущности осталась прежней. Да, теперь стрельба из лука больше напоминает всё тот же Skyrim, а обновлённые анимации делают магические поединки значительно более приятными — уворачиваясь от фаербола, чтобы метнуться к скампу и со всей дури врезать по нему клеймором, действительно чувствуешь себя героем из мифа.
И, тем не менее, слухи о «боёвке в духе Dark Souls» себя не оправдали — это всё ещё старое-доброе закликивание. Кого-то это разочарует, кого-то — наоборот. Однако факт остаётся фактом — ценителям более сложных механик стоит подождать модов. И, кстати, о них…
Игры Bethesda славятся своей дружелюбностью к модам. На каждый из их проектов находятся тысячи, а то и многие десятки тысяч пользовательских модов — от небольших правок до глобальных переделок вроде Enderal, по своим масштабам сравнимых с полноценными коммерческими играми. А как с этим обстоят дела у Oblivion Remastered?
Поначалу казалось, что очень плохо — судя по официальной информации, игра «не поддерживает моды». Но вскоре стало понятно, что пессимизм оказался преждевременным. Упомянутый выше движок Gamebryo остался таким, каким и был, включая поддержку редактора модов. Журналисты подсчитали, что уже сейчас для ремастера вышло более сотни модов.
Конечно, не всё так просто. Умельцы пока разбираются с новыми возможностями, то и дело заявляя о найденных проблемах и препятствиях — всё-таки связка из Gamebryo и Unreal Engine 5 имеет свои особенности. Несмотря на это, пока будущее моддинга нового проекта кажется более-менее безоблачным: раз основа поддаётся модификациям, то как минимум самые необходимые моды должны будут заработать.
И в этом есть серьёзная нужда. Специалисты из Virtuos поправили часть старых багов, но далеко не все — а обновление принесло и некоторые новые. Речь не идёт о катастрофе уровня релиза Cyberpunk 2077 — изредка сходящая с ума физика тел или странные собаки, путешествующие парой, скорее смешат, а не удивляют.

Фото: Bethesda / Oblivion Remastered
Однако «поймать» древний баг при штурме замка Кватча было неприятно — значительную часть таких недоделок давно поправили в неофициальном патче или других модах. Раз уж у авторов ремастера не было возможности адаптировать их сразу — хочется верить, что у мододелов не будет много проблем с тем, чтобы в очередной раз починить The Elder Scrolls.
А ещё разработчики явно «накосячили» со сложностью — «Адепт» слишком прост, а вот «Эксперт» и «Мастер», напротив, делают противников чрезмерно сильными. Многие требуют ещё одного уровня сложности или перебалансировки существующих.
Итак, стоит ли The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered внимания игроков? Если кратко — да. Если чуть менее кратко — смотря какие игроки. Ремастер можно порекомендовать всем ценителям ролевых игр с открытым миром — быть может, кроме тех, для кого «настоящие РПГ» закончились в 2002 году с выходом The Elder Scrolls III: Morrowind. Да и совсем незнакомых с жанром геймеров может заинтересовать красивый ролевой экшен, пусть и кажущийся несколько неуклюжим за счёт ретро-элементов.
Но больше всего удовольствия получат «ветераны» серии — те из них, кто не слишком сильно прикипел душой к «картофельным» лицам NPC из оригинала. Первые минуты нового Oblivion ощущались не вполне реальными: знакомые с детства места, ситуации и диалоги мгновенно узнавались, но при этом выглядели настолько красиво, как мы и мечтать не могли.

Фото: Bethesda / Oblivion Remastered
Пожалуй, именно такие эмоции и должен вызывать идеальный ремастер или ремейк — хотя назвать Oblivion Remastered идеальным сложно. По сути, это те же яйца, только в профиль. Тем не менее, лучшего способа вернуться в Сиродил пока нет — как минимум до выхода фанатского ремейка Skyblivion, авторам которого Bethesda подарила ключи от Oblivion Remastered. И, говоря честно, это далеко не худший способ провести десяток-другой свободных вечеров.
| Плюсы | Минусы |
| Красивая графика: современный движок в тандеме с художниками из Bethesda омолодили 19-летний проект до современных стандартов. | Есть внезапные просадки FPS, баги и проблемы с оптимизацией. |
| Интерфейс осовременили грамотно, не испортив его. | Боёвка не изменилась — это всё ещё старое-доброе закликивание. |
| Повышение уровня персонажа теперь радует лаконичностью и управляемостью. | Уровни сложности «Эксперт» и «Мастер» делают противников чрезмерно сильными. |
| Обновлённые анимации делают магические поединки значительно более приятными. | Физика осталась на «топорном» уровне: тот же факел под водой, например, не гаснет. |