Самые дорогие игры в истории: во сколько обходится ААА-проект
Автор: Евгения Воскресенская
Не так давно выделенные на «Смуту» 500 млн рублей возмутили до глубины души российскую общественность. Многим казалось, что это — невероятная, гигантская сумма, которую просто невозможно потратить на action-RPG средней руки.
А что, если мы скажем, что это — сущие копейки в сравнении с затратами на создание по-настоящему дорогих игр? Бюджеты самых дорогих ААА-блокбастеров постепенно приближаются к отметке в миллиард долларов, а то и превышают её. Почему так получается и чего ждать в будущем — постараемся разобраться.
Фото: Cyberpunk 2077 / CD Projekt Red
Начнём с топ-листа самых дорогих игр в истории индустрии — по крайней мере, из тех, что нам известны. Дело в том, что далеко не все издатели спешат делиться своей финансовой отчётностью с публикой. Зачастую мы знаем о бюджетах из утечек, догадок людей, близких к индустрии, и других открытых источников.
Кроме того, цикл разработки разных игр различается. Игры-сервисы, крупные траты на развитие которых длятся годами, всегда будут дороже традиционных игр, поддержка которых прекращается, в лучшем случае, после нескольких DLC. Тем не менее, список составлен из самых показательных историй о больших бюджетах и больших надеждах.
Топ самых дорогих ААА-игр в истории
Фото: Genshin Impact / miHoYo
Genshin Impact — стоит как самая дорогая яхта в мире
- Жанр: action-RPG
- Разработчики: miHoYo
- Дата выхода: 28 сентября 2020 года
- Бюджет: около 900 млн долларов
- Окупилась ли: многократно, в сентябре 2024 года стало известно, что игра заработала 6,3 млрд долларов только на Android и iOS
На самом деле изначальный бюджет Genshin Impact не столь велик, хоть и внушителен — 100 млн долларов. Только эта сумма не покрывает и небольшой доли затрат, которые разработчикам пришлось пустить на поддержку и развитие игры.
В результате к концу прошлого года общий бюджет игры за время существования превысил отметку в 900 млн долларов. Возможно, другие ММО и обгоняют Genshin, но здесь можно только гадать — та же Blizzard тщательно скрывает свои затраты на World of Warcraft.
Относиться к самой популярной игре наших китайских товарищей можно как угодно. Но нельзя не признать, что деньги были пущены в дело с умом и принесли прекрасные результаты. Genshin Impact регулярно пополняется контентом, интерес игроков умело поддерживается, а ежегодные доходы от игры долгое время исчислялись миллиардами — и лишь 2024 год показал просадку, принеся «всего лишь» 710 млн долларов.
Интересный факт: Как ни странно, но версии Genshin Impact для Nintendo Switch до сих пор нет, хотя её разработка шла ещё в 2020 году.
На бюджет игры можно купить: Eclipse — самую дорогую яхту в мире.
Фото: Star Citizen / Cloud Imperium Games
Star Citizen — стоит как инфраструктура оператора спутниковой связи
- Жанр: космический симулятор, MMORPG
- Разработчики: Cloud Imperium Games
- Дата выхода: в разработке (ранний доступ с 2013 года)
- Бюджет: около 800 млн долларов (краудфандинг)
- Окупилась ли: строго говоря, нет понятия «окупилась» для краудфандинга, ведь нет «возврата» заработков инвесторам-донатерам
Почти все, кто интересуется играми, хоть раз слышали о гигантоманском проекте Криса Робертса, «отца» Freelancer и серии Wing Commander. Но мало кто слышал что-то хорошее. Собранные на создание проекта сотни миллионов долларов плохо сочетаются с затянувшейся на годы разработкой, печальным статусом доступного игрокам контента и новостями о сокращениях в студии.
Так что, правильно ли сравнивать Star Citizen с МММ? Трудно сказать. Вероятно, Крис Робертс честно собирался создать самый лучший космический симулятор в мире, собственную игру мечты с гигантским живым миром, встроенным шутером, отличным сюжетом…
Как мы знаем, получилось не очень. Разработка игры началась в 2010 году — дети, родившиеся в том году, в этом сентябре пойдут в десятый класс. Когда-то передовая графика с каждым годом выглядит всё более и более сомнительно, несмотря на все улучшения. Squadron 42, сюжетная часть игры, уже который год находится «на стадии полировки».
Главная проблема проекта: затянувшаяся из-за неправильно расставленных приоритетов разработка игры.
Интересный факт: Крис Робертс работал в Голливуде и обзавёлся множеством полезных связей. Поэтому в Squadron 42 появятся Гэри Олдман, Джиллиан Андерсон, Марк Стронг и многие другие известные актёры.
На бюджет игры можно купить: Наземную инфраструктуру оператора спутниковой связи вроде Intelsat или Eutelsat.
Фото: Call of Duty: Black Ops Cold War / Treyarch, Raven Software
Call of Duty: Black Ops Cold War — стоит как 48-этажный небоскрёб в Сан-Франциско
- Жанр: шутер от первого лица
- Разработчики: Treyarch, Raven Software
- Дата выхода: 13 ноября 2020 года
- Бюджет: 700 млн долларов
- Окупилась ли: да, доходы от игры превысили отметку в миллиард долларов
Пожалуй, самый удивительный пункт во всём списке. Многие ли слышали о феноменальном бюджете Cold War — не самой знаменитой части франшизы из последних? Между тем, благодаря судебным документам мы знаем, что её бюджет составлял космические 700 млн долларов!
Конечно, если приглядеться повнимательнее, то всё становится чуть более обыденным. На самом деле в документах сказано, что речь идёт о затратах на протяжении всего жизненного цикла игры — как мы знаем по Genshin Impact, такие периоды исчисляются годами. Кроме того, до сих пор спорят о том, включает ли эта сумма маркетинг или нет.
Тем не менее, факт остаётся фактом — издатели Call of Duty продолжают успешно продавать …дцатую игру в серии не только благодаря везению. В это вкладываются гигантские деньги — и это всё ещё приносит результат.
Интересный факт: Изначально над игрой работали Raven Software и Sledgehammer Games, но в мае 2019 Activision передала проект студии Treyarch.
На бюджет игры можно купить: 48-этажный небоскрёб Transamerica Pyramid в Сан-Франциско.
Фото: Cyberpunk 2077 / CD Projekt Red
Cyberpunk 2077 — стоит как пассажирский лайнер Airbus A380
- Жанр: action-RPG
- Разработчики: CD Projekt Red
- Дата выхода: 10 декабря 2020 года
- Бюджет: 450 млн долларов
- Окупилась ли: да, доходы от игры также превысили отметку в миллиард долларов
Релиз «Киберпанка» должен был стать звёздным часом CD Projekt Red. Да и как могло быть иначе? «Ведьмак 3» оказалась абсолютным успехом, в том числе и финансовым, а сама Cyberpunk 2077 привлекла внимание аудитории ещё потрясающе стильным трейлером 2012 года и не менее «захватывающим дух» Киану Ривзом, «исполнившим» центральную роль.
Вышло, мягко говоря, не совсем так. Видение игры постоянно менялось, непривычные для студии технические задачи вроде открытого мира в духе GTA заставляли команду снова и снова переносить дату релиза. А когда он всё-таки произошёл — это была катастрофа: баги, вырезанные из игры возможности, плохая оптимизация, снова баги…
Конечно, со временем всё это поправили, и отношение игроков поменялось — в своей основе Cyberpunk 2077 оказалась очень хорошей игрой, продавшейся тиражом свыше 30 млн копий, окупив бюджет на разработку (включая DLC) и маркетинг. Игроки дали CD Projekt Red шанс — и команда им воспользовалась. Сейчас в Steam у игры почти 84% положительных оценок. Но нельзя не думать о том, что всё могло быть ещё лучше с самого начала.
Главная проблема проекта: Неправильная оценка масштаба и сложности проекта, постоянные смены планов на ходу.
Интересный факт: Киану Ривз согласился на роль после личной встречи с разработчиками, на которой они показали ему трейлер 2012 года.
На бюджет игры можно купить: Новенький пассажирский лайнер Airbus A380.
Фото: Red Dead Redemption 2 / Rockstar Games
Red Dead Redemption 2 — стоит как картина Леонардо да Винчи
- Жанр: action-adventure
- Разработчики: Rockstar Games
- Дата выхода: 26 октября 2018 года
- Бюджет: 370–540 млн долларов
- Окупилась ли: да, за первые три дня продаж игра принесла 725 млн долларов
Говорят, что финальный бюджет GTA 6 может составить немыслимые два млрд долларов. Впрочем, это слухи — и по другим слухам, речь идёт о «скромных» суммах вроде миллиарда. Так или иначе, на игре явно не экономят — как не экономили и на Red Dead Redemption 2.
Что из этого получилось — мы все знаем. Гигантский мир, в котором разворачивается отлично поставленный кинематографичный сюжет. Невероятное количество активностей, квестов и событий. Даже более невероятное количество мелких деталей, которые едва ли заметят большинство игроков.
Продажи игры оказались хорошими. Не настолько великолепными, как у GTA 5, но свой бюджет она явно заслуженно окупила.
Интересный факт: В игре содержится 300 000 уникальных анимаций — абсолютный рекорд.
На бюджет игры можно купить: Картину «Спаситель мира» Леонардо да Винчи.
Фото: Concord / Firewalk Studios
Concord — стоит как многолетний контракт с Джо Роганом
- Жанр: MOBA-шутер, игра-катастрофа
- Разработчики: Firewalk Studios
- Дата выхода: 23 августа 2024 года
- Бюджет: 200–400 млн долларов
- Окупилась ли: вы шутите?
Firewalk Studios анонсировала свою первую мультиплеерную игру ещё в 2021 году. Спустя пару лет студию выкупила Sony и работа над проектом продолжилась с новыми силами (и новыми средствами).
Проблемы начались уже после первого показа геймплея. Если появившийся ранее сюжетный трейлер создавал ощущение чего-то вроде «Стражей Галактики», то сама игра оказалась очередным скучным MOBA-шутером с более чем спорным дизайном персонажей и ценником в 40 долларов.
О дальнейшей судьбе Concord достаточно знать ровно одно: не прошло и двух недель, как игру сняли с продаж, деньги вернули всем её покупателям, а серверы закрыли. Естественно, вслед за проектом на дно пошла Firewalk Studios — после таких провалов не живут.
Мы не знаем точно, каким был бюджет Concord. Ходившие по Интернету слухи о 400 млн долларов были опровергнуты сразу несколькими источниками — дескать, на самом деле на игру потратили гораздо меньше. Однако вполне вероятно, что он превысил 200 млн. Об этом рассказывало издание Kotaku, заметив, что эта сумма ушла ещё до покупки студии корпорацией Sony.
Интересный факт: Оглушительный провал Concord заставил Sony пересмотреть свою политику в отношении игр по новым франшизам.
Главная проблема игры: В неё никто не хотел играть. Причин для этого множество: от неудачного дизайна персонажей и ценовой политики до пресыщенности аудитории жанром.
На бюджет игры можно купить: многолетний контракт с Джо Роганом, одним из самых популярных ведущих подкастов в мире.
Фото: Marvel's Spider-Man 2 / Insomniac Games
Marvel's Spider-Man 2 — стоит как студия Daybreak Game Company
- Жанр: action-adventure
- Разработчики: Insomniac Games
- Дата выхода: 20 октября 2023 года
- Бюджет: около 300 млн долларов
- Окупилась ли: да, игра заработала 795,9 млн долларов по всему миру
Sony не делает дешёвые игры. Все флагманские эксклюзивы компании последних лет вроде God of War: Ragnarok или The Last of Us: Part 2 стоили свыше 200 млн долларов. Однако благодаря утечке мы знаем, что внутренний рекорд был побит именно второй частью «Паучка», которая обошлась примерно в 300 млн.
В своё время многих возмутила эта цифра. Да, игра получилась красивой и отполированной, но при этом в ней то и дело переиспользуются ассеты предыдущей части. Кроме того, в ней не так много контента. Остаётся только предполагать, что в этом случае значительная часть суммы ушла на рекламу.
Даже если и так — с точки зрения бизнеса это решение оказалось верным. Из той же утечки стало известно, что в компании рассчитывали продать 10,5 млн копий, чтобы покрыть расходы и заработать 75 млн долларов, но реальность превысила все прогнозы. Эх, если бы в Sony умели так же зарабатывать на супергеройских фильмах!
Интересный факт: Несмотря на финансовый успех игры, разработчики не стали делать для неё сюжетных дополнений в духе первой части.
На бюджет игры можно купить: Студию Daybreak Game Company, известную по игровой франшизе EverQuest.
Почему делать игры так дорого?
Один из самых популярных ответов — это маркетинг. Дескать, жадные издатели вливают огромные деньги в рекламу, а на саму игру почти ничего не остаётся. На деле же распределение средств редко работает именно так. Да, маркетинговый бюджет может превышать бюджет на разработку — реклама это дорого — но точно не в разы.
Но вообще, большие деньги нужны потому, что разработка ААА-игры — это как производство в современном кинематографе. Иногда и вовсе дороже: производственный бюджет «Мстители: Финал» составлял 356 млн долларов, и это считалось более чем внушительной цифрой. Однако она меркнет перед некоторыми цифрами из нашего списка. Почему получается именно так?
Представьте себе огромный штат разработчиков, который нужен для создания такого ААА-проекта — а ведь это высокооплачиваемые специалисты, которые обеспечивают не только программный код, но и полную озвучку, мокап-анимирование, графику. И всё это на протяжении многих лет. Например, полноценная разработка GTA 6 (уже после пре-продакшена) началась в 2020 году — к моменту релиза игры пройдёт пять с лишним лет.
Отдельно вспомним про сопутствующие траты. Сюда сразу отнесём, что производство требует мощных компов, всё ПО работает по лицензиям, а серверы, на которых крутятся игры и остальная инфраструктура, требуют покупки и обслуживания или оплаты аренды. Вишенка на торте — работа с субподрядчиками и фрилансерами. За всё это тоже надо отдавать полновесную монету.
Подводя итог: даже без учёта расходов на маркетинг сделать ААА-игру стоит гигантских средств. Это значит, что она должна продаться многомиллионными тиражами только для того, чтобы отбить затраты — и это же обуславливает не менее дорогое продвижение.
Что будет дальше?
Неужели игры будут становиться всё дороже и дороже? Простой ответ — да. И дело не только в инфляции, обесценивающей валюты по всему миру. Просто стандарты аудитории — в первую очередь массовой — очень выросли, и соответствовать им будет недёшево.
Опять вспомним один из самых ярких и неожиданных блокбастеров последних лет — Baldur's Gate 3. Да, она обошлась дешевле Cyberpunk 2077. И всё-таки аналитики полагают, что бюджет на разработку находится где-то между отметками 100 и 200 млн долларов.
Стоило ли вкладывать в игру такие деньги, ведь любят её в первую очередь не за красивую графику? Скорее всего да. Если спросить игроков, что именно они нашли в Baldur's Gate 3, то большинство вспомнит про запоминающихся персонажей, атмосферу или невероятное количество возможностей для отыгрыша. Но полюбились бы игрокам так сильно Карлах или Астариона, не будь они озвучены талантливыми актёрами, или без огромного количества анимированных кат-сцен? Сомнительно.
Как ни прискорбно это признавать, но встречают всё-таки по одёжке — и к играм это относится не в меньшей степени. Так что да, уже сейчас ясно, что игры станут дороже — Nintendo, например, не стала дожидаться выхода GTA 6 и повысила цены на свои флагманские проекты уже сейчас.
Большие бюджеты — благо или зло?
«Что за глупый вопрос» — может воскликнуть читатель. Чем больше ресурсов — тем лучше выйдет игра, не так ли?
Так, но не совсем. Нетрудно заметить, что в списке нашлось место весьма проблемным проектам вроде Star Citizen и Concord. Разумеется, само по себе это не значит, что беды этих игр пошли от избытка финансов. Однако именно бюджет стал непосильной ношей: большие затраты значительно дольше отбиваются, не говоря уже о прибыли.
Между тем, хорошо выстроенные процессы, чёткое видение проекта, талантливая команда и своевременный кризис-менеджмент могут превратить даже самые амбициозные идеи в коммерчески успешные и культовые произведения.
Опять же не стоит сбрасывать со счетов, определённые тренды, которые могут снизить бюджет на разработку. В первую очередь это уход от гонки графики — тех же Fortnite и Roblox любят явно не за полигоны. И пресловутый ИИ, который сейчас старается по-разному использовать в своей работе каждый. Поэтому опыт проектов вроде Baldur’s Gate 3 — игре, которая сочетает в себе ААА-качество с гибкостью инди-игры — вполне возможен.
Но в конце концов, главный вопрос не в том, сколько стоит игра, а в том, сколько она даёт взамен. И каждый раз, когда разработчики удачно совмещают масштаб своих затрат с качеством, игроки сторицей возвращают им чеканную монету.