Выносим сор из «Китайской комнаты»: обзор Bloodlines 2

21 октября сиквел культовой классики Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2 наконец-то увидел свет. После производственного ада этой игре могло помочь только чудо, которого не случилось: сейчас можно наблюдать 64 балла на Metacritic и 54% положительных отзывов в Steam.
Кажется, игровое сообщество проявило завидное единодушие: в попытках отстоять звание «непонятого шедевра» копья не ломались и литры крови мирных геймеров не проливались. Может ли большинство ошибаться? Увы, не в этот раз.
Жадность серию сгубила

Парадоксально, но факт: сейчас речь пойдёт не о жадности компании Paradox, которая решила разбить кланы на платные DLC и продавать полусырой стейк с кровью за полную стоимость. Об этом мы порассуждаем чуть позже. В сети много ругают издателя на пару со студией-разработчиком Chinese Room (последнюю искренне жаль), но мало говорят о том, почему сиквел изначально оказался в подвешенном за ноги положении.
А ведь всё начиналось многообещающе. В феврале 2016 года произошла знаменательная для поклонников Bloodlines встреча, на которой присутствовали небезызвестный Брайан Митсода, представители Hardsuit Labs и генеральный директор Paradox Фредерик Вестер.
Питч удался: сиквелу дали зелёный свет, а студия получила финансирование. С работавшим над проектом на добровольных началах Крисом Авеллоном заключили контракт на два с лишним года. Дело оставалось за «малым» — создать достойного потомка первой Bloodlines.
На этом этапе расправивший было паруса корабль под названием «Мечты» разбился об айсберг действительности. Точнее, о наплевательское отношение со стороны руководства Hardsuit Labs. Согласно некоторым источникам, студия предпочитала тратить на сторонние заказы львиную долю ресурсов. Для создания самой Bloodlines 2 не хватало ни людей, ни денег.
Вот почему игра несколько раз переносилась, а вышедшая в 2019 демоверсия не впечатляла. Естественно, «Парадоксы», от которых незапланированные траты тщательно скрывались, обо всём узнали.
Нет повести печальнее на свете

Сиквел можно было уже хоронить, но тут инициативу проявила Chinese Room, когда-то отметившаяся поэтичным «симулятором ходьбы» Dear Esther (впрочем, с тех пор состав разработчиков успел смениться).
Предположительно студии как-то удалось убедить издателя в коммерческом потенциале проекта и привлечь партнёров. Более того, им удалось убедить не просто доделать игру, а взяться за неё практически с нуля, выбросив по дороге все наработки сценарного отдела во главе с Митсодой. Кстати, ранее «на свалку истории» отправились и тексты Авеллона, но уже по другой, сугубо идеологической, причине.
«Лучше бы я остался в Лос-Анджелесе» — фраза, которую частенько можно услышать от NPC на улице. Что это: невольная самоирония от разработчиков или простая отсылка на место действия первой части?
По сути именно Chinese Room забила последний гвоздь в крышку гроба той Bloodlines 2, какой она могла бы стать. Честолюбие не позволило разработчикам довести до ума идеи предшественников. В финальную версию игры попали локации, фигурки персонажей — и на этом, пожалуй, всё.
В Chinese Room хотели рассказать свою историю в сеттинге «Вампирского Маскарада», а на мнение фанатов им, похоже, было плевать. Скорее всего, разработчики понимали: комплексную RPG им не потянуть, а вот экшн с RPG-элементами можно попробовать сделать. Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Bloodlines 2, оказавшейся в руках авторов, которыми руководили амбиции, а не искренняя любовь к первой части.
Как две игры уживаются в одном Сиэтле

Очень сложно игнорировать призрак нереализованной Bloodlines 2, в новой версии игры бродящий по улицам зимнего Сиэтла. Той Bloodlines 2, которая предлагала сыграть за новообращённого вампира и почувствовать реальную прогрессию, той, которая не боялась добавлять в качестве играбельных кланов носферату и малкавиан, и той, которая обещала (обещать — не значит жениться) свободу ролевого отыгрыша.
В готовой игре постоянно натыкаешься на знакомые по старым трейлерам локации и испытываешь острые приступы сожаления. Перекочевавшие из версии Hardsuit Labs персонажи — ходячие иллюстрации эффекта зловещей долины: другое имя, другой голос, другой характер. К примеру, жутковатый носферату из трейлера 2019 года c лёгкой руки Chinese Room обзавёлся именем Толли и голосом хипстера из видеопроката. Кажется, будто чья-то злая воля смешала все фигуры на шахматном поле.
Ролевую систему свели в могилу

Если игнорировать уколы ностальгии и смотреть на результат трезвым взглядом, на первый план выходит очевиднейший факт: лучшее, чем могла похвастаться первая часть от Troika Games, проигнорировано, изъято, изменено.
Теперь это даже не тройка, а кол в самое сердце — на смену глубокой ролевой системе пришёл грубый экшен с кастрированной прокачкой, отсутствием билдостроения и прямым, как палка, прохождением. С помощью телекинеза вы сможете притягивать в помещении ровно те решётки, которые открывают предусмотренные разработчиками вентиляционные отверстия, хотя рядом хватает точно таких же решёток. Линейность такая, что впору рисовать стрелки на асфальте — если бы он не был засыпан снегом.
Положение утопающего частично спасает музыка Рика Шэффера. Те, кто играл в первую часть, сразу же узнают почерк композитора.
Клановая система здесь носит чисто косметический характер. Не надо париться, выбирая между Брухой или Бану Хаким: вас всё равно прокатят по тем же самым рельсам, а чужие навыки станут доступны уже спустя пару часов игры. Это вам не статы из первой части, которые стоило распределять с умом.
В Bloodlines 2 кривая реализация не позволит всерьёз выбирать между стелс-прохождением и прямыми столкновениями, а отсутствие механики зверя — балансировать между жестокими поступками и человечностью. Вам даже не дадут убить мирного жителя, которым вы будете кормиться! Моему протагонисту, обозлённому на разработчиков за эту несправедливость, приходилось добивать «неписей» ударом в лицо. Благо, сделать это проще простого.
Вампиры в моде при любой погоде

Над иммерсивной составляющей проекта тоже поработали с искусством мясника, убрав все жизненно важные органы. Не путайте иммерсивность с атмосферой: на последнюю здесь жаловаться не приходится. Рождественский Сиэтл сложно испортить снегом, хоть в действительности он там и редкое явление. Впрочем, я голосую за дождливую версию Hardsuit Labs — за снежной пеленой всё равно не скроешь, насколько мёртвым получился город.
Помнится, Лос-Анджелес из оригинальной игры тоже выглядел обманчиво пустынным. Эта иллюзия рассыпалась, стоило только оказаться за фасадами зданий. Вот тут-то Ла-Ла Ленд быстро превращался в город пороков и большого числа активностей. Последовательность и способы их прохождения варьировались от клана к клану и зависели от игрока. Разные районы открывались постепенно, а исхоженные до дыр локации не надоедали.
В сиквеле карта по размерам тоже напоминает пятачок, вот только это пятачок от подложенной разработчиками свиньи. Сиэтл в вашей власти целиком и сразу — делайте с ним всё, что вашей душеньке угодно. Хотите — передвигайтесь по земле от одного сюжетного NPC к другому, хотите — передвигайтесь по крышам. Вправо или влево. Вверх или вниз. Впечатляет, не правда ли? По пути не забудьте подкрепиться парочкой жителей с нужным резонансом крови (чтобы открылись навыки других кланов).

Как же это отличается от первой части, где можно было, игнорируя основной сюжет, зайти в приглянувшийся готический собор и обнаружить самый настоящий клуб с интересными квестами! А неподалёку в подворотне стоял Толстый Ларри, у которого были свои бандитские разборки в шкафу и с которым любопытно было просто поболтать.
Отложим в сторону бросающиеся в глаза устаревшие текстуры, нервные анимации и повторяющиеся ассеты. Открытый мир банально не тянет исследовать. Вспомните ремейк «Мафии»: по Лост-Хевену под плейлист из старых песен хотелось наворачивать круги на машине.
Здесь же хочется поскорее укатить в Лос-Анджелес, да сдерживают невидимые границы. Впрочем, машин на ходу вы всё равно не увидите, что можно объяснить негаданно нахлынувшим снегопадом. Коммунальные службы, совсем как в России, оказались застигнуты непогодой врасплох.
В Bloodlines 2 работает ночное радио с причудливыми гостями — один из немногих реверансов в сторону первой игры.
Шевелить ножками придётся разве что ради коллекционных предметов и хилок. Для меня отсутствие килограммов лута и утомительного менеджмента инвентаря — несомненный плюс. Для других это может стать очередным куском, который решили отрезать от без того покалеченной RPG-системы.
Порой в игре попадаются невольно комичные моменты. К примеру, полиция здесь настолько брутальна, что её обходит стороной даже могущественный вампирский Старейшина, то есть ваш персонаж. Пришить на месте ударом дубинки неуклюже напавшего на протагониста уличного бандита, тут же забыть о трупе и спокойно продолжить своё дежурство не каждый сможет. Равнодушной к потасовкам полиции из San Andreas теперь есть, с кого брать пример.
Вампир, который снуёт по крышам

Надо отдать сиквелу должное: уже на моменте обучения ты чувствуешь, что оказался в шкуре сверхъестественного существа. По понятным техническим причинам первая Bloodlines не могла этого предложить.
Фаир (так зовут протагониста) умеет прыгать просто высоко и очень высоко, планирует в воздухе, забирается по лестницам и трубам на крыши, с которых открывается умопомрачительный вид. Можно скинуть враждебного вампира с особенно высокого здания и прыгнуть вслед за ним — выживет старейший.
Эта сила опьяняет, но ненадолго. У игры в запасе не так много инструментов, чтобы в полную меру реализовать заложенный в Старейшине потенциал. Противники однообразные (анархи да слабокровные), обезличенные и очень тупые. Ими заселены крыши зданий — как симулятор паркурщика Bloodlines 2 быстро начинает надоедать.
Из-за пустоты мира и ограниченности механик игра ощущается сыроватой. По традиции обратимся к первой части: каких врагов там только не было: от охотников на вампиров и сбрендивших малкавиан до мерзких «кентавров».
На детях ночи природа отдыхает

Ещё в рамках рекламной кампании Chinese Room оправдывалась, что свободу отыгрыша пришлось ограничить ради цельной истории. Теперь-то мы знаем, что «ограничить» означало «избавиться».
В то же время у студии перед глазами был оригинал, которому — о чудо — удалось совместить и то, и другое. Всё благодаря линейности основного сюжета и невероятной свободе в побочных миссиях. А ещё благодаря богатству диалогов и стилей прохождения.
Ты мог воротить нос от крысиной крови и решать проблемы с помощью диалогов за Вентру, а мог шариться по канализации и обходиться чтением чужой переписки за Носферату. Тем временем предысторию и характер персонажа формировал тоже ты — через диалоги, поведение и собственную фантазию. История от этого не страдала. Никакой магии не требовалось — только гений разработчиков из Troika Games.
Получившееся у Chinese Room повествование можно назвать в меру увлекательным и в меру оригинальным, с неплохо прописанными диалогами. Но результат явно не стоил принесённых на алтарь истории жертв.
Некоторые персонажи вроде сидящего в голове у главного героя по примеру Соласа и Джонни Сильверхенда ретро-детектива Фабиена, вызывают симпатию. Вообще, актёры озвучки заслуживают отдельной похвалы.
Иные герои не вызывают ничего, кроме раздражения. От нарочитой пафосности и непробиваемой серьёзности Фаира сводит скулы. В его/её случае спасает только максимально злой отыгрыш, так что я остановила свой выбор на клане Ласомбра и решила вжиться в роль отпетой мрази.

В оригинале мне пришлось бы за это жестоко поплатиться потерей человечности и нарушением Маскарада. В сиквеле же я намеревалась почувствовать хоть какой-то азарт, ибо от нарушения Маскарада тут легко убежать на крышу первого попавшегося здания.
Однако и здесь игра нашла способ меня обломать. Направившись прямиком во владения прошлых и настоящих принцев (на деле принцесс) Камарильи, я осознала, что никто не собирается комментировать мой выбор клана. На минуточку: ранее Ласомбра правили Шабашем — кровожаднейшей из сект. Разве эта деталь не стоит внимания? Наш Старейшина пробыл в коме около сотни лет, а значит, не в курсе новейших изменений в сеттинге.
Есть подозрения, что последний перенос игры был связан вовсе не с её «полировкой». Вероятно, разработчики делали два последних клана, чтобы с подачи издателя продать их в качестве платных DLC, но не успели прописать все реакции персонажей. Если это так, то «Парадоксы» облажались, а мы получили целых два клана в придачу.
Сейчас на страничке в Steam у Bloodlines 2 меньше отзывов, чем у вышедшей на день позже Dispatch. При этом последняя является не сиквелом культовой RPG о вампирах, а инди-проектом малоизвестной AdHoc Studio, созданной выходцами из Telltale.
Впрочем, сейчас в сети ходят слухи о баге, который затронул локализованные версии. Лечится это просто — достаточно выбрать в настройках английский язык, загрузиться и вернуть русский. Эту нехитрую последовательность действий придётся повторять при каждом возвращении к игре.
Помимо отсутствия реплик, со мной случились бои, в которых сбившиеся в кучку противники могли зарезать Старейшину из клана Ласомбра примерно за 5 секунд. А также персонажи, на которых находили приступы амнезии, так что в диалогах Фаир мог демонстрировать свой дурной нрав без каких-либо заметных последствий. Наконец, были костюмы, которые уместно носить только в баре «Голубая устрица». Я искренне недоумеваю, почему при моём появлении NPC на улице дрожали от страха, а не от смеха.
В общем, чтобы обеспечить себе по-настоящему злое прохождение, приходилось выпрыгивать из штанов. В результате я оказалась надоедливым молодцом, который постоянно проявляет инициативу, а Bloodlines 2 — тушующейся девицей. Совсем не та роль, к которой я стремилась.
Лучшие друзья девушек

Bloodlines 2 никогда не стать культовой. То, что получилось в итоге, не поправить модами. Первая игра была полна бриллиантов, похороненных за кучей багов. Здесь же не оказалось ни того, ни другого.
Да, мы живём в неидеальном мире. Производство игр обходится дорого, да и в разработке участвует слишком много равнодушных людей. Иной раз появление игры на свет — уже чудо. Однако на душе всё равно горько, а в глазах предательски щиплет. Наверное, снежинка попала.