Автор: Дмитрий Сироватко, Ангелина Смирнова
Альтернативные концовки в видеоиграх давно перестали быть просто бонусом для преданных фанатов. Одни требуют невероятного мастерства, другие — знания скрытых механик, а третьи и вовсе ставят игрока перед неожиданным выбором. Некоторые финалы настолько неочевидны, что без гайдов их не найти, а иные намеренно пародируют всю предшествующую историю.
В этом материале — 10 самых запоминающихся, сложных и откровенно странных концовок из игр разных лет. Здесь и классика вроде Silent Hill с её инопланетным абсурдом, и Far Cry 4, где можно пройти игру, просто просидев 15 минут, и Cyberpunk 2077 с её загадочными условиями для «идеального» финала.
Готовы узнать, какие концовки стоят потраченных нервов, а какие — лишь скрытая шутка разработчиков? Тогда вперёд!
Внимание! В тексте полно спойлеров.
Изображение: Double Dragon II: The Revenge / YouTube-канал NintendoComplete
Во времена спрайтовых игр альтернативные концовки были довольно редким явлением. Куда чаще разработчики просто не давали пройти дальше определённого уровня в случае, если игрок выбрал лёгкую или нормальную сложность. Так, например, было с западной версией NES-порта Double Dragon 2: The Revenge — культового битемапа той эпохи.
А вот релиз на PC Engine CD как раз примечателен наличием трёх концовок. И истинный финал, где злодей повержен, а девушка одного из главных героев выживает, покажут лишь после прохождения игры на максимальном уровне сложности.
Условия получения: |
Изображение: Silent Hill / CBR
Silent Hill — одна из первых игр, отметившихся глубоким многослойным сюжетом. Казалось бы, в столь серьёзном произведении совсем нет места иронии. Но Konami решила иначе и добавила в первую часть шуточную концовку, в которой протагониста Гарри Мейсона похищают пришельцы.
А вот условия её получения совсем не весёлые. Сперва нужно пройти игру на наилучшую концовку. Затем раздобыть специальный предмет и применить его аж в пяти локациях, чтобы вызвать НЛО. Впрочем, в доинтернетную эпоху такие «шалости» разработчиков были в порядке вещей — надо же было как-то мотивировать геймеров к покупке печатных гайдов.
К тому же шутка так понравилась игрокам, что с тех пор подобными концовками снабжали практически все последующие части серии. Каноничным же финалом приключений Гарри Мейсона является тот, в котором герой покидает Сайлент Хилл вместе с ребёнком, являющимся реинкарнацией Алессы.
Условия получения «инопланетного» финала: |
Изображение: Серия Shenmue / IGN
Классическая дилогия Shenmue популяризовала ряд игровых механик, включая внутриигровой таймер и календарь. Многие события, а также погодные условия, были «подвязаны» под определённые даты и время. Каких-то особенно сложных в прохождении моментов в обеих Shenmue не было. Большинство проваленных QTE и драк можно было бы переиграть, что называется, не отходя от кассы.
Из-за этого многие игроки даже не подозревали о наличии секретных концовок. Если чересчур увлечься проживанием в виртуальном мире или просто раз за разом проваливать некоторые задания, то после достижения определённой даты придёт антагонист и убьёт главного героя. В вышедшей спустя почти два десятка лет Shenmue 3 тоже есть такая концовка.
Само собой, все эти эндинги не являются каноничными. У создателя серии был план на несколько частей, а Shenmue, по сути, планировалась в качестве эпизодического проекта. Поэтому каждая игра заканчивалась клиффхэнгером, включая долгожданную третью.
Условия получения: |
Изображение: Max Payne 2: The Fall of Max Payne / Entertainium
Смерть Моны Сакс во второй части Max Payne стала большим шоком для поклонников. Казалось бы — опустившийся на самое дно и едва не наложивший на себя рук беглый коп наконец-то нашёл счастье, которого его вскорости лишили. Понимая весь драматизм ситуации, Remedy добавили «счастливую» концовку, где спутница Макса выживает.
И здесь разработчики решили послать лучики добра играм эпохи 8 и 16-битных консолей, вроде вышеупомянутой Double Dragon 2. Ради получения финала, в котором «жили они долго и счастливо», придётся основательно попотеть и пройти игру на максимальной сложности. Со свирепыми врагами и ограниченным количеством сохранений.
Занятный нюанс — Rockstar, выпустившая в 2012-м Max Payne 3 уже без какого-либо участия Remedy, сочла данную концовку не каноничной.
Условия получения: |
Изображение: Far Cry 4 / Reddit
Пожалуй, одна из самых забавных и в то же время неочевидных альтернативных концовок за всю историю геймдева. Практически в самом начале прохождения диктатор Пэйган Мин предлагает герою пойти в храм и развеять прах матери. Естественно, игрок идёт выполнять задание, и так закручивается сюжет. Но если наоборот ничего не делать, то антагонист вернётся за стол, и вы сможете закончить игру.
Впоследствии Ubisoft использовала тот же приём в пятой и шестой частях Far Cry. А креатив французов взяли на вооружение другие разработчики. В частности, компания Capcom, о чём мы поговорим ниже.
Каноничным же финалом предсказуемо является убийство Пэйгана Мина.
Условия получения: |
Изображение: Metal Gear Solid V: The Phantom Pain / IGN
Секретная концовка в Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, последней на данной момент части культовой саги — случай уникальный для игровой индустрии. Потому что о её существовании геймеры узнали не из интернета или, тем паче, гайдов. О наличии альтернативного финала прознали майнеры вскоре после релиза. А для его получения только и требовалось, что обезвредить всё имеющееся ядерное оружие и перестать создавать новое в пределах конкретного сервера.
В 2018 году концовка разблокировалась благодаря багу со стороны Konami. Однако «по-честному» фан-сообщество разблокировало её по прошествии двух лет.
Каноничная же концовка содержит в себе шокирующий плот-твист — оказывается, главный герой был лишь двойником настоящего Биг Босса, также известного под кличкой Нейкид Снейк.
Условия получения: |
Изображение: Devil May Cry 5 / Screen Rant
Собственно, вот и ответ японцев своим заокеанским коллегам из Ubisoft. Нет, это мы, конечно, так шутим — не исключено, что Capcom придумала всё сама. Но при этом не отметить сходство в идеи альтернативных финалов тоже невозможно, ведь оба они позволяют завершить игру в первые же полчаса.
Разница кроется в том, что в Far Cry 4 и двух последующих частях геймеру буквально не нужно было ничего делать, а в Devil May Cry 5, напротив, основательно попотеть. Речь идёт о битве из пролога. Если у вас хватит сил одолеть владыку демонов Уризена, то на том игра и закончится — по экрану поползут заветные титры.
По канону же убийство Уризена происходит в заключительной трети игры.
Условия получения: |
Изображение: Crash Bandicoot 4: It's About Time / Steam
Серия Crash Bandicoot зародилась в середине 90-х, когда игроделы ещё не до конца распрощались с философией старого геймдизайна. Поэтому пройти каждую из частей не то что на 100%, а хотя бы до финальных титров было очень непросто. Четвёртую часть хоть и делала совсем другая команда, но изменять традициям она не стала.
Желающим испытать себя на прочность предложено пройти игру аж на 106%. Согласно статистике на сайте How Long To Beat, у среднестатистического геймера этот процесс займёт аж 86 с половиной часов. При том, что завершить кампанию как таковую можно примерно за 10. Наградой за все мытарства станет не только чувство глубокого удовлетворения, но и бонусный ролик.
Условия получения: |
Изображение: Cyberpunk 2077 / GamesRadar
Одна из самых обсуждаемых и скандальных игр последних лет перещеголяла прошлые проекты CD Projekt RED по количеству концовок. Причём условия для получения большинства из них были довольно тривиальными — выполнять поручения своих спутников и говорить им побольше приятностей в диалогах.
А вот условный хэппи-энд с участием Джонни Сильверхенда, в котором Бестия выживает, получить без гайда не так уж просто. И дело вовсе не в заветных процентах отношений с анархистом — вопреки популярному мнению, полный коннекшн не обязателен. Вместо этого нужно выбрать правильные варианты в беседе с Джонни в трогательной миссии «По следам прошлого». И они, прямо скажем, не самые очевидные.
Судя по дополнению «Призрачная свобода», именно такой финал и является каноничным для основной игры, поскольку в DLC нам дадут пообщаться с Бестией в переписке.
Условия получения: |
Изображение: Hitman 3 / Screen Rant
В Hitman 3, добившейся наибольшей популярности благодаря солидному количеству пострелизного контента, разработчики вставили занятную отсылку к самой первой части. В финальной миссии под названием «Неприкасаемый» Агент 47 может вколоть себе сыворотку, предназначенную для руководителя «Провиденса» Артура Эдвардса.
Угостившись чудо-шприцом, главный герой начнёт испытывать галлюцинации, после чего упадёт на землю и проснётся в палате психиатрической клиники, идентичной той, в которой начинались события первой части. Такая вот занятная, хотя и не каноничная «пасхалка». Каноном же для Hitman 3 является убийство Эдвардса.
Условия получения: |