Автор: Дмитрий Сироватко
В недавнем материале, посвящённом некогда популярным гоночным сериям, мы говорили о том, что смена трендов зачастую оборачивается смертью жанров. По иронии судьбы, «выживалки», несмотря на своё название, живее всех живых. Крафт, поиск ресурсов, открытый мир и строительство — вроде бы избитые временем элементы, которые, однако, продолжают нравиться аудитории. В этом материале мы расскажем о 15 лучших представителях жанра.
Изображение: Terraria / Steam
Пиксельная «песочница», покорившая сердца нескольких поколений игроков и по-прежнему пользующаяся огромным спросом. Графика и музыка, служащие оммажем 16-битной эпохе, совсем не отпугнули юное поколение геймеров. Напротив, они с головой ушли в изучение гигантского мира, предлагающего массу возможностей.
По сути, Terraria во многом стала двухмерной вариацией Minecraft. Уж больно много у них сходств: случайная генерация мира, сбор ресурсов, крафт, исследование потайных локаций и, конечно же, сражения с врагами. Вариаций последних тут предостаточно, поэтому подходить к битвам нужно грамотно, экспериментируя с различными типами вооружения.
Изображение: Minecraft / TrueAchievements
Подобно Terraria, эпохальное творение Маркуса Перссона сломало стереотип о том, что школьникам, избалованным высокими технологиями, подавай лишь «графон». Картинка в базовой версии Minecraft, не обставленной тоннами модов, и в 2011 году казалась допотопной.
Тем не менее безграничные возможности, которые предложила эта «песочница», затмили собой примитивное техническое исполнение. Многие играли и продолжают играть в Minecraft не только ради геймплея, но и ради удобного формата общения.
Ну и, кроме того, проект стал одним из пионеров кроссплатформенного гейминга, позволяя начать сессию на одном устройстве и затем продолжить на другом.
Изображение: Don’t Starve / Steam
Don’t Starve резко выделяется на фоне прочих представителей жанра своим глубоким сюжетом об учёном, угодившем то ли в параллельный мир, то ли в потаённые глубины своего сознания. Безумие, разворачивающееся вокруг главного героя, оказывает влияние и на геймплей. К примеру, падение рассудка приводит к галлюцинациям, наносящим урон. Также игровой процесс сильно меняется в зависимости от времени суток и года.
Изначально Don’t Starve была однопользовательским проектом, но на волне популярности разработчики выпустили ряд дополнений. Самым знаковым стало Don’t Starve Together, добавившее мультиплеер.
Изображение: Project Zomboid / Steam
В отличие от многих коллег по цеху, Project Zomboid выполнена в изометрической проекции, отчего по незнанию игру можно спутать с каким-нибудь top-down-шутером. В действительности же это «выживач», выполненный в традиционном постапокалиптическом сеттинге. Тут тебе и куча зомби, и постоянная нехватка ресурсов, и необходимость как-то существовать в этом недружелюбном мире.
Важное место в геймплее отводится ментальному состоянию героя. Если подолгу не заниматься чем-то полезным, а просто отсиживаться в укрытии, то персонажа может «накрыть» депрессией. Project Zomboid стала одной из первых игр на выживание с такой игровой механикой, впоследствии благополучно распространившейся в других проектах.
Изображение: 7 Days to Die / Steam
Снова постапокалипсис, снова зомби и суровое выживание в непростых условиях. Проект профинансировали на Kickstarter, после чего тот провёл в раннем доступе три года. За это время разработчики сделали хорошую работу над ошибками, хотя и первоначальный вариант не ощущался «сырым».
Костяк геймплея составляют привычные для жанра механики: поиск ресурсов, крафт и постройка сооружений. Но есть и несколько интересных вещей, выделяющих 7 Days to Die на фоне конкурентов. Во-первых, мир игры полностью разрушаем, и эта фишка даёт геймеру массу тактических возможностей. Во-вторых, незаурядный ИИ для зомби, не просто идущих по пятам за героем, но также способных разрушать сооружения, лазить по стенам и даже прокапывать себе путь.
Изображение: ARK: Survival Evolved / Steam
ARK: Survival Evolved многие сравнивали с Horizon Zero Dawn из-за сходств в сеттинге, объединившем в себе древние времена и футуризм. Что очень символично на фоне выхода обоих проектов в один год. Геймеру предстоит выживать в мире, наполненном динозаврами, и даже приручать их для быстрого перемещения.
За пределами яркого открытого мира игра довольно стандартна в плане геймплея: сражения с мобами, поиск ресурсов и возведение сооружений. Но даже этого коктейля из привычных элементов с лихвой хватило для успеха. Впоследствии ARK: Survival Evolved получила два спин-оффа и ремастер. Также в разработке находится сиквел, главную роль в котором исполнит звезда серии «Форсаж» Вин Дизель.
Изображение: Subnautica / Epic Games Store
Subnautica и по сей день остаётся одной из самых необычных представительниц жанра из-за своего сеттинга. Геймеру отведена роль единственного выжившего после крушения космического корабля, оказавшегося на неизведанной планете и исследующего местный океан. По мере продвижения по сюжету игрок раскрывает тайну инопланетной инфекции «Кара-А», угрожающей всей галактике, и пытается найти способ остановить её распространение. Как выяснится впоследствии, океан населён живностью, причём большая её часть будет относиться к новоприбывшему отнюдь не дружелюбно.
В остальном игра ставит перед геймером задачи, типичные для «выживачей»: поиск ресурсов, крафт и поддержание важных функций организма. В 2021 году свет увидел Subnautica: Below Zero — спин-офф первой части, изначально задумывавшийся в качестве дополнения. Прямой же сиквел заявлен к релизу в 2025 году.
Изображение: Rust / Steam
Rust создавалась под сильным влиянием DayZ, отчего игру поначалу даже называли её клоном. Впоследствии разработчики добавили в неё крафт в духе Minecraft, и сходство двух проектов стало уже менее очевидным. Геймерам предстоит выживать на острове, сражаясь друг с другом за ограниченные ресурсы.
Большая часть биомов генерируется случайным образом, отчего каждая новая сессия является уникальной в той или иной степени. Элементы же «выживалки» проявляются в необходимости следить за важными жизненными показателями: жаждой, голодом и температурой тела.
Изображение: The Forest / Steam
Атмосферная «выживалка» про пассажира лайнера, потерпевшего крушение на обитаемом полуострове и ищущего своего сына. Местные жители — каннибалы и монстры, поэтому уцелеть будет непросто. Герою предстоит рыскать в поисках ценных ресурсов, строить сооружения и ловушки, а также следить за ментальным состоянием — при длительном пребывании в темноте или после встреч с каннибалами персонаж начинает видеть пугающие галлюцинации, которые постепенно снижают его эффективность. В критических случаях это может даже привести к неконтролируемой панике.
Одной из отличительных особенностей The Forest стал продвинутый ИИ врагов, способных наблюдать за героем издалека, кооперироваться в группы и так далее. В 2024 году вышел сиквел под названием Sons of the Forest.
Изображение: Conan Exiles / Steam
Conan Exiles больше тянет на приключенческий экшен с элементами «выживача». Разработчики сделали большую ставку на систему прогрессии персонажа и сюжетную составляющую — в отличие от многих survival-игр, здесь присутствует полноценная нарративная линия о беглом рабе, стремящемся отомстить могущественному тирану. Сюжет раскрывается через найденные записки, диалоги с NPC и цепочки заданий, постепенно выводящие игрока к финальной конфронтации.
Несмотря на ряд технических проблем на релизе и устаревшую графику, проект стал весьма успешным, что привело к выходу большого количества дополнений.
Изображение: DayZ / Steam
Одна из самых именитых «выживалок», начавшая свой путь к сердцам игроков в качестве модификации к Arma 2, но впоследствии сильно доработанная и выпущенная уже в качестве самостоятельного проекта. Геймерам предстоит выживать в суровом постапокалипсисе, спасаясь не только друг от друга, но и от зомби.
При желании можно объединяться в группы для достижения совместных целей, но любителей мародёрства на вашем пути тоже будет немало. Поэтому нельзя терять бдительность: ведь казавшийся надёжным товарищ может запросто всадить нож в спину ради права забрать себе ценный ресурс.
DayZ способствовала не только популяризации жанра, но и породила ряд подражателей. В частности, многие отмечали сходство между ней и безумно популярной PUBG.
Изображение: Valheim / Steam
Фэнтезийные «выживалки» встречаются нечасто, и Valheim — один из самых известных и успешных представителей жанра, выдержанных в данном сеттинге. И хотя работала над ним совсем небольшая команда, заряженные энтузиазмом разработчики сразу, что называется, показали уровень. К сожалению, такое редко случается с проектами, вышедшими в раннем доступе и страдающими от нехватки контента или засилья багов.
Как уже отмечалось выше, скандинавская мифология сразу же выделила Valheim среди коллег по цеху. Продвинутая боевая система вкупе с гибкой кастомизацией приблизила геймплей к ролевым экшенам. Да и в целом мир вышел очень проработанным — со множеством интересных активностей и ярких локаций. Стандартные для жанра элементы, вроде поиска ресурсов и строительства, тоже на месте. Несмотря на длительное пребывание в раннем доступе, игра продолжает получать масштабные обновления, добавляющие новые биомы, врагов и механики.
Изображение: Raft / Steam
Raft — полная противоположность большинству survival-игр. Вместо традиционного для жанра постапокалипсиса — герой, плывущий на плоту посреди океана. Яркая мультяшная графика сразу же настраивает на позитивный лад. Задача игрока сводится не только к поиску ресурсов, но и к исследованию встречных плотов и даже целых островов. Там он с высокой долей вероятности обнаружит не только ценные предметы, но и подсказки, упрощающие продвижение по сюжету.
Занятно, что проект сперва добился большого признания в России и лишь потом завоевал любовь сотен тысяч пользователей по всему миру.
Изображение: V Rising / Steam
V Rising подкупает ярким визуальным стилем и необычным сеттингом. Ведь кто обычно выступает в роли героев «выживалок»? Простые люди. Реже — люди с какими-нибудь сверхспособностями. А тут у нас целый клан вампиров, сражающихся друг с другом.
Геймплей в большей степени завязан на строительстве, а уже потом — на выживании как таковом. В прогрессии очень важны сражения: для разблокировки новых способностей персонажа или той же стройки придётся вступать в схватки с боссами и закрывать акты. Сюжета как такового в игре нет, но присутствует полное погружение в вампирскую тему: боязнь солнца, жажда крови, охотники за вампирами и финальная схватка с Дракулой.
Изображение: Dune: Awakening / Steam
Завершает наш топ Dune: Awakening — самая свежая и технически продвинутая игра на выживание в нашем списке. Funcom обещала поразить масштабами, доселе невиданными в играх по вселенной «Дюны», и своё слово сдержала. Что неудивительно, ведь за плечами у разработчиков богатый опыт создания MMO-проектов, включая вышеупомянутую Conan Exiles.
Совсем без изъянов, конечно, не обошлось. В частности, игра не может похвастаться обилием уникальных заданий, да и по геймплею это типичный «выживач»: сражайся с прочими игроками, собирай ресурсы, строй базу. Но когда всё это тесно переплетено с полюбившимся за долгие годы сеттингом — вторичность отходит на второй план.
Конечно, мы не могли пройти мимо одного из претендентов на Игру года, да и вообще редакция DevReality любит «выживачи». Поэтому наш редактор рассказал в своём обзоре о первом впечатлении об игре (а в сумме провёл в ней уже около 200 часов).