Гонки в прошлом: 6 легендарных серий, которые забыли или похоронили
Автор: Дмитрий Сироватко
Они рвали чарты, собирали миллионы фанатов и диктовали правила жанра — а теперь их либо похоронили, либо превратили в бледную пародию на самих себя. Сегодня мы проводим вскрытие шести культовых гоночных франшиз: кто виноват в их гибели, можно ли их реанимировать, и главное — зачем это нужно?
Test Drive
- Годы выхода: 1987 - 2024
- Платформы: ПК + почти все известные консоли и мобильные платформы
Изображение: Test Drive Unlimited / Steam Community
Открывает наш топ настоящий динозавр индустрии, зародившийся аж в 1987 году. Test Drive стала одной из первых гонок с участием реально существующих автомобилей от ведущих брендов и относительно реалистичным по меркам тех лет геймплеем. На примере серии можно во многом отследить развитие жанра в целом, ведь вышедшие во второй половине 90-х части разительно отличались от ранних двухмерных гонок.
На протяжении почти 40 лет своего существования Test Drive кочевала от одних разработчиков к другим, а те, что называется, отрывались на полную. Поэтому игра успела побывать и аркадной гонкой, и ралли, и покатушками по бездорожью, и ещё много чем. Одной из самых знаковых и влиятельных частей стала Test Drive Unlimited, среди первых предложившая заезды в открытом мире со множеством активностей. Жаль, что удержаться на плаву не удалось, зато начатое Eden Games благополучно подхватили авторы Forza Horizon и вывели на новый уровень.
В 2024-м после 12-летнего перерыва вышла Test Drive Unlimited Solar Crown. Казалось бы, что могло пойти не так у Kylotonn — опытных авторов прославленной серии WRC? Безжизненный открытый мир, неотлаженный сетевой код и необходимость постоянного онлайн подключения — вот те три кита, что потащили на дно потенциально хорошую игру. Закончится ли история серии на столь грустной ноте, или к ней ещё вернутся? Покажет время.
Ridge Racer
- Годы выхода: 1993 - 2016
- Платформы: ПК + почти все известные консоли и мобильные платформы
Изображение: Ridge Racer 7 / MobyGames
В 90-х серия Ridge Racer была одним из флагманов компании Namco, тогда ещё не слившейся с Bandai. Разработчики не только стали пионерами на поприще трёхмерных гонок, но и сразу же предложили необычный взгляд на аркадный геймплей. Упор в Ridge Racer был сделан на дрифте, идущем вразрез с реальным вождением, но смотревшимся исключительно эффектно. Нечто подобное реализовала и Sega в Daytona USA, но физика у конкурентов сильно отличалась. К тому же творение Namco быстро вырвалось в лидеры благодаря большему автопарку, разнообразию трасс и режимов.
Вершиной развития серии многие считают четвёртую часть — R4: Ridge Racer Type 4, миновавшую аркады и вышедшую эксклюзивно для первой PlayStation. Проект резко выделялся на фоне конкурентов не только геймплеем, но и стильным арт-дизайном. Особенно круто смотрелись высококачественные CGI-ролики с участием маскота серии Рэйко Нагасе.
В ту пору такие видео себе могли позволить очень немногие по причине дороговизны производства. Также R4: Ridge Racer Type 4 многим запомнилась благодаря саундтреку. К концу 90-х авторы гонок нередко лицензировали композиции для своих игр. Namco же пошла своим путём, укомплектовав своё детище эксклюзивными треками в модных тогда электронных жанрах: брейкбит, эйсид-джаз, прогрессив-хаус и так далее.
Изображение: Ridge Racer Unbounded / Steam
Ещё одним знаковым релизом стала Ridge Racer для PSP, вышедшая в 2004 году. Проект во всей красе продемонстрировал возможности невероятно мощной по тем временам портативки. И пускай игровой процесс не особо эволюционировал по сравнению с прошлыми частями — народ с удовольствием проглотил и такое. Ведь где ещё увидишь «графон и геймплей как на PS2, только в кармане»?
А дальше, увы, всё пошло на спад. Namco решила не считаться с современными трендами и продолжила гнуть свою линию. В итоге вся эта история с дрифтом постепенно сошла на нет. Позже компания одумалась и доверила разработку Ridge Racer Unbounded авторам FlatOut. Те сделали ставку на модный дабстеп, разрушаемость в духе Burnout и лощёные спорткарты. Получилось неплохо, но не более того. К тому же эпоха стритрейсинга тоже закончилась, уступив место гонкам в открытом мире.
Последние две части серии вышли уже на мобильных платформах и большой популярности не снискали. С 2016 года о Ridge Race ничего не слышно, поэтому есть все основания полагать, что песенка спета.
Need for Speed
- Годы выхода: 1994 - 2022
- Платформы: ПК + почти все известные консоли и мобильные платформы
Изображение: Need for Speed Hot Pursuit Remastered / Steam
Самая известная гоночная серия и, по совместительству, одна из самых влиятельных. Electronic Arts заручилась поддержкой именитых производителей авто, чем очаровала аудиторию (и тинейджеров в особенности) с самой первой части. Вместо вымышленных машин — роскошные спорткары от ведущих брендов, на которые можно вдоволь налюбоваться как в роликах и на статичных картинках, так и в самой игре. Физика балансировала между симулятором и аркадой. Также подкупало и топовое качество графики — оригинальная Need for Speed вышла в ту пору, когда трёхмерных гонок было всего ничего.
И хотя компанию нередко обвиняют в «конвейерном» подходе к развитию своих серий, NFS большую часть времени не следовала этому правилу. Девяностые стали отличным временем для реализации креативных идей, поэтому каждая следующая часть обязательно предлагала что-то новое. Например, гонки с полицией. Или исторический режим карьеры, охватывающий несколько поколений.
В 2003 году вышла эпохальная Need for Speed: Underground, перевернувшая серию с ног на голову. На смену живописным ландшафтам пришли подсвеченные неоном ночные улицы. Машины теперь можно было тюнинговать визуально, выбирая между десятками вариантов бамперов, шин, декалей и так далее. Underground была далеко не первой гонкой, посвящённой стритрейсингу, но именно ей причитаются все лавры за популяризацию данного направления.
Многие фанаты считают, что серия закончилась на Most Wanted образца 2005 года, ставшей слиянием ранних частей и двух Underground. И в этом есть своя правда, ведь на протяжении последующих шести лет NFS то и дело сворачивала не в ту степь. В EA быстро смекнули, что выдавать под видом новых частей слегка «подкрашенные» вариации прошлых — дело заведомо неблагодарное. Поэтому компания пустилась в сомнительные эксперименты, вылившиеся в неуклюжие попытки превращения серии в симулятор.
Изображение: Need for Speed Unbound / Steam
Лучиком света в тёмном царстве стала разве что Hot Pursuit, сделанная Criterion Games — авторами Burnout, речь о которой пойдёт ниже. Позже к NFS прикрутили ещё и открытый мир в духе Forza Horizon, но качество исполнения сильно уступало детищу Playground Games.
Можно долго разбирать проблемы NFS, появившихся на свет за последние лет семь-восемь. Но этот анализ затянет и без того увесистый материал, поэтому скажем коротко — в лучшем случае получались неплохие игры на 6-7 баллов. И это совсем не то, что аудитория привыкла видеть под брендом Need for Speed. После прохладного приёма Unbound, вышедшей три года назад, есть большие сомнения в том, что EA вернётся к серии в ближайшее время. Да и вернётся ли?
Project Gotham Racing
- Годы выхода: 2000 - 2009
- Платформы: Dreamcast, Xbox, Xbox 360, мобильные платформы
Изображение: Project Gotham Racing 2 / TheGamer
И хотя первые проекты британской студии Bizarre Creations отсылают к концу 80-х, по-настоящему громко разработчики заявили о себе лишь в 2000 году, когда на Dreamcast вышла Metropolis Street Racer. Проект сразу же обратил на себя внимание благодаря фотореалистичной графике и детально проработанным городам: Токио, Лондону и Сан-Франциско. Да, реально существующие локации встречались и в прочих гонках, но никто не подошёл к воссозданию известных улиц и объектов с таким трепетом, как это сделала Bizarre Creations. Благо мощностей консоли на это хватило.
Физика в игре расположилась где-то посередине между разухабистыми аркадами и хардкорными автосимуляторами. При этом MSR цинично штрафовала геймера за даже малейшее цепляние бордюра, требуя аккуратного вождения. Поэтому трассы то и дело приходилось переигрывать по несколько раз, чтобы набрать нужное количество очков для дальнейшего прогресса. Ещё одной новаторской фишкой стала синхронизация часовых поясов с временем, выставленным в BIOS консоли. Допустим, если в Токио сейчас 2:00, то и кататься придётся по тёмным улицам. Ну или хитрить с настройками, если ночные покатушки по столице Японии вам не по душе.
Изображение: Project Gotham Racing 2 / Xsolla Mall
Из-за недостаточной популярности Dreamcast игра не отбила вложенных в неё средств, но зато привлекла внимание Microsoft. Поскольку оригинальное название осталось за Sega, вместо сиквела студия выпустила Project Gotham Racing. Но это была не совсем новая игра, а, скорее, сильно доработанная и обновлённая версия MSR. Большая часть машин и трасс переехали в PGR с минимальными изменениями в графике. А вот Нью-Йорк уже делался с учётом возможностей Xbox. Поэтому качество детализации заметно менялось от одной локации к другой.
В отличие от предшественницы, PGR продалась хорошо, поэтому Microsoft дала карт-бланш на разработку продолжений. Как покажет время — трёх, причём последние две части вышли на Xbox 360 и вывели графику на совсем иной уровень. К тому же в PGR4 появились байки, внёсшие свою изюминку в геймплей.
Крест на дальнейшем развитии серии во многом поставила Activision, купившая разработчиков. А Microsoft хоть и сохранила за собой права на PGR, но продолжать её без Bizarre Creations не стала. Поэтому на смену одной крутой серии пришла ещё более крутая и прибыльная. Да, мы о Forza Horizon, если вы вдруг не догадались.
В качестве бонусного факта — Project Gotham Racing получила две эксклюзивные версии для мобильных платформ, но большим спросом они не пользовались.
Burnout
- Годы выхода: 2001 - 2011
- Платформы: ПК, почти все известные консоли, iOS
Изображение: Burnout Paradise Remastered / Steam
Мы уже рассказывали о Burnout в нашем недавнем материале об игровых сериях, которые следует возродить, поэтому не будем долго топтаться на этой теме. Burnout — прекрасный образец того, как средняя по палате дилогия к третьей части расправила крылья и стала одним из флагманов жанра. Burnout 3: Takedown была настоящим хитом, практически лишённым недостатков. Топовое качество графики. Драйвовый и во многом новаторский геймплей, позволяющий пускать под откос вражеские авто. Модный саундтрек в популярных на тот момент жанрах поп-панк и эмо.
Выхлоп был настолько мощным, что Critetion Games не спешила заканчивать сбор сливок, поэтому несколько последующих частей были выдержаны в том же ключе. А когда в жанре наметился тренд на гонки в открытом мире — решила шагать с ним нога в ногу. Жаль, что купившая студию компания Electronic Arts мыслила иначе, и бросила все силы на спасение Need for Speed, в ту пору переживавшую не лучшие времена. Так перспективную Burnout и списали со счетов за ненадобностью.
Разве что в 2018 году фанатам серии сделали ностальгический подарок в виде ремастера Burnout Paradise. А хотелось бы, конечно, новой части.
MotorStorm
- Годы выхода: 2006 - 2012
- Платформы: PS2, PS3, PSP, PS Vita
Изображение: MotorStorm / PlayStation LifeStyle
Закрывает наш топ серия, так и оставшаяся эксклюзивом консолей PlayStation. Серия знаковая, но, увы, совсем мало продержавшаяся на рынке. Sony, слегка опоздавшая с запуском PS3, из кожи вон лезла, чтобы переманить аудиторию на свою сторону. Поэтому пошла по скользкой дорожке, выдав CGI-ролики нескольких находящихся в разработке игр за демонстрацию возможностей консоли нового поколения. В числе таких фейковых видео был и памятный трейлер MotorStorm, показанный на E3 2005.
Впрочем, графика уже «настоящей» игры всё равно впечатляла и служила отличным бенчмарком PS3. Но куда более важным элементом успеха MotorStorm был геймплей. Гонки по бездорожью в ту пору уже стали редкостью. А тут на тебе — зашкаливающий адрелин, топовая картинка, разнообразие треков и видов транспортных средств, а также деформация трасс в реальном времени. Как говорится, в этом безумном коктейле поженились все элементы.
Следующая часть в лице Pacific Rift уже была эдаким дежурным сиквелом с минимумом изменений. Зато MotorStorm: Arctic Edge, выпущенная для PS2 и PSP, стала приятным сюрпризом. Во-первых, качественный релиз для давно отжившей свой век стационарной консоли. Во-вторых, смена сеттинга с засушливых тропиков и пустынь на Арктику сильно сказалась на геймплее.
Владельцам же PS3 пришлось подождать третью часть чуть дольше обычного — в 2011 году свет увидела MotorStorm: Apocalypse, снова примечательная новым сеттингом. Теперь гонять пришлось уже посреди города, разрушенного катаклизмами. Прям как это делал герой Джона Кьюсака в «2012», но за год до выхода ленты.
Изображение: MotorStorm: RC / goodupnorth
Последним пополнением в серии стала MotorStorm: RC, сменившая брутальные авто на игрушечные. Как говорится, вспомнили Re-Volt, Micro Machines и прочую классику. А потом Evolution Studios доверили делать печально известную Driveclub — отличный бенчмарк возможностей PS4, но провалившийся из-за проблем с онлайном и малого разнообразия режимов. Вину за провал, конечно же, возложили на разработчиков, и Sony не придумала ничего лучше кроме как закрыть студию.