Зачем «Ростелеком» и Fplus создают игры для корпоративной ОС «Аврора»
Автор: Евгения Воскресенская
Разработчики из России не просто создают операционные системы — они выпускают для них игры. Каковы перспективы у ОС «Аврора» и кому нужно развитие гейминга на ней — постараемся в этом разобраться.
Изображение: ОС «Аврора» / ОМТ
История вопроса
ОС «Аврора» изначально создавалась как исключительно мобильная, но в апреле этого года появился прототип системы для ноутбуков и ПК с архитектурой ARM. Она представляет собой форк основанной на ядре Linux операционной системы Sailfish, которую разрабатывает финская компания Jolla ещё с 2013 года. Впрочем, на самом деле эта история начинается даже немного раньше — когда Nokia отказалась развивать собственные ОС на основе Linux и вступила в стратегическое партнёрство с Microsoft, переведя свои смартфоны на Windows Mobile.
Как мы сейчас знаем, для Nokia это решение закончилось крахом мобильного направления. Созданная её бывшими сотрудниками Jolla отправилась в свободное плавание. А в 2015 году часть компании выкупил российский бизнесмен Григорий Берёзкин, владелец энергохолдинга ЕСН, холдинга РБК, многолетний член совета директоров РЖД, бывший деловой партнёр Бориса Березовского, Владимира Потанина и Романа Абрамовича — говоря проще, человек серьёзный. Слухи связывают бизнесмена и с бывшим президентом Дмитрием Медведевым, но сам Берёзкин их отрицает.
В этом же году Jolla победила в конкурсе на создание российской операционной системы для мобильных устройств — его стоимость оценивалась в 2 миллиарда рублей. Впрочем, тогда так ничего и не получилось — судя по всему, государственные деньги, которые должны были пойти на зарплаты разработчиков, так и не поступили.
С тех пор дела у Jolla шли ни шатко ни валко. В 2024 году компания и вовсе подала заявление о банкротстве. Но нас теперь интересует не она, а основанная в 2016 году ОМП («Открытая мобильная платформа»), которая и начала развивать ОС «Аврора» на основе описанных выше наработок. Согласно открытой информации, бенефициарами ОМП через ООО «Вотрон» были всё тот же Григорий Берёзкин (80%) и его партнёр по ЕСН Михаил Верозуб (20%).
Очевидно, ОМП была создана со ставкой на импортозамещение — и это заинтересовало «Ростелеком». В 2018 году телекоммуникационный гигант выкупил 75% компаний «ОМП» и «Вотрон». Спустя пару лет стало известно, что «Ростелеком» списал значительную часть инвестиций, сделанных в ОМП, — убыток составил около 2,3 млрд рублей. Представители «Ростелекома» связали это с задержкой сроков выполнения проектов.
Впрочем, досадные убытки не помешали дальнейшим инвестициям. К 2023 году ОМП окончательно перешла во владение «Ростелекома». При этом, по некоторым данным, Берёзкин оставил за собой право получать доходы с продуктов компании в течение 20 лет с момента сделки. Разумеется, если такие доходы будут — пока ОМП плотно сидит в убытках. В прошлом году компания получила 265 млн рублей и потеряла 1,2 млрд рублей.
Казалось бы, типичная история эпохи импортозамещения. «Аврора» — не единственный вариант ОС на основе Linux, создаваемый в России. Тем же самым занимается группа компаний «Астра», выпускающая «Астра Линукс».
Однако всё это не имеет никакого отношения к играм. В конце концов, большинство устройств с ОС «Аврора» могут купить только юридические лица, а общее число гаджетов с этой операционной системой не превышает миллиона.
Или всё-таки имеет? Давайте попробуем разобраться.
Игры на «Аврoре»
На выставке ЦИПР-2025 разработчики из Fplus, основного производителя устройств для ОМП, показали прототипы отечественной портативной консоли. Один из трёх прототипов работал как раз на «Аврoре». Пока что прототип реализован на импортном «железе», что разработчики не скрывают. По их словам, сейчас речь идёт не более чем о дев-ките (устройстве для создания игр), и в течение нескольких лет они планируют добиться степени локализации в 20–40%.
Изображение: Прототип игровой консоли от Fplus / Hi-Tech Mail
Появление на выставке не стало таким уж большим сюрпризом. Ещё в апреле прошлого года ОМП устроила встречу для разработчиков игр. На ней обсуждались вопросы портирования проектов на платформу.
Тогда же Fplus заявила, что готова профинансировать портирование десяти проектов, а в ОМП высказались о возможности внесения изменений в операционную систему под нужды конкретных игровых приставок.
И за год был достигнут определённый прогресс. На «Аврору» портировали сразу несколько игр, в которые теперь можно поиграть на поддерживающем ОС планшете: «Василиса и Баба Яга», «Майнтап», «Мафия», «Кошмары Ричи», «Скуфы против ящеров», «Плохой Кот» и «Фри Энерджи». Ещё раньше туда перенесли несколько культовых хитов прошлого вроде «Героев меча и магии 3» и GTA 3 — правда, этим занимались уже энтузиасты.
Очевидно, что речь идёт не о внезапной прихоти, а о заранее выбранном и продуманном векторе развития. Но откуда столько оптимизма? Мотивация государства и окологосударственных структур понятна — в условиях весьма напряжённых международных отношений хочется иметь собственную IT-инфраструктуру, «ключи» от которой лежат не в зарубежных странах. Системы на основе открытого Linux подходят для этого идеально.
Полученные «Авророй» сертификаты безопасности свидетельствуют о том, что со своими непосредственными задачами ОС справляется. Конечно, в интернете можно найти немало критики в адрес «Авроры», включая недостатки security through obscurity в противовес полностью открытой модели, где уязвимости находятся всем сообществом, но это уже дискуссионные детали.
Но как ко всему этому относятся игры? Любой коммерческий интерес подразумевает наличие широкой платежеспособной аудитории, составить которую из чиновников и сотрудников государственных предприятий будет проблематично. В конце концов, государство закупает планшеты не для того, чтобы сотрудники Росстата играли на них в «Скуфов против ящеров».
Изображение: Игры на планшете с ОС «Аврора» / Олег Капранов
Мы спросили об этом представителей Fplus, и нам ответил Василий Краковец, руководитель пресс-службы компании:
«У Fplus есть несколько прототипов игровых консолей уровня devkit на разных операционных системах, в том числе на ОС «Аврора», но это лишь один из возможных вариантов развития данного проекта. Портирование игр под «Аврору» осуществлялось для того, чтобы стимулировать интерес разработчиков и геймингового сообщества. Игровая консоль будет разрабатываться для массового сегмента, а не для корпоративного или госсектора.
Если же говорить о мобильных устройствах на «Аврoре» для широкой аудитории, то о планах развития и усиления активности на потребительском рынке лучше узнавать непосредственно у разработчика ОС. Можем только отметить, что сейчас в свободном доступе для всех желающих в сети магазинов «Всёсмарт» продаются смартфоны Fplus R570E и планшеты Fplus Life Tab Plus на ОС «Аврора».
К слову, сейчас Fplus переживает не лучшие времена. В середине августа СМИ сообщили, что «Совкомбанк» будет добиваться признания компании банкротом — несмотря на то, что, по словам представителя Fplus, они выплатили банку 85% долга.
Чем дальше в лес...
Нам представляется, что дело обстоит следующим образом. Несколько лет назад государство обратило внимание на видеоигры. ИРИ начал раздавать гранты на их разработку, получить их стало можно и по другим каналам — от региональных начинаний до Президентского фонда культурных инициатив. Кроме того, всё чаще стали говорить о создании российских игровых консолей — вплоть до уровня руководства страны.
Корпорации понимают, что в этой сфере будут появляться государственные деньги. А с учётом текущих тенденций — кто знает, не превратится ли «Аврора» или Astra Linux в рекомендованную ОС для всех российских устройств. В конце концов, в недружелюбности Microsoft, официально покинувшей российский рынок ещё в 2022 году, сомневаться трудно.
Более того, российские производители техники не собираются сидеть без дела. Не так давно концерн АНО «Вычислительная техника», куда входит и Fplus, предложил Минцифры полностью запретить параллельный ввоз смартфонов и ноутбуков — дескать, с целью стимулировать рост отечественного производства.
Изображение: Приложения на телефоне с ОС «Аврора» / ОМТ
Столь радикальное предложение не имело видимого успеха в коридорах российских ведомств. А вот инициатива о принудительной установке российских операционных систем понравилась Минцифры. Нетрудно догадаться, что если новые нормы будут приняты — то потребительская база ОС вроде «Авроры» резко расширится.
При этом едва ли стоит ожидать действительно строгих запретительных мер — скорее всего, давать срок за установку Windows никто не будет. Тем не менее, хоть сколько-то широкая аудитория российских версий Linux даёт мотивацию для создания или портирования игр под эту платформу.
То же самое можно сказать и об игровых консолях. Разумеется, упомянутые выше ранние прототипы никогда не станут конкурировать на «большом» рынке — это практически невозможно и для гигантских западных корпораций, за исключением избранных компаний вроде Sony, Nintendo и Microsoft. Да и у последней дела идут всё хуже и хуже — вплоть до настойчиво ходящих по индустрии слухов о том, что «зелёные» окончательно перестанут производить железо и начнут поддерживать Steam.
Нет, потенциальная российская консоль скорее будет конкурировать со Steam Deck — сравнительно недорогим мобильным устройством, поддерживающим множество уже существующих игр. Для успеха такой схемы не нужны дорогие эксклюзивы, производимые внутренними студиями — зачем делать свой Cyberpunk 2077, если его уже сделали?
Гейминг на Linux возможен, и даже не так сложен. Тем не менее, изначально эта операционная система предназначена не для игр, и чтобы это изменить — над ней приходится поработать. Именно так поступили в Valve, создав собственную оболочку SteamOS для того же Steam Deck.
Сейчас «Аврора» не в состоянии поддерживать «из коробки» даже те игры, которые работают на Linux — их необходимо портировать, и работа в этом направлении только началась. С другой стороны, отдельный кошмар представляют собой авторские права. Возвращаясь к нашему примеру — едва ли CD Projekt RED горят желанием давать права на издание версий своих игр в России.
Однако при желании с этим можно справиться — в конце концов, большинство голливудских студий и дистрибьюторов так же ушли из страны, но каждый из нас прямо сейчас может пойти в кино на нового «Супермена». Здесь вопрос сводится к доступности исходников, специфике портирования и другим техническим деталям. Тем более, ОМП обещала помогать производителям устройств — взаимовыгодный интерес налицо.
Что получится из очередной попытки поднять российскую видеоигровую индустрию? Сказать непросто. Слишком многое зависит от политической конъюнктуры, от реализации обещанных мер помощи, от результатов разработки и портирования игр. Одно можно сказать точно — просто не будет.