Как «Дисней» подружился с сурвайвал-хоррором: обзор Bye Sweet Carole
Автор: Евгения Воскресенская
Фото: Bye Sweet Carole
Валентинка от Little Sewing Machine
Давным-давно, когда студия «Дисней» была в отличной форме, на свет появились «Белоснежка и семь гномов», «Красавица и чудовище», «Король Лев» и многие другие хиты. Сейчас эта фабрика грёз производит лишь вторсырьё — ремейки и сиквелы, которые сойдут разве что за бледные тени былых картин.
Инди-адвенчура Bye Sweet Carole от итальянских разработчиков Little Sewing Machine уже с первых кадров выглядит как машина времени, способная перенести ностальгирующих геймеров прямиком в утерянное прошлое. Игра завораживает олдскульной мультипликацией и сочетанием несочетаемого: классической диснеевской сказки и готического ужаса.
Однако подобные путешествия во времени таят опасность. Вот протагонистка Bye Sweet Carole Лана Бентон не даст соврать: в погоне за прошлым легко потерять себя. У адвенчуры множество достоинств, но, к сожалению, разработчики наступили на те же грабли, что и их прелестная героиня. Как это получилось, читайте в нашей статье.
С высоты ожиданий падать больно
Bye Sweet Carole завораживает с первых секунд. Вместе с Ланой ты проваливаешься в игру, словно в кроличью нору. Тебя восхищает буквально всё: стиль рисовки, богатая образность, оркестровая музыка. За довольно короткое (8-12 часов) прохождение ты успеваешь побывать в самых тёмных уголках и в самых пышных залах приюта с говорящим названием Банни-Холл (Кроличья усадьба).
Каждая локация 2D-адвенчуры не только самобытна, но и насыщена деталями, а игра художников с разными планами создаёт впечатление объёмного мира. От убранства бального зала до пыльной библиотеки, от заброшенных классных комнат до освещённого солнцем парка — Bye Sweet Carole проводит тебя за руку по локациям, умело чередуя светлые и тёмные моменты.
Внимание приковывает и очаровательная главная героиня, которая напоминает сразу и Белоснежку, и Белль. Лана ощущается необыкновенно живой и подвижной. Всему «виной» анимации: героиня мило пугается, активно жестикулирует, перемещается с истинно девичьей грацией и возрождается в сияющем блеске. Пусть озвучка не попадает в движения губ, а зацикленные анимации порой выглядят комично, инди-игре можно простить подобные огрехи, не так ли?
Зато ты быстро проникаешься историей Ланы. Да, студия во главе с Крисом Дэррилом использует до мозолей затёртую, но всё ещё рабочую формулу: маленькая сиротка в негостеприимном особняке. Где только мы это не видели, начиная с классики вроде «Джейн Эйр» и заканчивая серией Clock Tower! В то же время тема страха перед взрослой жизнью и бегства в прошлое перекликается с недавней Silent Hill f.
Ещё Лана не просто сирота и воспитанница Банни-Холла, а настоящая принцесса волшебного королевства под названием Королла. Сходство с фамилией автора «Алисы в Стране Чудес» неслучайно: убегающий кролик, остановившиеся часы, летящие с плеч головы, немного абсурда — какие ещё нужны доказательства?
Увы, в королевство проник зловещий мистер Кин, а лучшая подруга по имени Кэрол пропала. Лане предстоит спасти Короллу от разложения и узнать, что случилось с девушкой — само собой, между двумя событиями найдётся прямая связь.
В Bye Sweet Carole фантазия и явь сплетаются в тесный клубок. Минуту назад ты находился в собственной спальне, а теперь со всех ног убегаешь от обернувшейся монстром воспитанницы.
Обилие «пугалок» радует: тут тебе и сова с красными глазами-фонарями, и невероятно кровожадная кухарка-крольчиха, и боящееся света паукообразное создание. Правда, по-настоящему напугать они могут разве что ребёнка. Зато отсутствие страшных моментов компенсируют более-менее напряжённые погони.
Несмотря на отсутствие русской локализации и витиеватость некоторых предложений, смысл сказанного считывается легко. Да и игру, в отличие от реальности, почти всегда можно поставить на паузу. А диалоги порой просто уморительны — например, в эпизоде с пропуском в VIP-зал.
Отдельной похвалы заслуживает саунд-дизайн: звук шагов по голому полу и по ковру отличается — проверено лично! Тиканье часов, стук каблучков, царапание лапок (Лана умеет превращаться в зайчика), даже треск генераторов электричества — всё это добавляет уюта. Чего нельзя сказать о музыке, которая знает, в какие моменты нагнетать напряжение, вызывая флешбеки из «Психо» Хичкока.
Увы, истинно детскому восторгу от исследования игрового мира не суждено длиться вечно. Когда вы лучше познакомитесь с Его Величеством Геймплеем, восторг может смениться скукой и даже раздражением.
Алиса в стране багов
Не подумайте — геймплей нельзя назвать ужасным. Скроенный и сшитый по лекалам олдскульных адвенчур 90-х, он несёт на себе отпечаток прошлого. Львиную долю игрового процесса занимают головоломки — как правило, несложные, но время от времени бросающие вызов внимательности. Большинство из них сводятся к поиску нужных предметов, вращению всевозможных рычажков и открыванию дверей.
Лана может бегать, карабкаться, толкать и пинать предметы, балансировать на высоте, быстро восстанавливать своё здоровье и, конечно, прятаться, задерживая при этом дыхание. Время от времени игра подбрасывает всё новые геймплейные возможности. Превращение в кролика открывает способности быстро бегать, высоко прыгать и пролезать в узкие щели.
Вскоре в компании Ланы окажется долговязый мистер Бейзи с собственным набором способностей, а игрок сможет переключаться между героями. Бейзи станет незаменимым помощником в решении головоломок. Звучит интересно? К сожалению, игра отягощается бесконечным бэктрекингом по одним и тем же коридорам. Помножьте его на двое, ведь управлять героями получится только по отдельности.
Добавьте к этому множество загрузок при переходе из одной комнаты в другую. И, чтобы мало не показалось, приправьте всё это медленной ходьбой — шумный бег может привлечь монстров.
Не стоит забывать и о багах. Релизная версия игры порадовала не очень приятными сюрпризами вроде бесконечной загрузки, зацикленного падения с лестницы и звуков из кат-сцены, которая побежала впереди геймплея.
Всё это пустяки на фоне других багов, которые действительно мешали продвигаться по сюжету. В какой-то момент я даже испугалась, что из-за решения пойти не по скрипту попала в геймплейный тупик (прогресс, между прочим, сохраняется в один слот). Выбраться из тупика получилось только две перезагрузки спустя.
Как бы то ни было, моменты откровенной скуки озаряются яркими вспышками любопытства. Например, когда игра привносит в головоломки элемент тайминга, или появляется боёвка, или Лану обучают… танцам.
Удачным решением можно назвать и механику путешествий во времени. Действия Ланы в прошлом влияют на состояние одной из локаций в будущем — на этом завязаны некоторые головоломки. Если бы блестящее решение геймдизайнера не осложнялось грузом уже обозначенных проблем…
Внести разнообразие получилось даже в погони. В большинстве случаев ты просто убегаешь от врагов, неловко перепрыгивая предметы, и скрываешься в ближайшем убежище. Иногда «поймай меня, если сможешь» превращается в «заметь меня, если сможешь». Вторая версия не такая драйвовая, зато требует более обдуманных действий.
В целом Bye Sweet Carole — линейное приключение, порой граничащее с интерактивным кино. И если в процессе решения головоломок у вас давно не запускаются кат-сцены, значит, вы что-то делаете неправильно.
В 2D-мире даже нарратив плоский
Но главной болью становится не репетитивный геймплей, а захлёбывающийся в словах, чересчур прямолинейный нарратив. Сценаристам неплохо было бы поучиться у того же «Диснея» не только визуальным, но и повествовательным приёмам. Я сбилась со счёта, сколько раз нам рассказали о том, что героиня боится взрослеть, а голоса женщин так же важны, как голоса мужчин.
Несмотря на всё, игра полна милых и запоминающихся зрительных образов, которые удачно рифмуются друг с другом. В финале мы узнаём, почему одним из антагонистов стала именно сова — к счастью, без единой поясняющей реплики. А закольцовывающая историю визуальная рифма с часами и воздушным змеем уже сама по себе лучше сотен фраз.
Для любого геймплейного решения в Bye Sweet Carole можно найти нарративное обоснование. Так, превращение Ланы в кролика намекает на её беззащитность. В то же время элементы хоррора работают не только как маркетинговый трюк, ведь мы имеем дело с раздираемой страхами маленькой девочкой.
Если игра встречает нас заставкой с Ланой, смотрящей куда-то вдаль на склоне холма, то после столкновения с волшебным помощником Бейзи картинка меняется. Лана уже не будет стоять в одиночестве. Настоящее торжество визуального повествования!
Увы, многократно повторенные вслух идеи действуют как заклинание, рассеивающее эти сказочные чары. Так и хочется процитировать Червонную Королеву: «Пока думаешь, что сказать, — делай реверанс! Это экономит время». И делает историю лучше.
Положение не спасают даже сыплющиеся из шкафов скелеты и сюжетные повороты. Такого количества обезличенных и демонизированных мужских персонажей вы не найдёте ни в одном «повесточном» фильме. Конечно, перед нами не реальность как таковая, а реальность девочки, которая не доверяет мужчинам и боится их (почувствуйте разницу). Если вообще можно говорить о «реальности» в компьютерной игре.
Сама по себе тема борьбы суфражисток за права женщин в мире победившего патриархата ничем не хуже остальных. Однако, если хоррор сделан с применением 2D-технологии, это вовсе не значит, что персонажи должны быть ходячими карикатурами, а развитие темы — плоским, как лист бумаги.
Бог из машины времени
Демонизация мужчин в игре показана буквально
Машины времени не существует. Нельзя повторить олдскульный геймплей, понадеявшись на то, что он как-то заработает. Нельзя скопировать визуальный стиль старых лент и задушить его избыточной болтливостью рассказчика и персонажей. Но можно и нужно ставить интересные и смелые эксперименты — а Bye Sweet Carole как раз один из таких.
Чек-лист начинающей бунтарки (одобрено Ланой Бентон):
✓ Girls Power: чтобы расколдовать подругу, перечисли имена великих писательниц;
✓ Лучше отправиться в путешествие с несовершеннолетней подругой, чем выйти замуж за богача;
✓ Достаточно пары ласковых слов и потерянного письма, чтобы растопить сердце любой женщины. Даже если до этого она пыталась тебя расчленить.
✓ Чтобы получить от мужчины что-либо, надо усыпить его бдительность. А лучше просто усыпить.
Мистер Кин в очередной раз проговаривает избитые истины