Автор: Евгения Воскресенская
Российский геймдев одержим идеей создать свой собственный Fallout — примеров этому множество. А вот с другими любимыми народом играми, The Elder Scrolls: Morrowind и «Готикой», вышло сложнее — возможно, потому что на их создание нужно гораздо больше ресурсов.
Тем не менее нашлись и те, кто всё‑таки решился взяться за «Готику» — что весьма кстати, ведь продолжений или духовных наследников от Piranha Bytes мы, возможно, уже никогда не увидим. Речь сегодня пойдёт об Of Ash and Dust (ранее известной как Grayshaft) от российской студии Fire and Frost. В июле начался плейтест небольшого кусочка этой игры — мы в неё поиграли, а сейчас расскажем о своих впечатлениях.
Изображение: Of Ash and Steel
Главный герой Of Ash and Dust — не какой‑нибудь там заключённый — он приличный человек, картограф, и у него даже есть имя — Тристан. На этом основная часть различий с «Готикой» заканчивается. Мы всё так же попадаем на изолированный остров Грейшафт, полный мрачных и подозрительных личностей, точно так же получаем в рожу в самом начале и абсолютно точно так же встречаем доброхота, который готов хоть немного, но помочь нам.
Всё это прекрасно передаёт настроение мира — будет трудно, но точно не скучно. Крепко написанные и хорошо озвученные (это особенно порадавало) диалоги вышли живыми — персонажи запоминаются хорошо и вполне подходят миру. Миру, где самый первый квест — разобраться с тошнотой главного героя, который очень плохо перенёс путешествие по морю.
В целом плейтест приятно радует разнообразием заданий. Как насчёт того, чтобы раздавить собственными сапогами жуков, уничтожающих припасы? Или помочь матросу достать дурманящее курево (очередной реверанс в сторону «Готики») у строгого аптекаря?
Проект не упускает шанса напомнить игроку о его месте в местной иерархии. На момент попавшего в плейтест пролога это место весьма невысоко: один из NPC заставит полоть огород и собирать разбросанные по его дому пустые бутылки, другой и вовсе попытается обмануть в последний момент. К сожалению, пока наказать негодяя (если не пользоваться багами) не выйдет — этот квест, как и некоторые другие, продолжается на локациях, которые не вошли в доступную игрокам версию.
Изображение: Of Ash and Steel
Впрочем, догадаться, что будет дальше, совсем несложно, даже если не следить за игрой. Тристану предстоит вступить в одну из фракций. Первая из них, Орден Семи, появляется буквально в прологе — и это классические рыцари. Вторая фракция — Вольные Лучники, которым, очевидно, не очень нравятся устанавливаемые рыцарями порядки. На фоне разборок этих групп и развернётся основной сюжет — наверняка более эпический, на что намекает нападение таинственных негодяев в самом начале.
Говоря проще, с нарративом в плейтесте Of Ash and Dust видимых проблем нет. Да, это не Planescape: Torment, но ничего подобного никто и не ждал. Здешний сеттинг в меру привычен и в меру оригинален, неплохо проработан и хорошо вписывается в атмосферу — а ведь именно за неё любили и «Готику», и первый Risen, после которого серия ушла куда‑то не туда.
Подчёркивается эта атмосфера привычными теперь уже большинству ролевых игр способами. НПС ходят по своим делам, общаются друг с другом, работают, едят и идут спать. Всё это может и главный герой — ничто не мешает ему посидеть на лавочке, смыть с себя грязь после поединка или покурить.
Изображение: Of Ash and Steel
Практически любой аспект Of Ash and Dust невозможно обсуждать без упоминаний «Готики», но особенно сильно это относится к механикам — боевой и ролевой системам. Если вы играли в творение сумрачных немецких гениев, то ничуть не удивитесь, когда ваш персонаж в очередной раз упадёт под укусами местной агрессивной фауны.
Тристан ожидаемо может наносить два вида ударов, уклоняться и блокировать. Кроме того, по ходу прокачки вы научитесь проводить особые приёмы — например, пинать. Разбавляет сходство с прародителем система выносливости, благодаря которой не выйдет бездумно закликивать врагов, и возможность выбора стойки, отсылающая уже к первому «Ведьмаку». А ещё здесь найдётся немало небольших, но приятных нюансов. Так, при быстром беге запросто можно поскользнуться и упасть, а противники вовсе не обязаны бежать на игрока в лоб — могут, к примеру, кинуть камень.
Поначалу боёвка может показаться весьма и весьма неуклюжей. Но на самом деле неуклюжа не она, а Тристан — вчерашний картограф довольно паршиво обращается с оружием. Прокачайте персонажа, и он научится сражаться гораздо более ловко — это выражается не только в цифрах, но и в анимации.
Вообще, прогрессия в игре чувствуется очень хорошо — нет ничего приятнее момента, когда ранее непобедимого противника, можно побороть после левел‑апа или двух. Между тем в плейтесте доступны далеко не все возможности местной ролевой системы: полноценно освоить магию вам попросту не удастся, да и большая часть талантов останется недоступной — учителя есть, а вот нужные суммы денег накопить будет очень непросто.
К счастью, прокачкой талантов местная ролевая система не ограничивается — повышаются и характеристики, причём совершенно бесплатно. Эффект от этого также очевиден, хотя бы потому, что обращение с инвентарём здесь выстроено весьма старомодно: если вам не хватает силы для топора или ловкости для дубины, то у вас попросту не выйдет взять их в руки.
Дают повышенные характеристики и другие приятные бонусы: возросшие здоровье или выносливость, возможность использовать проницательность в диалоговых проверках и так далее. В результате открывается определённый простор для билдостроительства.
Изображение: Of Ash and Steel
Пока что самая слабая часть Of Ash and Dust — это, конечно, графика и анимация. Да, пейзажи временами выглядят симпатично и атмосферно. Однако текстуры то и дело расстраивают низким качеством, а персонажи в катсценах выглядят попросту странно — сказывается посредственная лицевая анимация и не самое хорошее освещение. Если ситуацию не исправят к релизу, то нетрудно представить, что местные физиономии разойдутся на мемы.
Изображение: Of Ash and Steel
Почему так получилось — понять несложно. Создавать трёхмерную ролевую игру с озвучкой банально очень дорого. Помните «космические» бюджеты «Смуты»? А ведь по меркам индустрии её разработка обошлась совсем недорого. Вероятнее всего, Fire and Frost не может рассчитывать даже на такие инвестиции — и результат мы можем увидеть на своих экранах.
Однако есть в этой ситуации и плюсы — игра прекрасно оптимизирована и хорошо работает даже на машинах весьма почтенного возраста. Едва ли этого можно было бы ожидать, если бы вместо Unreal Engine 4 использовалась пятая версия этого же движка.
Кроме того, где не дотягивает графика — в дело вступает дизайн. Мир Of Ash and Dust создан вручную и, уж простите за штамп, с любовью. Он компактен, но насыщен, полон неочевидных и труднодоступных секретиков и… Да‑да, вы всё правильно поняли — всё сделано в лучших традициях «Готики». Исследовать его — сплошное удовольствие.
Неплохо выглядит и остальное — окружение, костюмы, оружие и тому подобное. Авторы удачно сочетают фэнтезийные визуальные тропы и реализм, в результате создавая мир, в который можно поверить. На атмосферу работает даже технически слабоватое освещение — разработчики постарались добавить источники свечения там, где это было уместно, иногда позволяя себе поиграть с их цветом.
Изображение: Of Ash and Steel
Несмотря на все очевидные недостатки, в основном связанные с небольшим для жанра бюджетом, несколько часов плейтеста оставляют после себя приятное послевкусие. Авторы Of Ash and Dust очень любят «Готику», но при этом не только слепо следуют старым идеям, а стараются их развивать.
Учитывая, сколько в игре побочных активностей — рыбалка, поиск сокровищ, разные виды крафта, кулачная борьба (почему‑то реализованная через пошаговую мини‑игру) — и почти нетронутый основной сюжет, релизная версия грозится затянуть любителей ролевых игр очень надолго.
Для всех ли эта игра? Конечно, нет. Многих отпугнёт олдскульная суровость — никаких квестовых меток, и даже обычную карту игроку придётся сначала найти. Другие проигнорируют проект, в производство которого явно не вложили десятки миллионов долларов. А вот те, кому нравятся уютные РПГ такого типа, на острове Грейшафт явно придутся по душе не меньше, чем на Хоринисе, куда совсем скоро предложит вернуться ремейк «Готики 1».
Многое будет зависеть от технического состояния проекта на релизе. К счастью, как уже упоминалось, игра не требует мощного железа — а вот баги в ней всё‑таки встречаются. Очень хочется надеяться, что в финальной версии их будет поменьше, чем в тестовой. Для этого есть основания — разработчики оперативно реагируют на жалобы и «чинят» выложенный в Steam плейтест.