Автор: Евгения Воскресенская, Ангелина Смирнова
Нейросети стремительно проникают во все сферы нашей жизни, и игровая индустрия — не исключение. Ещё недавно искусственный интеллект (ИИ) в играх ограничивался примитивными алгоритмами поведения врагов. Но сегодня нейросети генерируют текстуры, пишут диалоги, создают анимацию и заменяют актёров озвучки.
По данным аналитического ресурса Statista, в начале 2025 года более трети опрошенных разработчиков игр по всему миру заявили, что их студии или отделы уже используют ИИ.
Одни разработчики видят в нём инструмент для творческого прорыва, другие считают угрозой для рабочих мест, авторских прав и даже качества игр. Где же правда?
Об искусственном интеллекте в играх говорили и раньше, но обычно имелись в виду простые алгоритмы, заставлявшие врагов в шутерах бегать по заданным точкам или прятаться за укрытиями.
Современные нейросети ушли далеко вперёд. Теперь они не просто следуют инструкциям — они создают контент: от диалогов и квестов до текстур и озвучки. Бывает, этот контент вырезают по ходу разработки, используя исключительно на этапе прототипирования. В других случаях он остаётся в финальной версии игры, но в обработанном виде.
Изображение: Age of Empires: Definitive Edition
Вы наверняка замечали нейросетевые текстуры, если играли в один из многочисленных ремастеров старых игр, например Warcraft 2 или Age of Empires: Definitive Edition. Или слышали, про Ubisoft, которая использует Ghostwriter для генерации реплик второстепенных персонажей, экономя время сценаристов. А в Call of Duty ИИ анализирует голосовые чаты, выискивая токсичных игроков. Правда, санкции в отношении грубиянов определяют уже живые сотрудники — пока что подобные вещи умным роботам не доверяют.
Но здесь кроется парадокс: автоматизация рутинных задач — это одно, а творческие процессы — совсем другое. Например, нейросетевые NPC. Их легко можно встретить в модах, но крупные студии тоже экспериментируют с персонажами, которые понимают естественную речь и ведут осмысленные диалоги.
Например, Дарт Вейдер в Fortnite от Epic Games заговорил с игроками при помощи ИИ, обученного на голосе покойного Джеймса Эрла Джонса. Правда, задушевное общение игроки быстро перевели в обучение NPC ругаться матом, поднимать запретные темы и нести всякий бред.
Американская гильдия артистов телевидения и радио (SAG-AFTRA) даже подала жалобу на создателей Fortnite. Профсоюз считает, что компания должна была уведомить о намерении заменить актёра нейросетью. Впрочем, у создателей игры своя правда: Джеймс Эрл Джонс уже не состоит в гильдии по причине смерти, да и семья актёра, как говорится, «дала зелёный свет».
Более удачный опыт пока у Ubisoft, которая разрабатывает проект NEO NPC. Его промежуточные результаты выглядят весьма впечатляюще: с персонажами можно разговаривать голосом, и они отвечают вполне осмысленно.
«Моя роль заключается в том, чтобы помочь им [NEO NPC] создать предысторию, поток, качества, разговорные выражения, потому что это важно для стиля диалога. Нужно много контента, чтобы они были более последовательными, чтобы у них была настоящая личность и настоящие эмоции», — рассказал нарративный директор Вирджини Моссер (Virginie Mosser) на презентации GDC 2024.
Согласно отчёту GDC 2024 (есть в распоряжении DevReality), в геймдеве ИИ в основном применяется при:
Хорошо это или плохо? На любую проблему можно посмотреть с двух сторон. Поступим так и мы.
ИИ экономит деньги, это факт, но не всегда делает игры лучше. Многие издатели видят в нём лишь способ сократить расходы — зачем нанимать десять художников, если можно обойтись двумя, дополняя команду нейросетями?
Здесь первая проблема — качество. Нейросети пока плохо справляются с нарративом, а на артах всё ещё заметна неестественность элементом или целые сегменты заимствованных художественных решений. Пока что 63% ИИ-диалогов вырезают из-за шаблонности. Поэтому даже посредственный сценарий от живого человека или переработанный им же арт будет содержать в себе больше творчества, чем «продукт», который то и дело называют «нейрослопом» (от англ. slop – помои).
Юридические риски тоже никто не отменял. ИИ-контент стирает границы авторства, обучаясь на чужих данных. Например, в 2023 году Valve отклоняла публикацию игр в Steam, из-за опасений относительно юридического статуса художественных элементов, созданных ИИ. А уже в 2024 году компания Габена сформулировала политику относительно таких игр. Их контент проверяется на предмет отсутствия нарушений авторских прав. После публикации игры информация об использовании ИИ отображается для игроков на титульной странице. Пользователи, кстати, могут жаловаться на незаконный ИИ-контент в игре.
Тем не менее, в отчёте GDC 2024 говорится, что 84% разработчиков выражают обеспокоенность этикой ИИ, включая копирование стилей без согласия авторов и снижение ценности человеческого труда. А 21% сотрудников опасаются, что ИИ может заменить часть рабочих мест, особенно в творческих профессиях.
Изображение: Call of Duty: Black Ops 6
В результате, в прошлом году по этическим соображениям, а также из-за страха безработицы SAG-AFTRA объявила забастовку против Disney, EA, WB, Activision, Take 2 Productions, Insomniac Games и других крупный игровых компаний. Она в целом не сорвала разработку новых игр, однако привела к тому, что во многих тайтлах у персонажей исчезли голоса (Destiny 2, World of Warcraft) или их пришлось переозвучивать (Call of Duty: Black Ops 6). Кажется, переговоры подходят к концу, но чего организация добилась за год протестов пока не понятно.
Но есть и те, кто считает, что ИИ — это настоящее спасение для стагнирующей игровой индустрии. Например, нейросети дают шанс небольшим студиям конкурировать с гигантами. Теперь инди-команды могут быстрее создавать прототипы и продвигать свои продукты. То, что один разработчик делает с помощью ИИ, раньше потребовало бы целой команды.
Персонализация игрового мира — ещё одно перспективное направление. Технооптимисты указывают на проекты вроде Dungeon AI, считая, что именно в генерации «на лету» и кроется будущее. Если проекты вроде NEO NPC от Ubisoft делают ставку на точечное применение нейросетей — например, для оживления диалогов при участии сценаристов, — то здесь речь о куда более смелых экспериментах. Представьте RPG, где весь контент создаётся динамически: NPC с уникальными характерами, миры, которые перестраиваются под действия игрока, и квесты, генерируемые без участия человека. Такие стартапы, как Inworld и Bitpart, уже работают над инструментами для «оживления» виртуальных персонажей. К идее обе компании подошли серьёзно, с привлечением учёных и ветеранов игровой индустрии. Они бьются над основной задачей: сделать нейросети последовательными и более удачно вписанными в сеттинг.
Пока такие системы работают неуклюже, но всего несколько лет назад и такой результат показался бы нам настоящей фантастикой. Помните примитивных чат-ботов из донейросетевой эпохи? Кто знает, до чего дойдёт прогресс ещё через несколько лет.
Лучшие игры будут «сделаны вручную» — с ИИ на подхвате.
Главный вопрос — не «заменят ли ИИ людей», а «как их правильно использовать». Пока что использование ИИ не является приоритетным направлением среди разработчиков игр. Согласно опросу аналитического ресурса Statista, наиболее важными факторами для роста индустрии будут сквозные технологические стеки, улучшенные инструменты и обучение, тогда как ИИ-инструменты оказались значительно ниже в списке.