Автор: Евгения Воскресенская
Изображение: Silent Hill f
Вот и вышла Silent Hill f — новая часть франшизы, которая до недавнего времени переживала не лучшие времена. Вместе с релизом игры зловещий туман проник в Страну восходящего солнца. Сотни тысяч японских школьниц по имени Хинако ринулись на извилистые улицы городка Эбисугаока 60-х годов, чтобы сражаться с монстрами и прокладывать себе путь во мгле.
Перед разработчиками из NeoBards стояла непростая задача: вдохнуть в заржавевшую франшизу новую жизнь и при этом угодить фанатам. Кроме того, вышедший в прошлом году ремейк Silent Hill 2 несколько завысил планку ожиданий. Мастерски сыграв на нервах и ностальгии, он подарил серии надежду на возвращение. Но то была старая пластинка, а игрокам хотелось новую оригинальную часть.
Silent Hill f должна была принять на себя основной удар фандома и доказать, что будущее франшизы отнюдь не туманно. Удалось ли разработчикам справиться со свалившимися на их головы ожиданиями, расскажем в этой статье.
Изображение: Silent Hill f
Первым, что вы испытаете после загрузки игры, станет культурный шок. Будет ли он приятным, зависит от вашей готовности к экспериментам. Новая часть франшизы работает по законам сновидений: Silent Hill f напоминает приснившегося знакомого, который одновременно похож и не похож на самого себя.
Вместо американских урбанистических пейзажей — тесные японские улочки с деревянными лачугами. Вместо взрослых мужчин — японские школьницы и анимешные мальчики прямиком из «Сейлор Мун». Вместо въевшейся ржавчины — всепроникающие кроваво-красные цветы. Вместо секты The Order — синтоистские культы. Радио есть, но оно больше не предупреждает об угрозах. А монстров вроде и пытались выдержать в духе серии, но слишком уж самобытными они получились в итоге.
Втянутые в перипетии школьники — пожалуй, один из самых избитых аниме-тропов. Однако в полном мрака и безысходности мире Silent Hill это клише приобретает неожиданную новизну. Заметно, что разработчики хотели усидеть сразу на двух циновках, пытаясь угодить не только западным, но и японским геймерам.
Обладатели делюкс-издания могут одеть Хинако в костюм розового кролика — маскота из третьей части серии.
Изображение: Silent Hill f
Тем не менее внутри новой игры по-прежнему бьётся сердце Silent Hill: мутузим врагов или убегаем от них, обыскиваем углы в поисках лута, ломаем голову над загадками, смотрим кат-сцены и продвигаемся вперёд по сюжету, не забывая заглядывать в карту — других ориентиров вроде компаса тут нет.
Смыслы в этой серии игр всегда подавались обтекаемо, с помощью символов и намёков. Silent Hill f не отстаёт от своих предшественниц уже в самом названии. Ларчик открывается просто: в японских домах четвёртый этаж принято обозначать буквой F, поскольку четвёрка созвучна слову «смерть».
Подобный символизм будет преследовать вас на протяжении всей игры: вот цветок хиганбана (символ утраты и смерти), вот маски (лицемерие), вот напоминающие кукол-марионеток монстры (давление общественных норм). Впрочем, не запрещается толковать эти образы по-своему — кто сказал, что ларчик открывается всего одним способом?
В лучших традициях франшизы подноготная истории проясняется не сразу. То и дело нам попадаются записочки, знакомые по предыдущим частям серии. Все они добавляются в эстетично оформленный и очень удобный дневник, листать который — одно удовольствие. В этом дневнике содержится буквально вся необходимая информация — от правил боёвки до постоянно обновляющихся описаний персонажей.
Изображение: Silent Hill f
Тут и там авторы добавляют один-два штриха, чтобы ближе к финалу игры сложилась общая картина. Поначалу переплетённость сюжетных линий может сбить вас с толку: авторы упоминают то медицину, то религиозные темы и проклятия, то насилие в семье, то подростковые страдания. Тревожных звоночков о том, что не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд, тоже хватает. Так ли невинна протагонистка? Какая тайна скрывается за фасадом дома, где живёт её семья?
Про красоту японской глубинки и говорить нечего. Silent Hill f — отличная возможность черпать местный колорит ложками, не покупая при этом авиабилет. Посудите сами: деревянные постройки, минималистичный интерьер с перегородками сёдзи, рисовые поля и холмы с воротами тории поблизости — конечно, с поправкой на туман и монстров.
В общем, если первая Silent Hill знакомила японских геймеров с американскими реалиями, то тут всё ровно наоборот. Напряжённые моменты игры перемежаются кинематографичными роликами, которые плавно переходят в геймплей — иногда швы настолько незаметны, что не успеваешь понять, когда хвататься за клавиатуру.
Изображение: Silent Hill f
Характерным для серии мрачным индастриалом и гитарным роком разработчики не ограничились. Вы услышите японские этнические инструменты и даже горловое пение. Свежо, необычно, а главное — органично вписывается. А звук опустившейся на монстра дубинки — просто музыка для ушей. Советуем проходить игру в японской озвучке с русскими субтитрами — так ещё колоритнее.
Музыку для туманной Эбисугаоки написал Акира Ямаока, легендарный композитор серии, а для потустороннего мира — его японский коллега Кэнсукэ Инагэ.
Элементы RPG добрались и до «Тихих Холмов». В Silent Hill f можно прокачать главную героиню в точках сохранения — синтоистских молитвенниках. Там же можно обменять очки веры на амулеты омамори, которые дают постоянные баффы вроде повышения выносливости. Кроме молитвенников, существуют и другие чек-поинты. Благодаря им вам не придётся подолгу пробегать одни и те же области. А если героиня проиграла бой с боссом, игра перенесёт её в начало сражения.
Другим несомненным достоинством Silent Hill f стала хорошая оптимизация. Попадаются и лаги, но это не смертельно — конечно, если не встретиться с ними в разгар сражения. Игра запускается на старушке GeForce GTX 1060 6 GB при средних настройках графики и на удивление хорошо работает!
Изображение: Silent Hill f
Ну и появление трубы в начале игры ощущается как встреча со старым добрым другом. Несмотря на слухи о боёвке в стиле «соулс-лайк», ты схватываешь правила на лету и начинаешь проворно расправляться с монстрами, которых тебе (пока недостаточно щедро) подбрасывают на начальном этапе игры.
Ачивка: Вы успешно прошли инициацию
Silent Hill без двоемирия не Silent Hill. Время от времени впадая в забытьё, японская школьница будет перемещаться в потусторонний мир — сказочное и жутковатое пространство японских святынь, ночной тьмы и красных фонарей. В этом месте игра меньше всего напоминает предыдущие части серии. Не обойдётся и без таинственного волшебного помощника в маске лиса. Те, кто знает хоть что-то о кицунэ, сразу почуют подвох.
А теперь о боёвке. Во-первых, огнестрел не для девочек. Настоящие японские школьницы используют исключительно оружие ближнего боя. Так нервозность и ощущение беспомощности передаются самому игроку, вынужденному постоянно вступать в прямой контакт с монстрами. Во-вторых, арсенал оружия радует: биты, уже упомянутые трубы, ножи, серпы, молоты, топоры, нагината и даже рука главной героини — что ещё нужно для весёлого расколбаса? Это разнообразие не для вида: что-то бьёт мощнее, но медленнее, и наоборот.
Если набор оружия показался вам слишком скучным, советуем поискать световой меч. Так битвы с врагами становятся на порядок веселее.
Приготовьтесь к тому, что подручные предметы будут терять в прочности, и довольно быстро. Для игры в жанре survival horror это хорошо: приходится задумываться о том, стоит ли лишний раз пускать трубу в ход. Благо ремонтные наборы позволяют продлить срок её службы. Да и новое оружие находится быстрее, чем успевает сломаться старое — если, конечно, не пренебрегать исследованием локаций.
Изображение: Silent Hill f
Теперь у вас целых три шкалы: здоровье, выносливость и здравомыслие. Последняя помогает в контратаках и тратится под воздействием некоторых монстров. Восстанавливать шкалы можно с помощью еды и напитков, но забить инвентарь под завязку не получится — придётся расставлять приоритеты.
Игра даёт достаточно времени, чтобы вы привыкли к боевой системе. Сначала вас научат уклоняться и бить. Затем покажут, как парировать удары, нанося врагам наибольший урон. Да, в битве придётся постоянно балансировать между нехваткой выносливости, непредсказуемостью врагов и неловкостью героини. Всё это лечится своевременными уклонениями, продуманной атакой, концентрацией, постоянными бафами и съедобными предметами. И знаете, это значительно лучше, чем бездумное закликивание врагов.
Более того, боёвку в Silent Hill f и нововведением-то назвать нельзя. Ломающееся оружие было в той же Silent Hill: Downpour. Возможность уклоняться и использовать заряженные удары — в Silent Hill 4: The Room. Последняя превратила огнестрел в незначительный элемент геймплея. А разработчики Silent Hill: Homecoming и вовсе решили сместить фокус в сторону экшена. В общем, NeoBards в курсе, что всё новое — это хорошо забытое старое. Взять хотя бы боссов, которые стали завсегдатаями Тихохолмска.
До начала игры вам предложат на выбор два режима — «сюжет» и «сложный». Не обольщайтесь: даже на якобы лёгком уровне по вам жестоко пройдутся. В случае с первым боссом — оружием, напоминающим дубину с длинными шипами. Готовьтесь умирать и возрождаться. Умирать и возрождаться. И, конечно, злиться на разработчиков. Silent Hill f — это вам не каникулы у японской бабушки.
Ачивка: Вы одолели первого босса
Изображение: Silent Hill f
Вот теперь игра начала раскрываться во всей полноте своего убийственного геймплея. На этом этапе главная героиня, вопреки своему характеру, покорно принимает вызовы судьбы. А вместе с ней и вы.
Принимаете всё новые подножки геймдизайнеров: воскресающих врагов и душных мобов, которых просто никак нельзя обойти. Принимаете прокачку, которая имитирует темп черепахи. Героиню, которая выдыхается через пару-тройку взмахов дубиной. Камеру, которая превращает сражения в узких коридорах в пытку. Острую нехватку хилок и возникающий в результате дисбаланс инвентаря, когда всё чаще подсовывают именно те предметы, которыми вы и так редко пользуетесь.
Несмотря на неоднозначную реакцию блогеров и простых игроков, Silent Hill f разошлась тиражом более чем в миллион копий за первый же день продаж.
Принимаете линейность локаций, которые буквально ведут за руку. У вас просто нет шансов заблудиться в коридоре. А в некоторых случаях карта больше путает, чем помогает. Принимаете сюжет, обрывочные фрагменты которого теряются в дымке и всё ещё не складываются в стройное высказывание. Школьную мелодраму, которая в какой-то момент выходит на первый план, и отсутствие эмоциональной связи с главной героиней.
Изображение: Silent Hill f
Принимаете, что Хинако, в отличие от монстров, не умеет прыгать и цепляется буквально за каждую вторую текстуру. Апогей абсурда — деревянная платформа во дворе школы. Спуститься можно только по узенькой лестнице на одном конце платформы, ведь героиня не в силах спрыгнуть с высоты, равной её стопе. Надо ли добавлять, что в этот момент вы убегаете от монстров?
Принимаете, что задуманное быть страшным не пугает, а мерзким — не отвращает. На некоторых монстров смотришь, как на диковинное порождение чужой фантазии. Да, Silent Hill f держит в напряжении, но исключительно по одной причине: враги непредсказуемо дёргаются, а у вас в инвентаре одна хилка. Сопровождающиеся резкой музыкой скримеры, которых, слава Аматэрасу, не так много, оставляют послевкусие неловкости.
Наконец, принимаете многообразие локаций, которые умудряются казаться однообразными. От лабиринтов городка до рисовых полей, от школы до потустороннего мира с его храмами — всё это сливается в одну красно-серую туманную массу, которой нет конца и края.
Ачивка: Вы приняли свою судьбу
Изображение: Silent Hill f
Чем дальше в туман, тем больше территории захватывает паранормальная сущность, а два мира начинают перетекать один в другой. Если вы уже играли в Silent Hill, то знаете, что этой части сюжета было не избежать.
Примерно со второй половины игра начинает стремительно скатываться в слэшер. У вас открываются новые способности, но и врагов становится больше. Намного больше. Стоит добавить, что игра проходится за 10 часов, но ощущается на все 20. Поскольку путь был дальний, а повернуть назад не получится, придётся терпеть и сражаться в надежде на финальное вознаграждение.
Ачивка: Машина для убийства
Изображение: Silent Hill f
Главный поворот поджидает игрока в конце — и он будет ощущаться как удар ржавой трубой по голове. Вы думали, что прошли с героиней все круги ада, но на самом деле это был только первый. Вы неизбежно получите плохую концовку и останетесь наедине с мыслью: а стоит ли проходить игру ещё несколько раз, дабы получить все кусочки пазла, открыть новые кат-сцены, квесты, оружие, боссов и нормальные концовки?
Шутливая концовка Silent Hill f предполагает встречу с НЛО — ещё одно подмигивание тем, кто играл в предыдущие части серии.
Вроде бы режим «игра+» для фанатов «Тихих холмов» не в новинку. Однако с Silent Hill f этот режим сыграл дурную шутку: утомлённые боёвкой игроки скорее откроют видео на YouTube, чем решатся на ещё один эксперимент. Именно здесь и прячется ахиллесова пята новой части. И, в отличие от уже упомянутых недостатков, на эту проблему не получится закрыть глаза.
Ачивка: Начинайте сначала (бегите, глупцы!)
Изображение: протагонисты из разных частей Silent Hill (популярный фан-арт от художника ZombiDJ)
Silent Hill f уже получила не только восторженные оценки критиков, но и свою порцию гнилых помидоров из-за неоднозначной боёвки и непривычного сеттинга. Удастся ли этой части занять прочное место в ряду лучших игр серии, покажет время. Но точно Silent Hill f справилась со своей миссией, и продолжений не миновать. Это обнадёживает.
Однако лично у меня на эту игру не хватило шкалы выносливости. Я не смогла искренне полюбить историю о затерявшейся в тумане японской школьнице. Silent Hill f, давай останемся просто друзьями: будем раз в год вспоминать друг о друге, и, может быть, встретимся в порыве ностальгии, когда трава будет не такой зелёной, а небо — не таким ярким. И, возможно, я буду более справедлива к тебе, а ты — снисходительна ко мне.
Ачивка: Вы прочитали статью до конца, вы молодец!