Автор: Артём Ращупкин
Разрушаемое окружение — это визуальный трюк, призванный сделать игры более реалистичными. Он создаёт эффект полного погружения и делает игровой процесс ещё увлекательнее. Лучше всего это видно на примере игр, в которых разрушаемое окружение является немаловажной частью геймплея. Игроки возвращаются в эти миры, чтобы что-нибудь взорвать, сломать или разрушить. Расскажем об играх, где разрушаемость реализована лучше всего.
Battlefield в своё время стала законодателем моды в сфере реалистичного разрушения окружения. Тренд задала вышедшая в 2010 году Battlefield: Bad Company 2 — игроки могли полностью уничтожать здания, меняя ландшафт боя. Это был редкий для того времени уровень вседозволенности.
Battlefield 6 продолжает эту традицию, но уже на более продвинутом уровне. В игре реализована гибридная система: не все здания можно уничтожить для сохранения баланса, но ключевые объекты имеют несколько стадий разрушения — от повреждения фасада до обрушения внутренних помещений. Например, деревянные настилы можно проломить для создания новых путей.
Изображение: Battlefield 6
Система «тактического разрушения» позволяет игрокам менять ландшафт боя, но без превращения карты в «голое поле». После взрывов остаются реалистичные обломки, которые не пропадают со временем и сохраняются до конца матча. Разрушаемые здания имеют «неуязвимый каркас», но фасады и внутренние элементы уничтожаются с эффектными анимациями.
Таким образом, Battlefield 6 предлагает золотую середину между беспределом и тактической разрушаемостью. Новая система стала шагом вперёд для серии. Если вы любите стратегический хаос с уничтожением окружения, Battlefield 6 доставит вам эстетическое удовольствие.
В Teardown можно разрушить всё — от зданий до транспорта. И вам всегда придётся что-то сломать, чтобы достичь своей цели. Например, если ваша задача — украсть предмет, вам придётся пробиваться сквозь стены, чтобы добраться до награды, ведь вы играете за самого неосторожного и громкого вора на свете. Да, миссии завязаны на ограблениях, где нужно прокладывать путь через стены кувалдой и создавать диверсии — скажем, обрушивать башню на полицейских.
Изображение: Teardown
Конечно, вы не сможете пробить кирпичную или деревянную стену голыми руками. Но в вашем распоряжении будет множество инструментов, которые могут нанести большой урон. Однако не стоит погружаться в хаос с головой, ведь в конце каждого уровня вам нужно будет быстро добраться до финиша. В этом случае не врывайте всё подряд и оставляйте обходные пути.
Разрушения в The Finals — это не просто «фишка», а основа всей игры. Они делают каждый матч уникальным, добавляют стратегическую глубину и превращают обычные перестрелки в постоянно меняющийся хаос. Если в других шутерах разрушения — это просто фон и веселье, то здесь они становятся главным оружием. Сломанные мосты и этажи помогают отрезать врага от респауна или точки захвата, а обрушения зданий с банкоматом замедляют его или защищают тиммейтов.
Изображение: The Finals
Карты не статичны — каждый матч превращает их в руины, что делает бои непредсказуемыми, с меняющимся ландшафтом. То, что было укрытием в начале раунда, к концу боя может превратиться в открытые зоны. При этом разрушения полностью физические — здания рушатся в зависимости от повреждённых опор. Таким образом, стандартные FPS-схемы (сидеть в углу и ждать) не работают, потому что любое укрытие или препятствие в этой игре можно уничтожить.
Серия Rainbow Six не всегда славилась разрушаемым окружением. Но пробивание стен, полов и баррикад — важная часть Siege. Это тактический многопользовательский шутер, и нет ничего более эффективного, чем обойти соперника, пробив дыру в потолке над ним.
Изображение: Rainbow Six Siege
В игре почти каждую дверь, стену или окно можно сломать. Мягкие объекты, сделанные из гипсокартона или дерева, разрушаются любым оружием, а укреплённые препятствия из металла можно пробить только спецсредствами — гранатами, минами, подствольными зарядами или молотом. Да, вы не можете полностью снести здание, так как это испортит геймплей, но почти каждый объект внутри дома эффектно и реалистично разрушается. Rainbow Six Siege доказала, что крушить всё вокруг — это не просто круто выглядящий процесс, а мощный игровой механизм.
В отличие от многих других однопользовательских игр, где разрушения часто ограничены скриптами, в Red Faction: Guerrilla можно уничтожить практически всё: здания, мосты, опоры, стены и даже целые сооружения. Разрушения основаны на физике: здания рушатся в зависимости от повреждений несущих конструкций, а обломки ведут себя реалистично и разлетаются рандомно. В отличие от первой части серии, где разрушения были лишь визуальными, здесь они влияют на геймплей: можно создавать новые пути, ликвидировать укрытия врагов или менять ландшафт боя.
Изображение: Red Faction: Guerrilla
В этой игре каждое здание словно сделано из бумаги и фольги, достаточно воспользоваться кувалдой или взрывчаткой. А можно просто сесть в грузовик и врезаться в него — результат будет не менее впечатляющим. Если вы хотите настоящего хаоса, где можно сравнять с землёй целые города без ограничений, то Red Faction: Guerrilla — пожалуй, лучший выбор для этого.
Just Cause 3–4 — эталонные игры для любителей зрелищных катастроф, где хаос и масштабные взрывы становятся главными «персонажами». Разрушения основаны на продвинутой физике — здания разлетаются на сотни фрагментов. Например, уничтожение военной базы вызывает цепную реакцию взрывов бензобаков и обрушение вышек. Да, объекты исчезают после взрыва, но экстремальные погодные явления (торнадо и грозы) только усиливают эффект.
Изображение: Just Cause
Как и в Red Faction: Guerrilla, разрушения опор моста или зданий приводит к их обрушению. Даже некоторые миссии ориентированы исключительно на это. Не удивляйтесь, если вам скажут не просто захватить объект, а сделать это с максимальным эффектом — например, въехать на грузовике со взрывчаткой в ангар, находясь при этом на крыше автомобиля.
И поймите, в Just Cause нет «правильного» способа для выполнения миссии. Можно атаковать базу с воздуха, подорвать её изнутри или устроить цепную реакцию взрывов, как мы уже говорили. Серия идеально подходит для тех, кто хочет превращать свои действия в эпичный спектакль. Здесь нет жёстких правил — только безумные комбинации крюка, взрывчатки и транспорта.
Топ, состоящий из игр с крутыми разрушениями, да без Minecraft? Согласны, исправляемся. Действительно, элемент разрушения — немаловажная часть местного геймплея. Каждый блок можно снести киркой или динамитом, либо собрать для дальнейшего строительства.
Изображение: Minecraft
В этом кубическом мире практически нет неразрушаемых объектов. Игрок может убрать с путь целые горы, разрушить деревни или выкопать глубокую шахту для добычи ресурсов. Цепочки из сотен блоков TNT, активируемые красным камнем, создают огненные цунами и гигантские кратеры. Их взрывы особенно драматичны в толпе мобов или рядом с хрупкими постройками.
В Minecraft разрушения — это не бессмысленный вандализм, а инструмент для творчества и инженерной мысли. Можно подрывать целые вулканы, устраивать ядерные взрывы и мгновенно уничтожать поселения. Здесь нет «лишних» блоков — есть только материалы для новых идей.
В гоночных играх здания обычно не подвергаются опасности. Они могут немного пострадать, если находятся рядом с трассой, но обычно разрушаются сами машины. Однако Split/Second живёт по иным правилам. Весь геймплей в этой аркаде построен на активациях ловушек — от взрывов бензовозов до обрушения небоскрёбов и авианосцев. Как это работает: едем по трассе, делаем трюки и заполняем шкалу энергии. Чем больше энергии, тем более масштабными получатся разрушения — от точечных взрывов до глобальных изменений ландшафта.
Изображение: Split/Second
Падающие краны, рушащиеся дамбы — картинка выглядят как из блокбастера. Например, в доках можно обрушить корабль, который перекроет трассу и разбросает машины. Правда, подловить соперников под падающей конструкцией оказывается не всегда просто. Если привыкнуть, то Split/Second станет для вас не просто гонкой, а игровым «Форсажем».
XCOM предлагает одну из самых тактически значимых систем разрушения окружения в играх. Каждый выстрел из ракетницы и плазменного оружия оставляет реалистичные воронки и проломы. Повреждённые конструкции создают опасные зоны падения — обломки могут как убить противника, так и ранить своих. Подбитые здания остаются в таком виде до конца миссии, а огонь может распространяться по разрушенным объектам дальше. Реалистично и красиво? Бесспорно!
Изображение: XCOM
Обратите внимание на глубину тактического планирования. Когда вы пробиваете стены, чтобы фланкировать противника — это ощущается как настоящее боевое решение, а не просто «вау-эффект» в стиле Red Faction: Guerrilla.