Обзор Death Stranding 2: Кодзима снова не в себе (и это прекрасно)
Автор: Евгения Воскресенская
Изображение: Death Stranding 2: On the Beach
Популярное клише «это не для всех» вызывает раздражение — как будто существуют произведения, которые гарантированно понравятся каждому. На самом деле чаще всего его используют, чтобы подчеркнуть нишевость произведения и высокий порог входа. Дескать, кто угодно может смотреть фильмы Майкла Бэя, а попробуй-ка переварить без подготовки Гаспара Ноэ.
И да, Death Stranding остаётся главной ААА-игрой «не для всех». Хидео Кодзима, вечный провокатор и любитель кинематографичных безумств, снова балансирует между гениальностью и самолюбованием.
Изменилось ли что-то в этом плане в Death Stranding 2: On the Beach? Это всё ещё «игра не для всех», которая не боится быть странной, несмотря на некоторые поблажки для новой аудитории. Но если Кодзима остался таким, каким и был, то игровой мир эволюционировал. Разбираемся, как именно.
Мы избегали спойлеров, но кое-какие намёки всё же просочились в текст.
Изображение: Death Stranding 2: On the Beach
Возим заказы, строим мосты
Сеттинг
Начнём с главного. Death Stranding 2 — это всё ещё «симулятор курьера», разворачивающийся в странном постапокалиптическом сеттинге. Катастрофа разрушила известную нам земную цивилизацию, а граница между мирами живых и мёртвых истончилась — теперь из потустороннего безмолвия выползают жуткие сущности.
Остатки человечества заперлись в бункерах, добровольно обрекая себя на изоляцию (напомним, оригинальная игра вышла в 2019 году до пандемии COVID-19). В таких условиях курьеры становятся связующими нитями общества — именно за такого курьера в исполнении Нормана Ридуса, звезды «Ходячих мертвецов» и «Святых из Бундока», мы и играем.
Завязка второй части не претерпела изменений, как и основа геймплея. Сэм и его подросший младенец Лу снова развозят грузы — теперь в Мексике и Австралии, которые, впрочем, не пытаются изображать реальные регионы, а скорее представляют собой фантазии на их тему. Всё так же: мы планируем маршрут, выбираем инструменты и транспорт, распределяем груз и стараемся довезти его до точки в целости и сохранности.
Асинхронный мультиплеер тоже никуда не делся. Вы не встретите других игроков лицом к лицу, но повсюду будут следы их присутствия — мосты, убежища, лестницы. Ваши постройки тоже увидят тысячи незнакомцев, а их лайки согреют душу. Да, механика откровенно вдохновлена соцсетями, но от этого она не становится менее приятной.
Изображение: Death Stranding 2: On the Beach
Woke up this morning, got yourself a gun
Геймплей
Что же нового? Прежде всего — больше инструментов и транспорта. Сиквел развивает идеи режиссёрской версии оригинала: игрок получает доступ к возможностям быстрее, и их стало значительно больше. Миссии тоже стали разнообразнее — в этом плане игра идеально соответствует канонам хорошего сиквела: всё, за что любили первую часть, но ещё масштабнее и лучше.
Новые возможности уравновешиваются и новыми вызовами. Например, динамической погодой, которая не просто создаёт атмосферу, но и усложняет жизнь. Хиральный дождь — одна из таких аномалий: его капли ускоряют время, заставляя всё вокруг стареть и разрушаться.
Но главное изменение — боевая система. Если в первой части перестрелки можно было считать опциональными, то Death Stranding 2 буквально подталкивает игрока к конфликтам. Стрельба стала отзывчивее, а арсенал — богаче.
Нельзя сказать, что пацифистский пафос оригинала исчез полностью — нелетальные опции в бою всё ещё выгоднее, а возможность обходить противников или убегать от них никуда не делась. Но теперь, когда Сэм всё-таки берётся за оружие, это способно увлечь.
Всё это приводит к выводу: новая игра Кодзимы подозрительно напоминает его старые проекты. Конечно, и первый Death Stranding не мог не вызывать ассоциаций с Metal Gear Solid — настолько, что фанаты годами строчили теории, связывающие обе вселенные. Но сиквел делает этот намёк явным — вплоть до прямых отсылок.
Ползая по скалам, напоминающим Афганистан из MGS V, слушая знакомые мелодии во встроенном плеере, наблюдая за появлением в катсценах знакомых типажей, сложно отделаться от мысли, что маэстро сводит счёты с прошлым. Как известно, его уход из Konami и скандальный разрыв с франшизой оставили множество нерешённых творческих вопросов.
Изображение: Death Stranding 2: On the Beach
В одном из неснятых фильмов Хидео Кодзимы
Сюжет
Однако у Death Stranding 2 есть важное отличие — здесь Кодзима может позволить себе гораздо больше безумия. Катсцены между миссиями — это чистейший, дистиллированный авторский стиль, будто смешавший аниме и арт-хаус. Например, Хиггс, антагонист первой части в исполнении Троя Бейкера, теперь пародирует Джокера, перемещается в красном гробу и сражается красной же электрогитарой, а также то и дело ломает четвёртую стену фразами вроде «Что насчёт босс-файта, а?»
Но вот парадокс: за последние годы игроки стали куда терпимее к подобной технике повествования. Во многом — благодаря играм From Software. Странные персонажи совершают странные поступки, сюжет, который нужно собирать по крупицам, дизайн одновременно напоминает реальность и сон под высокой температурой? Добро пожаловать в мир, где Elden Ring продалась невероятными тиражами и стала игрой года. Теперь такие приёмы — уже не вызов, а часть мейнстрима.
Сюжет стал менее сосредоточен на идее связи между людьми. Теперь в центре внимания — последствия этих связей, особенно в странной, но трогательной «семье» Сэма. Но, как и в MGS V, некоторые персонажи существуют лишь в катсценах, и в DS2 порой кажется, что им не хватает экранного времени, или хотя бы участия в игровом процессе.
Тем не менее, актёрский состав удался. Старые персонажи вроде Фраджайл получили больше внимания, а новые мгновенно врезаются в память — от говорящей куклы Доллмана до Рейни, азиатской девочки, чей танец вызывает дождь. Диалоги Death Stranding 2 стали живее и человечнее, пусть и не всегда. А иногда нужные эмоции передаются без слов — Норман Ридус играет всё того же стоического персонажа Сэма, но его любовь к своему ребёнку трогает сильнее любых монологов.
Сам сюжет вызывает более противоречивые чувства. Размеренное путешествие с целью «объединить Австралию» к финалу превращается в настоящий парад вот-это-поворотов, неожиданных предательств, шокирующих откровений и так далее. Кажется, будто создатели внезапно вспомнили, что игру надо заканчивать, и вывалили в финал всё, что только смогли. В сочетании с фирменной загадочностью Кодзимы это рождает концовку, которая наверняка разделит аудиторию.
Изображение: Death Stranding 2: On the Beach
Ваш курьер прибыл
Стоит ли играть в Death Stranding 2, если первая часть вас не впечатлила? Типичный ответ — нет: мол, Кодзима только укрепился в своём видении, и если оно вам не близко, то нечего и пытаться. И всё же игра заслуживает шанса.
Death Stranding 2: On the Beach — визуальный шедевр, один из главных претендентов на звание самой красивой игры текущего поколения приставок. Звёздные актёры вроде Леи Сейду и Эль Фаннинг играют не хуже, чем в голливудских фильмах. А сочетание музыки и визуала способно вызвать восторг даже у циничных и повидавших всякое «олдовых» игроков.
Возможно, жизнь курьера в мире Кодзимы всё-таки найдёт путь к вашему сердцу. А если нет — хотя бы посмотрите катсцены на YouTube. Они того стоят.