Почему Sony теперь редко выпускает эксклюзивы на PS4 и PS5
Автор: Артём Ращупкин
В эпоху расцвета PS3 и PS4 Sony делала ставку преимущественно на эксклюзивные игры, выпуская их пачками. Один хит следовал за другим, а игроки выбирали, во что им играть. Теперь о тех временах консольщики вспоминают с завистью и огорчением.
В 2025 году на PS5 вышло, по сути, только два громких эксклюзива — Death Stranding 2 от Хидео Кодзимы и Ghost of Yotei. Представить такое даже во времена PlayStation 4 было невозможно. Sony уже давно перестала заваливать обладателей PlayStation первоклассными шедеврами от внутренних студий, сконцентрировавшись на мультиплатформе. Попытались понять, почему так происходит.
Фото: Sony/кадр из Ghost of Yotei
Первая причина: резко возросшая стоимость разработки
Это ключевая и самая главная причина. Если во времена PlayStation 3 и 4 корпорация могла выпустить сразу три игры в рамках одного поколения консолей, то теперь о таком приходится только мечтать. Создание игр уровня God of War Ragnarok или Horizon Forbidden West для PlayStation 5 требует колоссальных ресурсов. Если раньше игра создавалась 2-3 года, то теперь цикл разработки в 4-6 лет стал нормой.
Создание игр с реалистичной графикой, с полной локализацией на многих языках, со сложной анимацией и гигантскими, детализированными мирами требует сотен миллионов долларов. Бюджет той же Marvel's Spider-Man 2 по некоторым оценкам составил около $ 300 млн. Для сравнения, вторая часть Uncharted, разработанная эксклюзивно для PlayStation 3, «сожрала» всего $ 30 млн. Таким образом, стоимость разработки игр за прошедшие 15 лет выросла в десять раз.
Фото: Sony/кадр из Marvel's Spider-Man 2
Требуются огромные команды, сотни и тысячи человек, привлечение внешних студий на аутсорс и годы кропотливой работы. Sony физически не может иметь 10-20 внутренних студий, каждая из которых ежегодно будет выпускать по одной хит-игре.
При таких бюджетах каждая игра — это огромный финансовый риск. Провал проекта может поставить студию на грань закрытия. Поэтому Sony не может позволить себе выпускать много таких игр одновременно — это финансово нецелесообразно.
Вторая причина: смена бизнес-модели
Раньше эксклюзив был главным крючком для покупки консоли. Сейчас стратегия Sony стала сложнее: главная цель — удержать игрока внутри экосистемы и сподвигнуть его на приобретение подписки PS Plus. Корпорация сознательно перешла от модели «несколько эксклюзивов в год» к модели «один-два суперхита в год». Каждая такая игра должна быть событием, которое оправдывает долгое ожидание.
Крупные эксклюзивы становятся своего рода «китами», которые удерживают людей в рамках подписочного сервиса. Когда игрок знает, что рано или поздно здесь появится God of War или The Last of Us, он с большей вероятностью останется в экосистеме.
Фото: Sony/кадр из God of War 2018
Третья причина: возросшие требования к качеству продукта
Игроки, как правило, не прощают разработчикам халатность, если игра выходит сырой или забагованной. Достаточно вспомнить Cyberpunk 2077 — тогда игра стала заложником обманчивых амбиций и желаний, выйдя в недоделанном виде.
С тех пор рынок стал менее терпеливым к «сырым» релизам. Игроки и критики ждут от эксклюзивов Sony безупречного качества как в плане технического исполнения, так и в плане подачи и геймдизайна. Достижение подобного уровня «полировки» требует огромных усилий и времени на тестирование. Знаменитый «краш-фикс» от Insomniac Games, когда команда за несколько недель до релиза полностью перелопачивает проект, чтобы стабилизировать производительность, — это титаническая работа, которую невозможно масштабировать на несколько игр одновременно.
Фото: CD Projekt RED/кадр из Cyberpunk 2077
Четвёртая причина: расширение аудитории и порты игр на ПК
Sony выпускает эксклюзивы на ПК спустя 2-3 года после релиза на консолях. Это позволяет вторично монетизировать уже окупившийся проект с минимальными затратами. Видимо, по логике компании, увидев God of War или Spider-Man на ПК, игрок может захотеть купить PlayStation 5, чтобы первым поиграть в сиквел.
Что это значит для эксклюзивов? Ресурсы, которые раньше тратились на создание только консольного эксклюзива, теперь частично идут на его ПК-порт. Сама концепция «эксклюзива» размывается, превращаясь во «временный эксклюзив». Игроки даже шутят, что консольщики выступают в качестве бета-тестеров.
Пятая причина: отказ от PlayStation 4
В первые годы существования PlayStation 5 многие крупные игры (например, Horizon Forbidden West и God of War Ragnarok) выходили и на PS4, и на PS5. Это сдерживало их потенциал, так как разработчики были ограничены слабым железом PS4.
Сейчас Sony полностью сосредоточила свои внутренние студии на разработке игр только для PS5. Это позволяет реализовать весь потенциал консоли, но автоматически означает, что игр будет меньше, так как они создаются с нуля под новые мощности.
***
Возросшая стоимость и сложность разработки — фундаментальная причина, из-за которой внутренние студии Sony больше не могут производить эксклюзивы с той же скоростью, что и раньше. И поэтому они переориентировались на создание более качественных и дорогих «блокбастеров», но в меньшем количестве.