Автор: Ася Васильева
Спустя 20 лет ожидания милорды снова заряжают пушки: 15 июля на ПК вышел ремастер средневековой стратегии Stronghold Crusader: Definitive Edition. Это классика RTS. У игры «очень положительные» отзывы в Steam, рейтинг достиг 95%, а пиковый онлайн — лучший в серии: более 13 тысяч человек. Для многих «Крестоносцы» — первая игра в жизни. Для автора статьи тоже: за переиздание садилась, смахивая ностальгическую слезу. Оказалось — плакать придётся по разным поводам.
Изображение: Stronghold Crusader: Definitive Edition / DevReality
Папа показал мне Stronghold Crusader. Он наиграл в «Крестоносцев» десятки часов — мама даже угрожала разводом, но не помогало. Всегда была «ещё миссия напоследок». И спустя двадцать лет я поняла, что в этом тоже была изрядная доля стратегического расчёта. Когда жену не переспорить — выбирай битву с Ричардом Львиное Сердце. Это проще.
Папа же научил меня главному: первым делом строим склады. Фармим всегда, фармим везде — у оригинальной Stronghold Crusader этот процесс не отличается разнообразием, зато, если знать схему, экономика вашей цитадели всегда работает как часы. Главное — первым добраться до ресурсов.
Изображение: Stronghold Crusader: Definitive Edition / DevReality
В переиздании этот процесс усложнять не стали. Гроза не побьёт посевы, пожар от молнии не сожрёт запасы — геймплей медитативный до определённого момента. Но опытный крестоносец чувствует, когда кончается золотой век: вы с противником уже окрепли, обнесли тройной стеной свои городки и успели выкосить друг у друга пару-тройку шпионских отрядов. Верный знак, что пора снаряжаться в путь.
На первый взгляд, британская студия Firefly Studios к своему хиту отнеслась бережно. Словно законсервировала его на радость игрокам, только подкрутила графику, добавила новые юниты и миссии. О, это обманчивое впечатление.
Кроме базовой игры, в Definitive Edition добавили ещё две исторические кампании, дополнительные карты и четырёх врагов: Жемчужину, Стража, Кочевника и Кахину. Раньше женщин на троне в Stronghold Crusader не было — но уповать на особое «коварство» новых ИИ-соперниц не стоит. Они просто составили компанию нашим Крысе, Кабану, Волку и остальным.
Пересечься со всеми одновременно можно в режиме «Пески времени». Это короткие схватки на скорость: кто быстрее оббежит и захватит карту, отгрызёт себе лучший кусок и отстоит цитадель — молодец. Для особо нервных в углу экрана будет работать таймер. Он напоминает: все твои шаги фиксируются, а в финале некий Джин выдаст тебе резюме — самый ли ты великий лорд во вселенной? Спойлер: это вряд ли. Нейронки быстрые, но предсказуемые. Возможно, патч это поправит.
Изображение: Stronghold Crusader: Definitive Edition / DevReality
Добавили в игру и контент из предыдущих дополнений. Есть жёсткий Extreme для сражений на невероятной скорости, а также режим Warchest. Кто-то (как я) мог и не знать про этот аддон: его выпустили в 2008 году, спустя шесть лет после релиза оригинальной игры. Попробовала его впервые и поняла: это же режим коммуналки.
Карта маленькая, ты с соседом дышишь друг другу в затылки. Только он развивается быстрее тебя: вон уже и звонницы, и башни, и стены. А у тебя еле-еле рожь заколосилась. Периодически сосед присылает оскорбления, например пишет: «Урод ты». А ты ему: «Фигляр!». Такие высокие отношения. Со временем ресурсов становится всё меньше, ты то и дело обнаруживаешь, что вместо твоей лесопилки стоит вражеская.
Добывать ресурсы под пулями постепенно становится невозможно. В перестрелке умирает очередной крестьянин Кевин Свинли, и игра поддаёт фирменного сарказма в его реплике: «А теперь я пойду отдыхать». Разве что теперь можешь, Кевин. Порядки у нас строгие, налоги сами себя не заплатят.
Изображение: Stronghold Crusader: Definitive Edition / DevReality
В ремастере получаешь уникальное для Stronghold ощущение, что ты самый бесправный лорд в пустыне. Юниты отзываются на твой призыв, но не двигаются. Спасибо, хоть при приближении врага начинают шевелиться — но к этому моменту в их телах уже торчат десятки копий.
Разработчики добавили в игру восемь бедуинских юнитов. Есть подрывники с порохом, даже верблюжья кавалерия — но особо не порадуешься. Хотя иногда оцепенение в армии спадает, и гордый отряд бежит в бой. Тут оказывается, что вражеский рыцарь разрубает твоего верблюда за раз. Зато верблюд врага прёт на твои укрепления и не моргает, получая огненные стрелы.
Изображение: Stronghold Crusader: Definitive Edition / DevReality
Что-то странное произошло с балансом юнитов. Лучники моментально мрут как мухи — зато в мечников можно тыкать оружием неделю, не промахнуться ни разу, но так и не убить. Вдобавок впервые за историю Stronghold рыцари словно ощутили тяжесть своих доспехов. Теперь они добираются до места боя дольше всех: инженеры успевают подвезти осадные машины, а женщины в крепостях — родить новых крошек.
В Stronghold Crusader: Definitive Edition впервые добавили мультиплеер. И в Steam уже сообщают: работает он «из рук вон плохо». Есть проблемы с подключением на старте, рассинхрон в момент игры, а в ключевых ситуациях можно и вовсе вылететь без предупреждения. Уже через два дня после релиза разработчики вышли на связь.
«Мы заметили, что многопользовательские игры на скорости, значительно превышающей стандартную, могут привести к нестабильной работе. Это происходит, если компьютер не поддерживает такую скорость. Пожалуйста, учитывайте это при настройке. Мы также активно работаем над полноценным обновлением и планируем представить его вам на следующей неделе», — написали Firefly Studios.
В общем, лорды сконфуженно молятся на грядущие патчи. В новом издании уже починили многое. Например, скорость видео выпечки хлеба в пекарнях.
Изображение: Stronghold Crusader: Definitive Edition / DevReality
Если серьёзно: авторы из Firefly Studios уверяют, что разрабатывали Definitive Edition с учётом отзывов игроков. И правда: всё, за что пользователи полюбили серию, на месте. Гипнотическую музыку не тронули, зато мягко доработали графику и усовершенствовали отношения с союзниками. Теперь с ними можно меняться ресурсами в неограниченном количестве.
Добавили кооперативный маршрут, который не обидит и одиночек: если друзей онлайн нет, можно объединяться со старыми знакомыми ИИ, вроде Змеи или Саладина. Плечом к плечу с ними уходить в пески.
В Firefly Studios обещают два крупных обновления. Осеннее DLC принесёт нового соперника, три новые карты и пять экономических миссий. Олды помнят: фармим всегда, фармим везде. Наконец, потягаться в этом умении в Stronghold Crusader получится и онлайн.
А зимой у игроков исполнится заветное желание: они смогут настраивать компьютерных противников, замки и кампании. Также в DLC будут новые крестоносные тропы.
Обновления, кстати, платные. Хорошо, студия, я заплачу. Или заплачу…