Взлёты и падения Warhammer 40,000: Dawn of War
Автор: Евгения Воскресенская
Война, война никогда… Стоп, не та франшиза. Хотя знаменитое высказывание в озвучке Рона Перлмана неплохо подошло бы и к Warhammer 40,000. Эта вымышленная вселенная давно переросла настольные игры от Games Workshop, с которых она начиналась в далёких 80-х. Сейчас она представляет собой гигантскую франшизу, в которую входит всё, что только мыслимо: от грядущего сериала с Генри Кавиллом до множества видеоигр.
К ним относится и серия RTS — Dawn of War. На фоне Space Marine 2 и Rogue Trader её слава несколько поблекла, но когда-то это была главная игра по Warhammer 40,000. А релиз ремастера самой первой части вновь разжёг былой интерес игроков. Самое время вспомнить, чем она была так хороша и что не так с её продолжениями.
Изображение: Dawn of War 3
Что такое Warhammer и какие игры по нему выходили
Вселенная Warhammer — это типичное фэнтези (Warhammer Fantasy Battles, о котором сегодня мы говорить не будем) или фантастика (Warhammer 40,000) с одним важным допущением: всё очень плохо и очень масштабно. Человечество находится на грани гибели, превозмогая гипертрофированно гигантские орды самых разных врагов, и при этом постоянно притесняет само себя — на фоне нашествий вполне реальных демонов расцветает религиозный фанатизм, невероятный цинизм власти и другие пороки, вполне свойственные человеческой природе. Получается, что меньшее зло сражается со злом бо́льшим, а простому человеку достаётся от всех подряд, включая генетически модифицированных космодесантников-астартес.
Казалось бы, мрачная картина — и всё-таки она привлекает многих. «Ярость против угасания света», несокрушимость человеческого духа — и всё это выражается в невероятно эпических сражениях. Кроме того, никто не запрещает любить другие фракции: от демонопоклонников-хаоситов до весело-кровожадных орков (которые здесь, к слову, являются разумными грибами).
Первые игры по «сорокатысячнику» появились ещё в 90-х. Были среди них и стратегии, но только пошаговые — несмотря на то, что Warhammer Fantasy Battles повезло с RTS Shadow of the Horned Rat ещё в 1996 году. Разумеется, к 2004 году всё это безнадёжно устарело, а самым свежим проектом по Warhammer 40,000 был шутер Fire Warrior сомнительного качества, где предлагалось играть за солдата далеко не самой популярной инопланетной фракции — тау.
Интересный факт: Warhammer Fantasy Battles получила целую трилогию игр в серии Total War — несмотря на то, что вселенная официально закрылась, а на смену ей пришёл куда менее популярный сеттинг Age of Sigmar.
В общем, большая часть геймеров ещё понятия не имела, кто такой Император человечества и почему лучше умереть ради него, чем жить для себя. И тут вышел Dawn of War.
Warhammer 40,000: Dawn of War
Детище студии Relic, известной к тому моменту серией Homeworld, сейчас больше напоминает старые добрые классические RTS вроде StarCraft, но так было не всегда. В 2004 году геймдизайн новой стратегии по Warhammer казался чем-то инновационным. Да, мы по-прежнему строили здания, в которых покупали солдатиков. Но эти солдатики выбегали сразу небольшими отрядами, а главное — занимались не только борьбой с солдатиками враждебных фракций, но ещё и захватом точек влияния. На контроле таких точек и строился геймплей, они же вырабатывали самый важный ресурс, позволявший строить и нанимать.
Изображение: Dawn of War
Результат — динамичный и напряжённый — пришёлся геймерам по вкусу. Не в последнюю очередь потому, что сопровождался приятным разнообразием юнитов разных фракций и кампанией с неплохим сюжетом, рассказывающей о злоключениях космодесантников из ордена Кровавых Воронов. Забавно, что именно этот орден, придуманный специально для игры, надолго стал для многих «лицом» франшизы.
Изображение: Dawn of War — Winter Assault
Благодаря дополнению Winter Assault в игре появилась фракция Имперской Гвардии вместе с собственной кампанией, присоединившись к космодесанту разных сортов, эльдарам (эльфам) и оркам. Дополнение также приняли тепло: обычные солдаты не могли рассчитывать на генетические модификации или помощь тёмных богов, а брали числом, презрением к потерям и крупными калибрами.
Следующее дополнение, The Dark Crusade, добавило фракции тех самых инопланетян — тау, напоминающих о более традиционной научной фантастике, и металлических «терминаторов» — некронов. Кроме того, в игре появилась глобальная карта, которую нужно было отвоёвывать у оппонентов сегмент за сегментом.
Изображение: Dawn of War — The Dark Crusade
Интересный факт: Кровавые Вороны стали частью официального канона Warhammer 40,000 и время от времени появляются в других произведениях по вселенной.
Казалось бы, всё шло хорошо, но к 2008 году Dawn of War начал выдыхаться. Вышедший тогда аддон Soulstorm понравился всем заметно меньше: сказались и слабый сюжет, и баги, и общая устарелость игры. К счастью, время пошло ему на пользу — именно Soulstorm стал самой популярной основой для модов на первую часть, в которых добавили просто невероятное количество контента. Но это будет потом. Между тем в Relic вовсю работали над сиквелом, который должен был переизобрести игру.
Warhammer 40,000: Dawn of War 2
И вот уже в 2009 году вторая часть появилась на прилавках магазинов. Если смотреть на рецензии и рейтинги, то может показаться, что успех был универсальным. Однако это совсем не так. На релизе многие недоумевали: во что, собственно, превратили нашу RTS?
Дело в том, что жанр продолжал терять популярность, и в Relic сделали ещё несколько шагов прочь от традиционных формул. Из игры полностью исчезло строительство, а упор был сделан на тактику и RPG-элементы. Теперь игрок управлял относительно небольшим количеством юнитов — собирать по-настоящему гигантские армии больше было нельзя. Вместо этого предлагалась гораздо более глубокая кастомизация персонажей — от прокачки до экипировки.
Изображение: Dawn of War 2
Кроме того, в Dawn of War 2 появилась полноценная система укрытий, которая постоянно подталкивала к хитроумным манёврам: подавить врага огнём тяжёлых болтеров, обойти с фланга, подобраться поближе и закидать гранатами. Сторонники привычного для жанра геймплея были недовольны и винили уже модные тогда MOBA-игры в духе Dota, а поклонники новой игры указывали на то, что механически сиквел получился гораздо ближе к настольному Warhammer.
Впрочем, вскоре споры утихли. Те, кому не понравилось, ушли обратно в первую часть, а все остальные продолжали наслаждаться отличной графикой и ещё более проработанным и нелинейным по меркам жанра сюжетом, рассказывающим о продолжающейся войне Кровавых Воронов за родной субсектор. Интересно, что в оригинальной игре не было космодесантников Хаоса — главного врага Империума людей, а основным антагонистом были «жуки»-тираниды, напоминающие о фильме «Чужой».
Разумеется, хаоситы не заставили себя долго ждать — они появились в первом же аддоне, Chaos Rising, вместе с некоторыми любопытными механиками. Например, основные персонажи набирали «очки скверны» в зависимости от принятых игроком решений — и на основе этого игра выбирала, кто именно окажется предателем в конце.
Изображение: Dawn of War 2 — Chaos Rising
Лебединой песней Dawn of War 2 стало вышедшее в 2011 году дополнение Retribution. Сюжет наконец-то завершался, предатели получали по заслугам (или нет — помните про нелинейность?), а к списку играбельных фракций добавилась старая добрая Имперская Гвардия.
Интересный факт: Если вы захотите узнать, как выглядит Экстерминатус — уничтожение целой планеты по приказу инквизитора или другого облечённого властью имперца, — то первым делом наткнётесь на синематики из Retribution.
А затем наступила тишина, продолжавшаяся несколько лет. Разумеется, фанаты продолжали играть в первую и вторую части — благо мультиплеер был жив даже в оригинальном Dawn of War. И всё-таки геймдев шагнул далеко вперёд, и многие считали, что Relic не помешало бы взяться за продолжение. Не может же оно выйти неудачным, верно?
Dawn of War 3
Поначалу казалось, что всё хорошо — анонс игры в 2016 году сопровождался донельзя стильным синематиком, напоминавшим о работах польского художника Бексиньского. А вот первый же геймплей вызвал у геймеров недоумение — и это ещё мягко говоря. Почему всё стало таким ярким и цветастым? Почему геймплей так сильно напоминает MOBA — гораздо больше, чем в Dawn of War 2? И кстати, куда делась тактика из неё — та же система укрытий? Наконец, отчего игра тормозит даже в трейлере?
Изображение: Dawn of War 3
Говоря проще, узнать грядущий провал можно было задолго до релиза, который был назначен на 2017 год. Чуда не произошло — вскоре в студии заявили о том, что продажи Dawn of War 3 оказались разочаровывающими, и нового контента для игры не будет. Так уже 8 лет назад закончилась история этой серии… Точнее, почти закончилась, но об этом — позже.
Всё ли было настолько плохо? Наверное, нет. Например, MOBA напоминал только мультиплеер — а в одиночной кампании игрокам предлагалась почти что классическая RTS с постройкой зданий. Некоторые механики, вроде системы доктрин или пристрастия орков к постройке работающей техники из мусора и обломков, оказались интересными.
Изображение: Dawn of War 3
Интересный факт: Кампания Dawn of War III была устроена весьма необычным образом — миссии за все фракции чередовались друг с другом. Такого в серии ещё не было.
И всё-таки это посредственная игра и плохой Dawn of War — всего три играбельные фракции на старте (космодесант, эльдары и орки), технические проблемы, вторичный и банальный даже по меркам серии сюжет, которому не помогло возвращение старых персонажей… Нет, этот проект забыт не зря и не по ошибке — игроки не оценили переизобретение велосипеда.
Dawn of War — Definitive Edition
На этом всё? Как иногда говорят пираты — да, но на самом деле нет. В мае этого года совершенно внезапно был анонсирован ремастер оригинальной Dawn of War. Под вывеской Definitive Edition игрокам предложили базовую игру и все вышедшие для неё дополнения с небольшими, но важными апгрейдами — от улучшенного освещения до текстур высокого разрешения. Кроме того, издание поддерживает старые моды.
Релиз состоялся 14 августа. Только за первые сутки удалось продать 150 тысяч копий — хороший показатель для старой игры в не самом популярном жанре. Сейчас в Steam у неё 3572 оценки, 76% положительные — неплохой результат, пусть и не идеальный. Недовольные жалуются на технические проблемы, недостаток нововведений и неряшливость некоторых аспектов «осовременивания игры» вроде очевидно прогнанных через нейросети текстур. Остальные же просто ностальгируют по временам, когда кровь врагов Империума была краснее, а Dawn of War не пытался копировать Dota 2.
Изображение: Dawn of War — Definitive Edition
Говорить с уверенностью рановато, но предполагать мы можем уже сейчас — коммерческий успех ремастера может привести не только к появлению похожего издания второй части, но и к разработке полноценной Dawn of War 4. В конце концов, студии частенько проверяют интерес к старым франшизам как раз через релиз относительно дешёвых перевыпусков. И действительно, первые слухи о работе над четвёртой частью уже появились — правда, пока они основываются на сомнительных источниках вроде совместных фотографий разработчика из Relic и представителя Games Workshop.
Однако в это хочется верить — как и в то, что четвёртый блин, в отличие от третьего, не окажется комом.