Как Microsoft потратила миллиарды, чтобы похоронить Xbox
Автор: Дмитрий Сироватко
В свете недавних сокращений во внутренних студиях Microsoft и слухов об уходе Фила Спенсера с поста главы игрового направления стало очевидно: эпоха Xbox как «железного» бренда подходит к концу.
Подумать только — прошло уже почти 25 лет с тех пор, как Microsoft перестала быть исключительно софтверной компанией. Бренд Xbox, рождённый в далёком 2001 году, подавал большие надежды и в какой-то момент чуть не вытеснил PlayStation. Но в 2025 году уже почти нет сомнений: текущее поколение Xbox станет последним. Но это не конец бренда — просто его трансформация в нечто новое.
Мы решили вспомнить, как создавался и развивался этот и какое его ждёт будущее.
Изображение: TechPowerUp
Предпосылки создания Xbox
Тема гейминга давно не чужда Microsoft. Сейчас, конечно, мало кто вспомнит, что успешная серия Microsoft Flight Simulator зародилась аж в 1982 году. К тому же компания нередко издавала проекты сторонних студий. А ещё у Microsoft был опыт сотрудничества с Sega — консоль использовала модифицированную версию Windows CE, облегчавшую портирование игр с ПК.
О создании собственной приставки компания всерьёз задумалась после анонса PS2, которую пиарщики Sony преподносили чуть ли не как суперкомпьютер, способный уложить на лопатки даже топовые ПК тех времён. В действительности, ничего сверхтехнологичного у PlayStation 2 не было. Но авторитет Sony, выигравшей пятую консольную войну с большим отрывом, заставлял считаться с ней.
Изображение: Прототип Xbox / Xbox Wiki
Правда, консерватизм Билла Гейтса чуть было не похоронил проект в зародыше. Экс-глава компании хотел сделать нечто вроде компактного ПК под управлением Windows. Поэтому над проектом работали две команды — одна воплощала замысел бизнесмена, другая же под кураторством Эда Фрайса стремилась к созданию традиционной консоли. В какой-то момент приоритет отдали второму варианту, поскольку побоялись доминирования Sony на консольном рынке.
Это решение привело Гейтса в ярость, и лишь вмешательство сотрудника, о личности которого история умалчивает, разрядило обстановку.
«В конечном счёте Билл сказал: “Я дам вам всё, что нужно”. И Стив Балмер (тогдашний генеральный директор Microsoft, прим. ред.) повторил за ним. А я повернулся к коллеге и сказал: “Это была самая странная встреча, на которой я присутствовал”» — вспоминал Фрайс.
Первая Xbox — блин или ком?
Поскольку на консольном рынке компания была новичком, завоевать доверие не только геймеров, но и партнёров по бизнесу было непросто. В связи с этим Microsoft решила сделать ставку на технические характеристики консоли: процессор Intel Pentium 3 и кастомный графический чип, сравнимый с топовыми видеокартами той поры. Плюс 64 мегабайта ОЗУ. Даже по меркам ПК это были впечатляющие характеристики — разве что оперативки маловато. Но не следует забывать о том, что консоли тех лет не оснащались продвинутой ОС, «отъедавшей» львиную долю ресурсов. Да и о мультизадачности речи не шло.
Изображение: Xbox / GamesRadar
К тому же Xbox поставлялась с жёстким диском, позволившим сэкономить на покупке карт памяти, и встроенным LAN-адаптером. Четыре порта для контроллеров также стали приятным бонусом. Несмотря на мощную начинку, Xbox продавалась по той же цене, что и PS2 — 299 долларов в Северной Америке и столько же фунтов стерлингов в Британии. Несложно догадаться, что консоль реализовывали ниже себестоимости, и компания попросту работала в убыток, при этом вкладывая огромные суммы в рекламу. Вспомнить хотя бы легендарное выступление Билла Гейтса и Дуэйна «Скалы» Джонсона на CES 2001, где общественности наконец-то представили Xbox во всей красе.
Щедрые инвестиции в новый продукт поначалу казались оправданными. Всего за месяц с небольшим в Северной Америке было продано полтора миллиона консолей. Microsoft ответственно подошла к стартовой линейке проектов, главными козырями которой стали Dead or Alive 3 и Halo: Combat Evolved. Первая поражала топовым качеством графики, а вторая — геймплеем и эпичной историей. Творение Bungie, подобно GoldenEye 007 для Nintendo 64 и Medal of Honor для PlayStation, показало, что шутеры для консолей порой даже могут дать фору лучшим представителям жанра для ПК.
Изображение: Презентация Xbox / CNBC
В отличие от Sony, не говоря уже о Nintendo, Microsoft активно развивала интернет-гейминг. Удобная по тем временам служба Xbox Live, большое количество проектов с поддержкой онлайна и встроенная сетевая карта. Благодаря этому консоль очень долго теснила PS2, но одолеть конкурента так и не смогла.
Шлейф популярности оригинальной PlayStation сыграл на руку Sony в долгосрочной перспективе. Как ни крути, но большей части аудитории в первую очередь были нужны продолжения некогда полюбившихся хитов: новые Tekken, Metal Gear Solid, Final Fantasy, Gran Turismo и так далее. И практически всё это не выходило на консоли от Microsoft.
Даже засилье технологичных FPS, которые за пределами ПК можно было опробовать лишь на Xbox, погоды не сделало. В Японии консоль и вовсе оказалась никому не нужна, хотя одно время Microsoft делала ставку на тот рынок — Xbox получила продолжения Jet Set Radio, Crazy Taxi, Panzer Dragoon и ещё ряда культовых хитов Sega.
Изображение: Dead or Alive 3 / The Next Level
Итог — 24 миллиона проданных консолей и 4 миллиарда убытков. Но, как уже говорилось, первая Xbox была для Microsoft скорее пробой пера, попыткой выйти на новый рынок. И сказать, что эта попытка оказалась совсем провальной, тоже будет неправильно. Xbox популяризировала онлайн-гейминг на консолях и подарила нам ряд крутых франшиз, которые впоследствии успешно зарекомендовали себя на новых поколениях консолей от Microsoft. Так что смело можно сказать, что оригинальная Xbox оказалась инвестицией, которая начала приносить дивиденды гораздо позже.
Xbox 360 — почти убийца PS3
Microsoft стремилась как можно быстрее отработать «кредит доверия аудитории», полученный в прошлом поколении, поэтому сильно поторопилась с запуском Xbox 360. В результате консоль поступила в продажу почти на полгода раньше PS3, но спешный старт вылился сразу в две проблемы.
Первая — недостаток устройств, спрос на которые превысил предложение. Вторая — технические недоработки. Инженеры не удосужились толком протестировать консоли перед запуском, допустив ряд оплошностей в системе охлаждения и пайке. Из-за этого первые Xbox 360 массово выходили из строя через год эксплуатации. Microsoft долго отнекивалась, списывая всё на брак, но со временем всё-таки признала проблему.
Изображение: «Красное кольцо смерти» / TechSpot
Две последующие ревизии были уже более «живучими», но всё равно могли сломаться через пару-тройку лет. Для законопослушных пользователей это не стало проблемой, так как Microsoft увеличила гарантию с года до трёх лет. А вот игравшим в пиратские версии оставалось лишь чинить консоль у частных мастеров или покупать новые. Окончательно вопрос с поломками решили лишь в 2008 году, когда вышла четвёртая ревизия.
«Тогда на решение проблемы пришлось выделить более миллиарда долларов. Но если бы не этот шаг, то, думаю, бренд Xbox не дожил бы до наших дней», — заявил спустя годы Питер Мур, бывший топ-менеджер игрового подразделения Microsoft.
Справедливости ради — подобные проблемы были и в ранних моделях PS1, да и первые версии PS3 тоже были отнюдь не идеальными. Однако всё это не помешало успеху консолей, и Xbox 360 не стала исключением. Устройство открыло дверь в эпоху HDTV — телевидения высокой чёткости. Для ПК-геймеров разрешение в 1280×1024 пикселей давно стало обычным делом. На консолях же к этому шли долго, если не считать редкие проекты для оригинальной Xbox, способные работать в 720p и даже 1080i. Кстати, Microsoft даже позаботилась об обратной совместимости — правда, большинство игр работало с незначительными графическими багами или тормозами.
Xbox 360 твёрдо закрепила онлайн-гейминг как стандарт и поспособствовала популяризации цифровых продаж. Но тут речь больше о том, как можно оказаться в нужном месте в нужное время. Во второй половине нулевых безлимитный высокоскоростной интернет уже был обычным делом для цивилизованного мира.
Изображение: Gears of War 3 / gearsofwar.com
К прочим заслугам Xbox 360 следует отнести активный выпуск сиквелов хитов с Xbox (Halo, Fable, Dead or Alive, Project Gotham Racing), появление новых и весьма успешных IP (таких как Gears of War) и более удобную для разработки архитектуру консоли. Sony же позиционировала PS3 как мультимедийный центр и завысила ценник, полагая, что веб-браузер и просмотр Blu-ray интересны геймерам не меньше, чем игры. Она просчиталась и впоследствии едва успела исправить ситуацию, выпустив целую плеяду успешных игр.
И хотя Xbox 360 в итоге немного уступила PS3 по продажам, для второй консоли Microsoft это был отличный результат. И в новое поколение конкуренты вступали, что называется, на равных.
Xbox One — начало конца
Главным идеологом новой консоли стал Дон Мэттрик, ответственный за разработку Kinect. Продвинутая камера, переносившая действия геймера в игру без помощи контроллеров, стала весьма успешным ответом Nintendo Wii — 35 млн проданных устройств за семь лет существования. Окрылённый успехом своего детища бизнесмен решил, что Kinect был только верхушкой айсберга, и будущую Xbox One следует позиционировать как мультимедийный центр нового поколения. Мэттрик продвигал очень странную идею объединения ТВ и гейминга в единое целое. То, что красиво звучало на презентациях, оказалось не нужно почти никому в действительности.
Изображение: Xbox One S / Официальный сайт Xbox
Единственной игрой, кое-как реализовавшей этот замысел, стала Quantum Break от Remedy. Её отличительной особенностью стал неплохо снятый телесериал, вмонтированный в игру наряду со скриптовыми роликами. Но это был всего лишь эффектный трюк, не более того. В конце концов, разве мало было игр в 90-е, в которых дорогущие CGI-видео заменяли на FMV? Но причина провала Xbox One была не только в этом.
Изображение: Quantum Break / Steam
Microsoft просчиталась с технологиями, отчего мультиплатформенные проекты выглядели заметно хуже, чем на PS4, из-за более низкого разрешения картинки и текстур. Многие успешные франшизы времён Xbox 360 закрыли за ненадобностью или отложили в долгий ящик. Xbox One почти ничего не могла предложить аудитории на фоне PS4, библиотека которой включала множество первоклассных хитов от внутренних студий Sony. И даже частично реализованная обратная совместимость с прошлыми поколениями Xbox не особо заинтересовала игроков.
Компания изо всех сил пыталась привить любовь геймеров к своему детищу, выпуская новые версии консоли. Например, Xbox One X стала самой мощной игровой приставкой на момент релиза, предлагая ряд улучшений в грядущих и уже вышедших проектах. Однако большим спросом она тоже не пользовалась. Конечно, 50 с лишним млн проданных устройств — далеко не провальный результат, но всё равно достаточно скромный по сравнению с успехами Sony.
Xbox Series — финальная глава?
Ещё во времена Xbox One Microsoft быстро смекнула, что ставить у руля Дона Мэттрика было не лучшей идеей. Поэтому уже через несколько лет его сменил Фил Спенсер, который сходу начал действовать правильно. Сервис Xbox Game Pass стал, пожалуй, главным достижением Фила на должности главы игрового подразделения Microsoft. Это не урезанные Xbox Live Gold и PS Plus, открывающие доступ к онлайну и небольшим привилегиям, а регулярно обновляемая библиотека игр, доступных по подписке. Этот подход положительно повлиял на доход подразделения, хоть и не за счёт продаж самих консолей.
Также Microsoft очень грамотно подошла к созданию Xbox Series. Старшую версию подавали как самое мощное игровое устройство, а Series S — консоль, не имеющую аналогов. За полцены пользователь получает урезанный, но всё же next-gen. Sony ответила лишь Digital-версией PS5, лишённой привода. Совершенно иной подход, позволяющий переманить на свою сторону немалую часть аудитории.
Казалось бы, у Microsoft были все шансы вернуть былую славу Xbox. Но именно с подачи Спенсера Microsoft начала выпускать все игры от своих внутренних студий одновременно на Xbox и ПК. А потенциальные хиты — Redfall, Starfield, Halo Infinite, — в массе своей разочаровали игроков.
В каком-то смысле первоначальный замысел Билла Гейтса реализовали два десятка лет спустя. Фил также считал это правильным шагом: «Мы хотим сделать свои игры доступными на максимальном количестве устройств — это наш приоритет».
Изображение: Xbox Game Pass / xbox.com
В 2025 году стало ясно видно: компания больше не рассматривает игровые приставки в их традиционном виде, а стремится к сервисно-гибридной модели.
Steam на Xbox: конец закрытой экосистемы
Показательная история произошла в марте 2025 года, когда на официальном сайте Microsoft мелькнул логотип Steam в интерфейсе будущей консоли. Хотя публикацию быстро удалили, авторитетные инсайдеры подтвердили: переговоры с Valve действительно ведутся.
Интеграция Steam — логичный, но рискованный шаг. Xbox постепенно превращается в гибридное устройство между традиционной приставкой и ПК. Однако у такой стратегии есть серьёзные издержки. Microsoft жертвует 30% комиссии с продаж, но главное — теряет контроль над экосистемой. Зачем разработчикам оптимизировать игры для Xbox, если можно выпускать их только для PS и ПК?
Xbox Ally: консоль, которой нет
В мае Microsoft с большой помпой представила ROG Xbox Ally. Оказалось, что это не новая портативная Xbox, а переименованный ПК от ASUS, который работает на Windows 11 и выйдет в продажу в конце 2025 года. Фактически, компания не разрабатывает собственное портативное решение, а просто лицензирует свой бренд. Это не конкурент Nintendo Switch или Steam Deck, а очередной игровой ПК в портативном форм-факторе.
Изображение: ROG Xbox Ally / Microsoft
Но интересно то, что на Ally будет работать новая ПК библиотека Xbox на ПК — Aggregated Gaming Library. Она поддерживает интеграцию со Steam, Battle.net, Epic Games Store и другими популярными цифровыми магазинами и позволяет пользователям запускать игры этих сторов из основного интерфейса Xbox.
Такой подход наглядно демонстрирует стратегию Microsoft по переходу к мультиплатформенности.
«Последняя консоль»: инсайдеры о конце эпохи
В июне ситуацию окончательно прояснил авторитетный журналист Том Хендерсон. По его данным, следующая Xbox, запланированная на 2027 год, станет последней в линейке.
Причины такого решения очевидны. Xbox давно перестала приносить прибыль, особенно после того, эксклюзивы Microsoft начали появляться на PlayStation. Игроки и разработчики оказались в замешательстве: зачем поддерживать платформу, которая больше не предлагает уникального контента? Даже Фил Спенсер публично признал, что рынок консолей перестал расти, а будущее — за ПК и подписочными сервисами.
Вывод: что ждёт Xbox в будущем?
Судьба Xbox складывается парадоксальным образом. С одной стороны, бренд не исчезнет — Microsoft продолжит выпускать игры и развивать Game Pass, но сама консоль станет нишевым продуктом для фанатов экосистемы. Либо в 2027 году мы увидим уже не традиционную приставку, а универсальную платформу без эксклюзивов. Основной упор сместится на сервис Game Pass с экосистемой Steam и Aggregated Gaming Library от Xbox с доступам ко всем популярным игровым сторам.
Главным последствием может стать фактическая монополия Sony на консольном рынке. Ирония в том, что Xbox, создававшийся как оружие против PlayStation, проиграл не столько конкурентам, сколько собственной противоречивой стратегии.