Пять миллионов за неправомерный контент: депутаты предлагают штрафовать геймдев
Госдума готовит поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Разработчиков игр предлагают наказывать рублём за запрещённый контент. Однако сенаторы и депутаты пока не сошлись во мнении — как документ должен выглядеть и работать. Редакция DevReality попросила советника практики интеллектуальной собственности юридической компании «ЭБР» Артёма Евсеева помочь разобраться в вопросе.
Фото: Freepik
Что
Разработкой проекта занимается зампред комитета по безопасности Госдумы от «Единой России» Анатолий Выборный. Он уверен: игры сегодня способны стать инструментом пропаганды.
«Считаю целесообразным ввести наказание для тех разработчиков и распространителей видеоигр, которые не уважают нашу страну и пагубно влияют на молодое поколение. Такие меры должны быть как минимум сопоставимы с ответственностью, которая сегодня предусмотрена статьей 13.15 КоАП: «Злоупотребление свободой массовой информации», — рассказал Выборный.
По мнению Анатолия Выборного, сегодня в российском геймдеве нет прямого
запрета на распространение «порочащей страну и граждан информации». Однако юристы добавили контекста.
«Поправки, которые предлагают внести в статью 13.15 КоАП и приравнивают игры к СМИ, — шаг логичный с учётом того, что игры давно стали одной из главных площадок формирования мировоззрения подростков и взрослых. Однако фактически ответственность за ключевые нарушения уже предусмотрены действующим законодательством. В Кодексе об административных правонарушениях уже есть необходимые инструменты», — отмечает Артём Евсеев.
Имеются ввиду статьи о возбуждении ненависти по национальному и социальному признакам, пропаганде педофилии и нетрадиционных отношений, дискредитации Вооружённых сил РФ. Вне зависимости от того, приравнен ли контент геймдева к материалам СМИ, индустрия в любом случае живёт по медийным законам. Иначе не смогла бы выпускать проекты в стране.
Кого
Конкретных примеров — какие именно игры заносят крамолу в умы геймеров — Выборный пока не приводит. Однако настаивает: с разработчиками нужно общаться так же строго, как и со СМИ.
«Например, за размещение информации со скрытыми (а теперь и обработанными с помощью ИИ) вставками, воздействующими на подсознание людей и оказывающими вредное влияние на здоровье, что по закону наказывается штрафом от 400 тыс. до 1 млн рублей с конфискацией предмета административного правонарушения», — предлагает Выборный.
Российские медиа рискуют заплатить 5 миллионов рублей штрафа за публикацию запрещённого контента. Сумма растёт в зависимости от состава преступления.
«Если задача законодателя состоит в том, чтобы привлечь внимание к проблеме и усилить ответственность из-за массового распространения различных видеоигр, логичнее расширить уже существующие составы ответственности. Например, можно прямо указать, что распространение противоправного контента через видеоигру или игровой сервис образует квалифицированный состав правонарушения с повышенными штрафами и иными санкциями. Такое решение избавит от дублирования норм и устранит неопределённость, какая норма будет иметь приоритет», — считает Артём Евсеев.
Пока парламентарии не дали законопроекту зелёный свет: отправили документ на доработку ещё 13 мая.
Как
Главный вопрос: кто и насколько объективно будет оценивать контент в играх? Депутаты предлагают создавать экспертные группы — привлекать к диалогу «профессиональное сообщество». Но фамилии и названия организаций пока не звучат.
«Сегодня протоколы по таким правонарушениям чаще всего составляет Роскомнадзор, инициируя лингвистические, культурологические и психолого-лингвистические экспертизы, а затем материалы передаются мировому судье, который уже выносит решение. Поэтому целесообразно предоставить полномочия и по новым составам Роскомнадзору, так как уже имеется устоявшаяся процедура. В итоге инициатива освещает реальную проблему, но оптимальный путь, возможно, состоит в том, чтобы системно усилить ответственность по уже работающим статьям КоАП, чётко указав Роскомнадзор ответственным органом. Тогда индустрия будет понимать правила игры, государство сохранит эффективный контроль, а риск неопределенности ответственности и конкуренции разных норм и санкций будет минимизирован», — отмечает Евсеев.
При этом депутаты считают, что следить за соблюдением закона должны сами разработчики.