Автор: Евгения Воскресенская
Если при упоминании Немезиса вы вздрагиваете, а корпорация «Амбрелла» для вас не пустой звук, то вы наверняка уже знакомы с этой вселенной.
После эксклюзивного показа Resident Evil Requiem на Gamescom 2025, самое время окунуться в богатую историю этой франшизы. Три десятка игр — впечатляющее наследие, но далеко не все из них заслуживают внимания современного игрока.
Многочисленные спин-оффы, ремейки, переосмысления — без бутылки горячительного не разберёшься. Мы подобрали для вас ключевые части, которые определили лицо серии и до сих пор способны удивлять.
Изображение: Resident Evil HD Remaster / Capcom
Переосмысленная в 2002 и выпущенная на современных платформах в 2014–15 годах версия Resident Evil превосходит оригинал 1996 года практически во всём. Особняк Спенсера обзавёлся впечатляющей для своего времени детализацией, сохранив при этом душу первоисточника. Фиксированная камера и неповоротливое управление могут показаться архаичными, но именно они создают неповторимое чувство беспомощности.
Экономить патроны приходится с особой тщательностью, а простое убийство мертвецов не гарантирует спокойствия. Недобитые противники возрождаются в усиленном виде, превращая каждую схватку в стратегическое решение. Сжечь труп или сохранить керосин? От подобных дилемм зависит дальнейшее выживание. На первый взгляд безопасные комнаты перестают казаться таковыми, когда толпы мертвяков неожиданно проламывают дверь и съедают героя заживо прямо у вас на глазах.
Даже спустя годы ремейк поражает плотностью своей атмосферы — прогулка по коридорам оборачивается настоящим испытанием для нервов.
Почему стоит играть: Рассветная звезда survival horror и лучший способ понять весь жанр через одну игру. «Резидент» славится персонажами, кочующими от части к части, — если не хотите теряться в догадках, кто кому кем приходится, разумнее начать с истоков.
Интересный факт: Изначально отец вселенной Синдзи Миками планировал создать хоррор о призраках без сюжета, посчитав, что «дому с привидениями история не нужна». Концепцию вирусов и корпорации уже позже придумал сценарист Кенити Ивао.
Изображение: Resident Evil 2 Remake / Capcom
Переработанная «двойка» установила новые стандарты жанра. Полицейский участок Раккун-Сити, как и сам город, превратился в лабиринт кошмаров, где каждый поворот таит смертельную опасность. Зомби обрели пугающую живучесть — одного выстрела в голову стало недостаточно.
Монстр по имени Мистер Икс стал воплощением неумолимого преследователя. Его тяжёлые шаги эхом разносятся по коридорам полицейского участка, а обострённые чувства позволяют держать жертву на мушке. Попытка пробежать мимо или спрятаться то и дело оборачивается долгой охотой по всему уровню.
Ремейк второй части мастерски поддерживает атмосферу паранойи — игрок постоянно оглядывается, опасаясь появления нежеланных «соседей». Кстати, именно «двойка» подарила нам одного из любимцев серии — пока что неопытного полицейского Леона.
Почему стоит играть: Resident Evil 2 Remake показала, как должна выглядеть идеальная актуализация классики. Заставляет заново бояться обычных зомби и помнить о ценности каждого патрона.
Интересный факт: Ремейк настолько превзошёл оригинал, что многие считают (вполне справедливо) изначальную версию устаревшей и практически неиграбельной.
Изображение: Resident Evil – Code: Veronica / Capcom
Первый полностью трёхмерный «Резидент» сохранил формулу, но добавил размах. Тюремный остров и антарктические лаборатории предложили невиданное ранее разнообразие окружения, а история обогатилась новым штаммом вируса.
Потеря былой камерности с лихвой компенсируется динамичным геймплеем, разнообразием оружия и противников, эффектными схватками с боссами, а также драматичными сюжетными поворотами с близнецами Эшфорд.
Почему стоит играть: С точки зрения хронологии Resident Evil – Code: Veronica завершает первую главу в истории франшизы. Идеально сбалансированный переход к новой эре Resident Evil.
Интересный факт: Поклонники потратили годы на создание фанатского ремейка, но Capcom остановила проект на стадии демоверсии из-за защиты интеллектуальной собственности.
Изображение: Resident Evil 4 / Capcom
Очередная игра серии по традиции попыталась переосмыслить подход предыдущих частей, предложив геймплейные инновации. Вид из-за плеча и статичная стрельба породили уникальную механику в Resident Evil 4 — теперь игрок выбирал между мобильностью и точностью.
Вместе с Леоном, успевшим продвинуться по карьерной лестнице, мы переносимся из разрушенного Раккун-Сити прямиком в глубинку Испании. Местная деревня стала театром для незабываемых сражений с толпами заражённых, контролируемых паразитом Las Plagas (да, здесь нет обычных зомби).
Ремейк 2023 года придал истории серьёзности, убрав излишнюю абсурдность, которой грешил оригинал. Леон стал более человечным, а враги — по-настоящему пугающими. Новые механики вроде парирования и скрытных убийств органично дополнили проверенную годами формулу. О том, как преобразилась визуальная часть, и говорить нечего.
Почему стоит играть: Одна из самых влиятельных хоррор-игр в истории. «Четвёрке» удалось переосмыслить survival horror, сделав акцент на экшен. Лучший баланс между драйвовым действием и атмосферным хоррором.
Интересный факт: Сценарий переписывался множество раз на протяжении долгих лет, а один из ранних вариантов оказался настолько далёк от «Резидента», что превратился в отдельную франшизу Devil May Cry.
Изображение: Resident Evil 5 / Capcom
Африканские похождения Криса и Шевы в Resident Evil 5 полностью раскрываются только в кооперативе. Каждая локация продумана с точки зрения командного взаимодействия — один прикрывает, другой решает головоломку. Одиночное прохождение превращается в мучение, зато совместное — в праздник.
Отдельного упоминания заслуживает режим «Наёмники». Возможность подхватывать комбо товарища и тактически разделяться по арене превратила простую «мясорубку» в глубокую командную игру.
Однако будьте готовы к тому, что на фоне уже упомянутых игр пятая часть — хорроросодержащий продукт. Да и солнечная Африка кардинально отличается от мрачных особняков, которые успели стать визитной карточкой Resident Evil.
Почему стоит играть: Крепкий пример кооперативного экшен-хоррора, демонстрирующий правильный подход к совместному прохождению. Впрочем, в своё время это не спасло игру от гнева фанатов, не оценивших вектор движения Capcom.
Интересный факт: DLC «Потерянные в кошмарах» многие считают лучшим контентом игры — медленный темп и акцент на исследовании напоминают классические части серии.
Изображение: Resident Evil 7: Biohazard / Capcom
После коллективного разочарования шестой частью франшиза оказалась в подвешенном состоянии. Однако Capcom удалось вовремя развернуть поезд, на всех парах мчавшийся в пропасть гигантомании и плоского экшена. В итоге Resident Evil 7: Biohazard обернулась глотком свежего воздуха.
Точнее — затхлых луизианских болот. Переход от забегов по зомби-лабораториям к душным задворкам южного штата США, а также отчуждение от вирусов пошли игре на пользу. Отсутствие героя в кадре расстроило некоторых фанатов, хотя прародительница всей серии когда-то тоже задумывалась игрой от первого лица.
Семейство Бейкеров представило новый тип антагонистов — не мутировавших монстров, а психически искалеченных людей. Тем не менее жути здесь на квадратный метр хватает, а эпизоды в подвале Бейкеров и битву с «Мамочкой» впечатлительные игроки точно запомнят надолго.
Почему стоит играть: Игра спасла франшизу, доказав, что у Resident Evil есть будущее. Идеальная точка входа для новичков — практически не требует знания предыдущих частей.
Интересный факт: Дуэль на бензопилах стала одним из самых запоминающихся эпизодов, отсылающих к классическим фильмам ужасов Сэма Рэйми.
Изображение: Resident Evil Village / Capcom
Продолжение истории Итана, героя предыдущей части, органично соединяет наработки всей серии в Resident Evil Village. Европейская деревушка с готическим замком напоминает классические особняки, но враги-оборотни и вампирские лорды (да-да!) добавляют новый для серии мистический налёт. Четыре местных правителя олицетворяют разные аспекты ужаса — от боди-хоррора до клаустрофобически тесных пространств.
Гигантская леди Димитреску в элегантной шляпе стала новым символом франшизы, а кукольный дом Донны Беневенто по накалу напряжения не уступает лучшим эпизодам главного конкурента в лице Silent Hill. «Восьмёрка» умело балансирует между мистикой и научной фантастикой, не забывая о фирменном чёрном юморе.
Почему стоит играть: Синтез сильных сторон франшизы за четверть века её существования. Превосходные антагонисты, разнообразные локации и эмоциональная концовка с заделом на продолжение.
Интересный факт: Образ леди Димитреску создавался под впечатлением от классических фильмов о вампирах, но с современным феминистским подтекстом.
Изображение: Resident Evil Zero HD Remaster / Capcom
Приквел оригинальной части предлагает уникальную механику управления двумя персонажами. Ребекка и Билли дополняют друг друга не только сюжетно, но и геймплейно — у каждого свои преимущества и ограничения.
В Resident Evil Zero HD Remaster хватает и паззлов, некоторые из которых вызывают у современных игроков фрустрацию. Впрочем, это и понятно — речь всё-таки идёт о проекте 2002 года, который перевыпустили в 2016-м с подтянутой графикой.
Игра раскрывает предысторию особняка Спенсера, места действия самой первой игры, и проливает больше света на деятельность злополучной корпорации «Амбрелла». Поезд-призрак и исследовательский центр создают атмосферу, близкую к ремейку первой части, но с уникальными чертами вроде стай пиявок или использования крюка-кошки для передвижения.
Идеальна ли эта игра? И близко нет. Но настоящим фанатам серии всё-таки не рекомендуется проходить мимо. Особенно на фоне слухов о том, что готовится полноценный ремейк — когда он выйдет, то будет с чем сравнивать.
Почему стоит играть: Для тех, кто хочет узнать предысторию событий и помучить себя местными загадками.
Интересный факт: Система переключения между персонажами была революционной для 2002 года и повлияла на дизайн многих последующих частей серии.
Изображение: Resident Evil 7 Teaser Demo: Beginning Hour / Capcom
Если название этой игры вызывает у вас головную боль, то знайте, что вы не одиноки (но на всякий случай проверьтесь на Т-вирус). На самом деле всё не так запутано. Перед вами демоверсия седьмого «Резидента», превратившаяся в самостоятельный мини-проект, достойный отдельного прохождения.
Загадочный дом скрывает множество секретов, а нелинейная структура поощряет игроков возвращаться снова и снова. Тягучая сюрреалистичная атмосфера прилагается.
Capcom привезла на gamescom 2025 геймплейный трейлер Resident Evil 9: Requiem, а заодно подтвердила дату релиза — 27 февраля 2026 года. Ролик, будем честны, получился скудным и состоящим почти полностью из катсцен. Показали геймплей за главную героиню Грейс Эшкрофт, но слухи о возвращении в качестве играбельного персонажа Леона Кеннеди пока не подтвердились.
Ждём и надеемся на триумфальное возвращение франшизы.