Покайтесь, ибо грядёт апокалипсис, ведь Escape from Tarkov официально выходит в релиз 15 ноября. Дату показали в официальном тизере от Battlestate Games — в ролике геймдиректор Никита Буянов прописывает число в коде игры под звуки выстрелов прорывающихся к нему бойцов ЧВК. А мы решили вспомнить все спорные моменты игры.
«Закрытая бета» Escape from Tarkov началась в 2017 году: тогда доступ к игре можно было получить, купив одно из изданий — потратив от полутора тысяч до пяти тысяч рублей. Владельцы базового издания получали лишь доступ в игру и кое-какие вещи для старта, покупатели премиального получили внутриигровые плюшки вроде увеличенного подсумка для предметов, а также обещание бесплатного допуска в будущие DLC.
Однако пару лет назад в среде тарковчан произошёл грандиозный скандал: разработчики убрали из продажи максимальное издание Age of Darkness за пять тысяч, и добавили пару новых, более дорогих — за самое лучшее, с комиссией платёжной системы Xsolla, российским геймерам предстояло отдать порядка 15 тысяч рублей.
Это вызвало возмущение покупателей Age of Darkness, которые на старте игры считали, что покупают самое лучшее и эксклюзивное издание. Вдобавок, разработчики добавили в игру PvE-режим, доступ к которому получили только покупатели премиальных изданий, что вызвало бурю возмущения со стороны простых игроков. Позже, под напором массового хейта, студия BSG открыла отдельные продажи PvE-режима за 500 рублей.
Ещё одним поводом для критики стал релиз Escape from Tarkov Arena — «киберспортивного» ответвления игры, где команды сражаются на маленьких закрытых аренах. Геймеры полагали, что «Арена» станет одним из тех самых DLC, обещанных покупателям премиум-издания, но разработчики решили выделить её в отдельную игру, а упоминания о доступе обладателей Age of Darkness к DLC вообще стёрли с сайта. Бесплатную копию Arena они всё же получили, но это вызвало беспокойство игроков — не говорит ли такая ситуация о том, что Escape from Tarkov в принципе не будет получать DLC, и покупатели премиумов потратили деньги напрасно.
Разработчика Escape from Tarkov Никиту Буянова часто критикуют за старое видео, где он предлагает игроделам держать свои тайтлы в бета-тесте как можно дольше и списывать все проблемы на бету. По мнению фанатов, это и послужило причиной «вечной беты Таркова» — слишком уж удобно перекладывать все проблемы на ранее тестирование игры.
Ещё больше вопросов вызвала политика BSG в отношении монетизации игры. На заре «Таркова» продавались лишь различные издания игры, а Никита Буянов неоднократно заявлял, что в его продукте не будет донатов, скинов на оружие и pay-to-win. Однако теперь на официальном сайте «Таркова» за деньги можно купить различные скины с одеждой на персонажа, а также дополнительные полезности вроде расширения размера игрового схрона. Золотых «калашей» и увеличенного урона за деньги, к счастью, пока нет.
Отметим также две фундаментальные и пока не решённые проблемы Escape from Tarkov. Одна из них это оптимизация: игра создаётся на движке Unity и за время многолетней разработки в неё добавили очень много различных механик и больших детализированных локаций. Движок «переваривает» игру с большим скрипом, несмотря даже на недавнее обновление версии Unity в игре. Для комфортного времяпровождения без лагов и просадок требуется мощная сборка, что вовсе не гарантирует, что на каких-нибудь «Улицах Таркова» вас не убьют баги. Забагованность стала одной из легендарных черт игры.
Вдобавок, игроки часто испытывают проблемы с сетевым кодом. Рассинхроны стали нередким явлением в игре, когда попадания по противнику вовсе не регистрируются, или наоборот, пули убивают персонажа, уже забежавшего за укрытие. А очень долгие загрузки в рейд недавно даже стали темой дискуссии между фанатами и Буяновым.
Вторая проблема это читеры: их в игре исторически всегда было много и гибель от читеров стала постоянным спутником игроков. Ситуацию перевернул скандал, произошедший пару лет назад, когда блогер Goat опубликовал расследование, в котором рассказал о реальном соотношении читеров и честных игроков в игре. Он сам закупился читами и продемонстрировал, как легко в игре читерить несмотря на защиту BattleEye, и исходя из его слов, читеры встречаются игрокам фактически в каждом матче.
Расследование Goat подняло такую бучу, что разработчикам даже пришлось выходить на связь и успокаивать сообщество. С тех пор BSG периодически публикует списки забаненных за читы игроков, которые исчисляются тысячами имён — но геймеры всё равно считают, что это капля в море, и этого недостаточно для реального искоренения читерства в игре.
Перчинку в отношения разработчиков и сообщества подсыпает сам Никита Буянов, который часто грубит игрокам в ответ на критику — хотя до уровня какого-нибудь Рэнди Питчфорда ему далеко. А недавний «хардкорный вайп», который своими переусложнёнными механиками буквально сломал игру и вызвал очередную волну критики, только усугубил ситуацию. Теперь игроки задаются вопросом, тестируют ли разработчики свои патчи.
Даже если открыть пост с анонсом релиза в официальной группе Escape from Tarkov, можно заметить множество сообщений с жалобами на баги и читеров. Судя по всему, игроки не рассчитывают, что релиз что-нибудь изменит в устоявшейся системе «Таркова».
Несмотря на все проблемы, «Тарков» остаётся самобытной и уникальной игрой, которая породила фактически новый жанр экстракшен-шутеров. Однако в последние годы конкуренты начинают плотно наступать BSG на пятки: чего стоит скандал с китайским «клоном» Arena Breakout: Infinite, который стал весьма популярен как аналог «Таркова», после чего разработчики Escape from Tarkov обвинили китайцев в копировании и краже ассетов. А фанаты шутят, что даже юмористический аналог игры Escape from Duckov с уточками в качестве персонажей, сейчас способен затянуть не хуже самого «Таркова».