От хайпа до затишья: как дела у Deadlock

Автор: Евгения Воскресенская, DevReality

Вы ещё помните Deadlock? Ту самую новую игру Valve, инвайты на закрытую альфу которой летом 2024 года просили чуть ли не на каждом сайте про игры? Иногда казалось, что нас ждёт практически Dota 3.

Однако с тех пор хайп ушёл, онлайн резко упал, а Valve по большей части не радовала поклонников проекта обновлениями. Давайте попробуем разобраться, что произошло с Deadlock и грозит ли новинке печальная судьба Artifact.

Фото: Deadlock / Steam

Копия? Нет, апгрейд

Проще всего описать Deadlock через сравнение: представьте, что Team Fortress 2 скрестили с Dota 2 и поместили в типичные для Half-Life 2 декорации. Две команды по шесть героев каждая сражаются друг с другом и с крипами на «трёхлинейной карте», стремясь снести оппонентам «трон». 

К этому добавим, что каждый из героев обладает способностями, прокачивается и собирает себе набор из влияющих на характеристики артефактов. Кажется знакомым, не правда ли? Эту часть геймплея в Valve позаимствовал как раз из собственной «Доты». Однако на этом сходства с ней заканчиваются.

Deadlock — это в первую очередь шутер, поэтому игрок должен метко стрелять и проворно двигаться. Это скорее напоминает о Team Fortress 2 и Overwatch. Из первой игра позаимствовала визуальный стиль и разделение на классы, из второй — команды по 6 игроков и необходимость сочетать в бою способности разных героев ради синергии.

Прочитав это, можно подумать, что в Deadlock нет ни одной оригинальной идеи. Это не так — здесь есть перемещение по зип-лайнам, механика парирования в ближнем бою, управляемые игроками «башни». В результате вышел коктейль, который напоминает о других напитках, но при это обладает собственным вкусом (в нашем случае — стилем геймплея и динамикой).

Фото: Геймеры обсуждают достоинства Deadlock

Секрет Полишинеля

Закрытое тестирование игры началось ещё весной 2024 года. Вскоре после этого в Сеть утекли первые скриншоты и видео. Сложилась комичная ситуация: Valve отмалчивалась, не признавая Deadlock, хотя все прекрасно знали о её существовании.

Впрочем, продолжалось это недолго. Уже в августе страница Deadlock появилась в Steam. Для доступа к игре нужно было получить инвайт, но поскольку все допущенные к тестированию могли рассылать их в неограниченном количестве, то фактически попробовать новинку мог любой желающий.

И стоит сказать, что впечатления оказались в основном положительными. Геймплей Deadlock понравился даже профессиональным стримерам Dota 2 вроде Groc, Shroud и Recrent — весьма требовательной аудитории.

Много шума из кое-чего

Сейчас трудно представить, какой ажиотаж среди геймеров вызывала эта ситуация. Оно и ясно: каждая новая игра Valve — это событие. Разумеется, случаются у студии Гейба Ньюэлла и неудачи, вроде провалившейся карточной игры Artifact. Но от очередной попытки потягаться с Blizzard ждали вовсе не провала.

Кроме того, у Valve был шанс пошатнуть сложившийся статус-кво в жанре. Почти все прямые конкуренты Overwatch 2 не сумели добиться успеха — чего только стоит оглушительный провал Concord. На горизонте маячила Marvel Rivals, но потрогать её мы пока не могли.

Между тем сам Overwatch 2 не особенно радовал собственную аудиторию. И потому многим было интересно — получится ли у Valve создать успешный MOBA-шутер, или же подобным играм пора собираться на покой?

Фото: Геймеры пророчат успех проекту на фоне неудач конкурентов

Так или иначе, праздник жизни длился недолго. Deadlock установил собственный рекорд по онлайну в сентябре, с более чем 170 тысячами игроков. Пиковый онлайн за последние 24 часа на момент написания статьи составил всего 17 тысяч — ровно в десять раз меньше.

Почему так тихо?

Многие ждали, что промежуток между началом тестирования и релизом будет небольшим, но насыщенным. Вышло совсем не так — хоть сколько-то крупные патчи вроде февральского обновления карты или совсем недавней переработки магазина стали появляться только в этом году, и вовсе не в том объёме, на который надеялись самые нетерпеливые игроки.

Почему вышло именно так? На этот счёт есть парочка теорий.

Поспешишь — людей насмешишь

Благодаря Steam и кейсам Valve не грозит банкротство. И это позволяет компании работать над проектами столько, сколько их авторы посчитают нужным. Например, между выходом Half-Life Episode 2 и Half-Life: Alyx прошло целых 12 лет — и эти годы были заполнены неудачными попытками создать новую часть знаменитой франшизы.

А бета-тестирование Dota 2, другой MOBA от Valve, длилось целых пять лет. Deadlock до этого ещё очень далеко — хотя и там очень даже есть над чем работать. Балансировка любой мультиплеерной игры требует очень много времени и ресурсов — что уж говорить о MOBA-экшене на 12 игроков?

Кроме того, Valve предпочитает держать марку качества и выпускать игры в приличном техническом состоянии. Это, в свою очередь, требует тщательного тестирования и работы над оптимизацией.

Вполне возможно, что с разработкой Deadlock не спешат просто потому, что не видят для этого причин. Да, количество игроков упало, но ведь рекламная кампания, которая предшествует любому релизу, ещё и не начиналась, а пускают в Deadlock до сих пор по инвайтам. Поэтому для пессимизма поводов нет.

Фото: Deadlock

Хитрый план Гейба Ньюэлла

Современный маркетинг часто пытается брать игрока не измором, но приступом. Вспомним недавний релиз ремастера The Elder Scrolls IV: Oblivion — игра вышла в день официального анонса (так же, как и в случае Deadlock, испорченного утечками).

Схожих примеров можно найти немало — внезапно и без предупреждения, в своё время вышла мультиплеерная Apex Legends. Возможно, Valve готовит нечто подобное и с Deadlock?

Когда-то студия уже порадовала нас неожиданным анонсом Counter-Strike 2 — многие ждали обновления CS:GO до Source 2, но на сиквел ничего не намекало. Есть вероятность, пусть и небольшая, что Гейб задумал порадовать нас снова, на этот раз с Deadlock.

В этом случае анонс выхода игры может как подкрасться совсем незаметно, так и произойти на каком-нибудь крупном мероприятии. Прошлогоднюю The Game Awards сопровождали слухи об анонсе новой Half-Life. Конечно, этого так и не произошло, но кто сказал, что Valve не подготовит сюрприза на этот раз?

Deadlock Inside

Мы знаем (или думаем что знаем) о Half-Life 3 гораздо больше, чем о некоторых анонсированных играх — спасибо многочисленным инсайдерам. Что они рассказывают о Deadlock?

К сожалению, не так много, как хотелось бы. Пару недель назад стример под ником Deathy случайно показал зрителям обновлённый ростер персонажей, в котором заметили десять полностью новых героев. Это подтвердило давние слухи о том, что у Valve существует не только закрытая, но и секретная альфа-версия для самых избранных.

Фото: YouTube

Некоторые инсайдеры считают, что уже летом грядет открытый бета-тест игры. Но большой уверенности в этом нет.

На перепутье

Как вы уже поняли, будущее Deadlock туманно. И всё-таки мы можем предположить несколько вариантов развития событий.

Хороший

На The Game Awards 2025 Valve выпустит игру во всём её великолепии. Отполированные механики и тонны нового контента приведут к невероятному притоку игроков. Релиз Deadlock окажется однозначным успехом.

Плохой

Скорее всего, даже в самом плохом варианте Deadlock однажды выйдет из тестирования — слишком много сил и времени было вложено в проект. Но время уже будет упущено, интерес аудитории к тому времени переключится, и поэтому приток игроков будет совсем небольшим. Вскоре после Valve поймёт, что и дальше вкладывать ресурсы в провал неразумно, после чего навсегда забросит Deadlock, как это когда-то произошло с Artifact.

Злой

Релиз Deadlock случится в 2026 году, или, что более вероятно, игра выйдет в ранний доступ. Она обрастёт контентом, но в целом выйдет «сыроватой», как в своё время это произошло с Dota 2. Игру будут доводить до ума, улучшать и обновлять, но на это уйдут годы.

За эти годы вокруг Deadlock сложится сравнительно большое, но отнюдь не гигантское сообщество — игра слишком сложна для по-настоящему массовой аудитории.

Прямо сейчас наиболее реалистичным сценарием кажется последний. Но кто знает, что будет завтра? В конце концов, Гейб Ньюэлл всегда умел удивлять — иногда внезапными шедеврами, а иногда их отсутствием.