Империя Xbox: Microsoft выиграла самую дорогую сделку в истории игровой индустрии
Корпорация с 2022 года сражалась с Федеральной торговой комиссией США, чтобы доказать: её действия не нарушают антимонопольное законодательство. Теперь суд подтвердил законность сделки, и к Microsoft перешли 16 игровых серий, среди которых — Call of Duty, Diablo, Hearthstone, Guitar Hero, StarCraft и Warcraft.
Фото: xbox.com
Начало конфликта
18 января 2022 года Microsoft объявила о покупке Activision Blizzard за рекордные 68,7 млрд долларов. Сделку корпорация планировала завершить за ближайшие полгода, чтобы как можно быстрее включить игры издателя в свою подписку Game Pass. Внимание на резонансный процесс быстро обратили сенаторы США. Весной того же года они привлекли к делу Федеральную торговую комиссию (ФТС) и попросили оценить, насколько опасным может быть подобное слияние медиагигантов для индустрии. Позже углублённое расследование начала даже Еврокомиссия.
Чтобы заморозить сделку, ФТС подала судебный иск: угроза антимонопольному законодательству, по их словам, точно существует. Когда Microsoft получит контроль над сериями «Близзов», то раз и навсегда «отсечёт» их от других консолей — кроме своей Xbox. Это, в свою очередь, негативно отразится на рынке игр.
Федералы против федералов
Суд не нашёл подтверждения этим аргументам, и 13 октября 2023 года Microsoft официально приобрела Activision Blizzard. Однако Федеральная торговая комиссия подала апелляцию.
Теперь в деле поставлена точка. Федеральный апелляционный суд США отклонил иск ФТС, так как посчитал, что антимонопольное ведомство так и не доказало опасность резонансной сделки для игровой индустрии. В частности, что корпорация Microsoft «существенно снизит конкуренцию на рынках подписки на игровые библиотеки».
Теперь рынок оккупирован Microsoft?
Пока продолжалась борьба с ФТС, представители Microsoft уверяли суд, что после их слияния с Activision Blizzard игровой индустрии ничего не грозит. Наоборот, так получится стимулировать конкуренцию: ведь Xbox, по их словам, давно уступает PlayStation и Nintendo.
В 2023-м даже сам глава Xbox Фил Спенсер отметил, что их продукт «проиграл консольную войну». Тогда на европейском рынке доля продаж его приставок составила 20%, в то время как у PlayStation были все 80%. Сегодня Sony по-прежнему доминирует на рынке, в том числе — на российском (58% продаж в 2024 году), но Xbox остаётся второй по популярности консолью в стране (16%).
Чтобы развить свою «консольную империю», Microsoft рассматривала ещё несколько компаний — среди них Bungie, IO Interactive, Sega и Supergiant Games. В соцсетях Спенсер даже обсуждал, не приобрести ли ему Valve или Nintendo. Впрочем, мировая выручка последних по итогам прошлого года упала до 30% и составила почти 8 миллиардов.
Пока других больших покупок в Microsoft не совершали. Но в ходе судебного разбирательства с ФТС был обнародован журнал внутренних переговоров корпорации. Так стало известно, что Xbox нового поколения, скорее всего, выйдет в2028-м.