Игровая ностальгия: Какие забытые франшизы заслуживают второго шанса?
Автор: Дмитрий Сироватко
Изображение: Killzone 2 / GamingBlot
В эпоху ремейков и ремастеров возвращение культовых серий стало трендом десятилетия. Успешные примеры вроде Streets of Rage 4 (87/100 на Metacritic) и Resident Evil 4 Remake (93/100) доказывают: секрет воскрешения классики — в тонком балансе между верностью оригиналу и современной подачей. Разработчики этих проектов не просто копировали старые формулы, а переосмыслили их через призму новых технологий и изменившихся игровых стандартов.
Однако там, где одни студии нашли золотую середину, другие слепо следовали устаревшим канонам и закономерно потерпели неудачу. Shenmue III (69/100) и Flashback 2 (38/100) не дадут соврать.
Раз уж сейчас невозможно предугадать, какую франшизу захотят вернуть в строй следующей, мы решили вспомнить о 10 легендарных сериях, которым точно не помешало бы дать второй шанс.
Castlevania
- Жанры: платформер, метроидвания, слэшер, файтинг
- Годы выхода: 1986 - 2014
- Платформы: ПК + почти все известные консоли
Изображение: Castlevania / New Game Network
Открывает наш топ настоящая классика жанра платформенных экшенов. Castlavania сильно изменила подход к геймдизайну, который во второй половине 80-х ещё не до конца отошёл от лекал аркадных игр. А было ведь как: один экран с минимумом объектов. Castlevania, как и чуть ранее вышедшая Super Mario Bros., уже стала походить на полноценное приключение — со скроллингом экрана и длинными уровнями, полными секретов.
За почти три десятка лет своего существования серия претерпела массу метаморфоз, успев побывать и файтингом, и слэшером под самый закат. Вершиной развития Castlevania стала легендарная Symphony of the Night, променявшая линейные уровни на геймплей в духе серии Metroid с масштабными лабиринообразными локациями. Так на свет и появился новый жанр, наречённый журналистами «метроидванией».
В кончине серии, впрочем, виноваты не слабые продажи или эксперименты. Напротив, многим понравилось превращение Castlevania в слэшер в двух частях Lords of Shadow. Виновата сама Konami, принявшаяся активно инвестировать в другие сферы деятельности и забросившая большинство своих перспективных франшиз, включая Metal Gear Solid и Silent Hill. Правда, в случае с последней компания всё же одумалась, и сейчас культовый хоррор переживает ренессанс после успеха ремейка второй части.
Twisted Metal
- Жанр: гоночный экшен
- Годы выхода: 1995 - 2012
- Платформы: ПК, PS1, PS2, PS3, PSP
Изображение: Twisted Metal / New Game Network
К 1995 году, когда на свет появилась Twisted Metal, на рынке хватало гонок с экшен-элементами. А вот боёв на транспортных средствах, где требовалось вовсе не пересечь финишную линию раньше оппонентов, а разнести их к чертям — раз, два и обчёлся. Поэтому Twisted Metal достались лавры сразу на нескольких уровнях.
Во-первых, это был один из первых трёхмерных представителей жанра. К тому же в ту пору многие опытные разработчики ещё только постигали азы программирования в условиях новых технологий. А Twisted Metal словно была поцелована в лоб богом — игра великолепно выглядела, очень стабильно работала и была лишена одной из главных проблема 3D-экшенов той поры: неудобной камеры.
Во-вторых, проект сразу же обратил на себя внимание благодаря мрачному стилю и чёрному юмору. Правда, в полной мере их помогли бы оценить видеозаставки с участием живых актёров. Увы, отснятый материал не включили в игру по причине «по-моему, это уже чересчур». Его добавили в качестве бонуса в Twisted Metal Head-On: Extra Twisted Edition, вышедшую аж 13 лет спустя.
В дальнейшем игры серии выходили на последующих поколениях консолей от Sony, но лавочка закрылась в 2012 году после неудачного релиза Twisted Metal для PS3. На это повлиял ряд факторов, включая плохой сетевой код и потерю интереса к жанру в целом.
Dead or Alive
- Жанр: файтинг
- Годы выхода: 1996 - 2019
- Платформы: ПК + почти все известные консоли
Изображение: Dead or Alive / GameGrin
Успех Virtua Fighter, первого трёхмерного файтинга, побудил конкурентов к созданию многочисленных подражателей. И к концу 90-х у этого движения появились лидеры: Tekken, Soul Edge (позже эволюционировавшая в Soulcalibur) от Namco и Dead or Alive от Team Ninja. Первая живёт и здравствует и по сей день, а два остальных не подают признаков жизни. Чтобы не перенасыщать топ двумя концептуально схожими сериями, остановимся на DoA.
Острый на язык и в целом эксцентричный геймидизайнер Томонобу Итагаки решился на смелый эксперимент, призванный спасти находящуюся в незавидном финансовом положении студию. Да, Dead or Alive была отличным файтингом, мало чем уступающим конкурентам. При этом основной акцент был смещён в сторону сексуализированных героинь с аппетитными формами и, простите, трясущимися грудями.
Конечно, эротика встречалась в играх до этого, но для файтингов это был довольно смелый шаг, оправдавший себя в полной мере. Важно и то, что Dead or Alive хоть и продолжила эксплуатировать этот приём, но также развивалась в плане геймлпея. И уже вторая часть казалась самым прогрессивным представителем жанра своего времени. Революционное качество графики, засилье режимов и великолепная реализация режима tag team, тогда ещё не распространённого за пределами 2D-файтингов.
На протяжении долгого времени серия была эксклюзивом консолей Xbox, но к десятым годам её популярность стала стремительно падать, как и прочих представителей жанра. Каким-то удивительным образом Tekken не пошла на дно — возможно, не в последнюю очередь благодаря регулярно выходящему дополнительному контенту. А о Dead or Alive после 2019 года, когда вышла шестая и без энтузиазма принятая часть, ничего не слышно. Очень жаль, ведь файтинги нынче стали представителями Красной книги от мира гейминга.
Unreal
- Жанр: шутер с видом от первого лица
- Годы выхода: 1998 - 2007
- Платформы: ПК, Dreamcast, PS2, PS3, Xbox, Xbox 360
Изображение: Unreal / GameWatcher
Во второй половине 90-х Unreal наделала немало шуму, став одним из первых полностью трёхмерных FPS. Это был главный конкурент перспективной Quake, и в какой-то момент детище Epic Games даже вырвалось вперёд. После киберспортивной Quake 3 id Software переключилась на разработку Doom 3, а «Эпики» штамповали новые части Unreal пачками, отдавая приоритет мультиплеерному ответвлению в лице Unreal Tournament.
К сожалению, история многообещающей серии закончилась досрочно — в 2007 году, когда состоялся релиз Unreal Tournament 3. Gears of War, вышедшая за год до этого, оказалась настолько успешной, что компания решила перебросить все силы на её развитие. А потом началась эпоха Fortnite — одного из самых прибыльных проектов современности. Из-за которого, к слову, новая часть UT на движке Unreal Engine 4 так и не вышла за пределы пре-альфы.
Судя по всему, даже по прошествии стольких лет в Epic Games так и не придумали способ вернуть в строй одного из лидеров соревновательных шутеров, поэтому решили сосредоточиться на развитии других своих проектов и магазина игр.
Syphon Filter
- Жанры: шутер с видом от первого лица, стелс-экшен
- Годы выхода: 1999 - 2007
- Платформы: PS1, PS2, PSP
Изображение: Syphon Filter / AltChar
Metal Gear Solid оказалась большим финансовым успехом, подогрев интерес игроделов к тематике технотриллеров и шпионских экшенов. Как это часто бывает в таких случаях, повторить успех Konami пытались многие, но удалось единицам. И одной из восходящих звёзд на стыке девяностых и нулевых стала Syphon Filter.
Уже в первой части ощущалось не только влияние Кодзимы, но и бондианы на пару с кипой прочих шпионских триллеров. Политические игры, нечистое на руку начальство и все прочие атрибуты жанра в наличии. Сюжет раскрывался как посредством диалогов, так и роликов. В общем, ничего особенно новаторского за душой у проекта не было. Но качество реализации служило хорошим образцом для подражания.
Напоминаем — это было время, когда далеко не все разработчики привыкли к созданию 3D-игр. Поэтому в каждом втором проекте хватало проблем либо с камерой, либо с управлением. А то и с тем, и с другим сразу. Авторы Syphon Filter избежали этих подводных камней, выдав крепко сбитый шутер с опциональными стелс-элементами.
Увы, повторить успех на консоли следующего поколения не удалось — Syphon Filter: The Omega Strain уже казалась вчерашним днём на фоне Splinter Cell и свежих Metal Gear Solid. Последующие две части, вышедшие на PSP и позже портированные на PS2, тоже не сделали погоды. Зато сейчас на рынке откровенно не хватает подобных игр. Быть может, самое время вспомнить о правиле «новое — хорошо забытое старое»?
Deus Ex
- Жанры: шутер с видом от первого лица, иммерсив сим
- Годы выхода: 2000 - 2017
- Платформы: ПК, PS2, PS3, PS4, Xbox, Xbox 360, Xbox One, Wii U, Android, iOS
Изображение: Deus Ex / Deus Ex Wiki
К концу 90-х жанр FPS стал стремительно выходить за пределы стандартов, заложенных id Software. Шутеры принялись обрастать новыми механиками и глубокими сюжетами. И одним из ведущих новаторов той поры стала Deus Ex с её нелинейностью, RPG-элементами и почти философским сценарием. Не будем здесь подолгу останавливаться на рассказе об этом шедевре (в честь 25-летия мы выпустили отдельный материал, где рассказали о величии серии).
Добавим лишь, что смена разработчика в десятых не сказалась на качестве. Напротив, Eidos-Montrеal сохранила все отличительные черты прошлых частей и вывела их на новый уровень, соответствующий духу времени. Жаль, что покупка студии Square Enix и слияние с Embracer Group поставило крест на будущем серии. «Большие боссы» отчего-то не видят перспектив и поэтому не считают нужным вкладываться в разработку продолжения или перезапуск.
По данным известного игрового журналиста и инсайдера Джейсона Шрайера, несколько лет назад была предпринята попытка вернуть в строй Deus Ex, но с подачи новых владельцев проект закрыли.
Burnout
- Жанр: гонки
- Годы выхода: 2001 - 2011
- Платформы: ПК + почти все известные консоли + iOS
Изображение: Burnout / GQ
Первые две части Burnout, вышедшие в начале нулевых, не стали знаковым событием для жанра. Да, добротные гонки с хорошей графикой и детальным изображением аварий, но не более того. Дело приняло совсем иной оборот, когда поиски нового издателя привели разработчиков к Electronic Arts.
Burnout 3: Takedown произвела эффект разорвавшейся бомбы. Бешеная динамика гонок, совершенно иной подход к геймплею благодаря возможности крушить вражеские авто и выдающаяся графика, казавшаяся едва возможной на почти отживших свой век PS2 и Xbox.
В схожем ключе были выдержаны два последовавших сиквела, не предложившие радикальных изменений в геймплее. Чего не скажешь про Burnout Paradise. К моменту её выхода (2008 год) в жанре наметился тренд на гонки в открытом мире. И, конечно же, Criterion решила «подмазаться» к нему. Итог предсказуем — критики и игроки были в восторге.
А вот EA решила таки спасать свою давнюю серию Need for Speed, едва не ушедшую на дно после плеяды неудачных экспериментов. В итоге Burnout тихо слили, и очень жаль — жанр гонок нынче и так скорее жив, чем мёртв, а NFS после пары удачных камбэков снова ушла в забвение.
Killzone
- Жанры: шутер с видом от первого лица, шутер с видом от третьего лица
- Годы выхода: 2004 - 2013
- Платформы: PS2, PS3, PS4, PSP, PS Vita
Изображение: Killzone / New Game Network
В начале жизненного пути PS2 компания Sony делала большую ставку на продолжения успешных серий, зародившихся на консоли прошлого поколения. Но потом вдруг обратила внимание на Xbox с её Halo и решила ответить конкуренту новым IP. Ждать, правда, пришлось довольно долго — Killzone вышла в конце 2004 года, когда PS2 уже успела морально состариться.
Впрочем, Guerilla таки смогла выжать из консоли хорошую графику, не сильно пасовавшую на фоне Halo 2 и прочих представителей жанра. А вот геймплей, несмотря на наличие мультиплеера, вышел… средненьким. Но зерно, что называется, было посеяно, и серия хорошо зарекомендовала себя на PS3, где вышли две части.
Да, Killzone стала добротным и вполне себе конкурентоспособным шутером. Но, видимо, Sony смотрела на серию слишком категорично. И раз уж вышедшая на запуске PS4 Killzone Shadow Fall не стала большим хитом, то и нечего продолжать.
Задним числом всё это звучит очень иронично, ведь Джим Райан до чёртиков боялся сделки между Microsoft и Activision Blizzard, сулящей потенциальной потерей Call of Duty. И это при том, что конкурент предоставил Sony контракт, подразумевавший 10-летний выпуск игр серии на PlayStation. Позже Фил Спенсер и вовсе заявил, что за это время компания могла бы запустить новую серию шутеров и не плакаться. А ведь такая уже была, но Sony решила поставить на ней крест и обязала Guerrilla Games переключиться на разработку нового IP — Horizon.
Uncharted
- Жанр: приключенческий экшен
- Годы выхода: 2007 - 2017
- Платформы: ПК, PS2, PS3, PS4, PS5, PS Vita, Android, iOS
Изображение: Uncharted / Polygon
Одна из самых влиятельных серий в игровой индустрии, задавшая тренд на кинематографичные одиночные приключения и сильно способствовавшая росту интереса к PS3. Naughty Dog, в прошлом прославившаяся сериями платформеров Crash Bandicoot и Jak & Daxter, сделала свою версию Tomb Raider с обаятельным протагонистом-мужчиной. Да, реверанс в сторону Индианы Джонса был более чем очевиден. Натан Дрейк тоже большой бабник, отчаянный авантюрист и любитель вставлять шуточки по любому поводу.
До Uncharted мало какая игра могла похвастаться таким «живым» героем и столь искрометными диалогами. Если бы не передовое графическое исполнение и выдающаяся работа сценаристов на пару с постановщиками, то игра, возможно, и не стрельнула бы столь сильно. Ведь геймплей в ней был до боли вторичен. Акробатика в духе Tomb Raider, только сильно упрощённая, и типичные для шутеров той поры перестрелки из укрытий.
Другое дело — сиквел. Там разработчики жахнули на полную, сильно увеличив масштабность и разнообразив сеттинг. Но главное — крутых постановочных моментов, в которых участие геймера уже не ограничивалось одними лишь QTE, стало в разы больше. И хотя одиночные приключения от внутренних студий Sony до сих пор прекрасно продаются, компания отчего-то не горит желанием продолжать серию, история которой завершилась в 2017 году. Хотя по сети гуляют слухи о том, что в разработке якобы уже давно находится ремейк оригинальной Uncharted.
inFamous
- Жанр: приключенческий экшен
- Годы выхода: 2009 - 2014
- Платформы: PS3, PS4
Изображение: inFamous / Press Start
Серия inFamous стала одним из самых видных эксклюзивов двух поколений консолей Sony. Добротная реализация открытого мира, великолепная графика и динамичные сражения, разнообразие в которые вносил богатый арсенал спецспособностей. К тому же оригинальная inFamous использовала механику «выборов и последствий», в ту пору не сильно распространённую в играх. Отношение NPC и развитие персонажа напрямую зависели от совершаемых им поступков — хороших или плохих.
Несмотря на отличные продажи и признание как игроков, так и критиков, Sony отчего-то решила поставить крест на серии ещё в 2014 году. С тех пор создавшая inFamous студия Sucker Punch выпустила самурайский экшен Ghost of Tsushima, также обернувшийся большим финансовым успехом. В этом году состоится релиз сиквела — Ghost of Yotei.