Обзор Borderlands 4: шутер, который испортили ужасной оптимизацией
Автор: Артём Ращупкин
Borderlands во многом определила и популяризировала жанр лутер-шутеров, смешав в себе несколько элементов: бесконечный лут, кооператив, RPG-механики, уникальный стиль «рукотворного комикса» и чёрный, часто абсурдный юмор. Хотя важно отметить, что она не была самой первой — игры серии Diablo заложили основы жанра «loot-based RPG» ещё раньше, но именно Borderlands успешно перенесла эту механику в шутер от первого лица.
Borderlands 2 до сих пор считается эталоном в серии, где был сбалансированный юмор, остроумные диалоги и безбашенный геймплей, который и стал визитной карточкой серии. Третья часть, несмотря на коммерческий успех, вызвала неоднозначную реакцию. Её недостатки в нарративе, персонажах и технической реализации не позволили повторить успех Borderlands 2.
Gearbox было важно не только реабилитироваться, но и привлечь новую аудиторию. И хотя впоследствии четвёртая часть не добралась до оценок второй, но была принята критиками тепло. Мы тоже поиграли в неё и готовы поделиться первыми впечатлениями от 15 часов, проведённых в Borderlands 4. Заранее скажем: нам игра тоже понравилась, но без серьёзных недостатков не обошлось. Один из них и вовсе может отпугнуть от знакомства с игрой до лучших времён.
Давай мяса! Давай мяса!
Это всё тот же безумный мясной шутер с большим количество врагов. Противники не просто «пушечное мясо» — у многих есть уникальные механики. Так, например, механические пауки могут отражать пули при вращении, а кристальные существа неуязвимы, пока не разрушить их панцирь.
Противники бьют больно даже на среднем уровне сложности, не говоря уже про максимальный, поэтому важно не заигрываться, уметь отходить назад и расправляться с врагами поодиночке
Стрельба стала ещё более точной и плавной. Так как приходится стрелять много и часто, то было бы странно, если бы этот компонент разработчикам не удался. Напротив, в Borderlands 4 оружие ощущается максимально приятно, а пули регистрируются моментально. Это именно тот случай, когда хочется тратить меньше времени на сбор лута и разговоры, и чаще стрелять.
Арсенал — огромнейший. Ты взял себе крутой дробовик, а уже через пять минут с ним прощаешься, так как нашёл вариант получше. Серия славится генератором случайного оружия, и в этой игре это доведено до идеала. За прохождение ты опробуешь бессчётное количество пушек.
Легендарное оружие теперь встречается реже, но эффекты от него уникальны. Вам может встретиться пистолет, пули которого пролетают сквозь врагов и вызывают взрыв. Или автомат, который чередует огненные выстрелы с замораживающими. А ещё есть ракетница, каждый снаряд которой разлетается на взрывающиеся кусочки, задевая большую площадь.
Готовьтесь, что в вас не только будут стрелять со всех сторон, но и «облёвывать» — в прямом смысле
В четвёртой части игра полностью избавилась от переходов между локациями через загрузки. Теперь вы можете свободно путешествовать по ландшафтам планеты Кайрос без прерываний. Локации, которые раньше были изолированными «зонами», теперь соединены в единое целое. Это создаёт более глубокое ощущение масштаба и непрерывности приключения. Можно моментально призвать транспорт в любое место и сразу же отправиться на нём в путь.
Убрать загрузки и сделать мир бесшовным помог новый движок. От своего «комиксового стиля» игра не отказалась, но Unreal Engine 5 кардинально преобразил визуальную составляющую Borderlands 4, сделав её самой красивой и технологически продвинутой игрой в серии.
Иногда Borderlands 4 поражает красками и игрой со светом
Перемещаться стало проще и быстрее за счёт новых механик. Персонаж умеет совершать двойной прыжок, использовать рывок в воздухе и планер, а для труднодоступных мест есть крюк-кошка. Причём эти механики хороши не только при движении, но и непосредственно в самом бою.
Можно парить в воздухе и вести огонь по врагам, а благодаря крюк-кошке персонаж теперь умеет стаскивать щиты с врагов и притягивать взрывные бочки. Всё просто: притягиваем взрывающиеся бочки и баллоны с замораживающей жидкостью, и кидаемся ими в противника. Здоровья они отнимают, как правило, мало, но ненадолго дестабилизируют врага.
Что было, то прошло
Играть в предыдущие части необязательно. То, что происходило в серии раньше, осталось в прошлом. Важно лишь знать предысторию, которая рассказывается в начале: действие разворачивается на новой планете Кайрос. Она была долгое время скрыта от остальной галактики мощным защитным барьером. Однако события, произошедшие в финале Borderlands 3, привели к разрушению этого барьера, что подвергло планету и её обитателей внешним угрозам.
Кайросом управляет жестокий диктатор, известный как Хранитель Времени. Он поработил местное население при помощи кибернетических имплантатов («нейроболтов») и армии синтетических солдат. Сопротивление ему оказывает группа повстанцев. Игрок берёт на себя роль одного из них.
Хотя нелепых ситуаций стало меньше, как и навязчивого «тик ток юмора», которого в третьей части было чересчур много, новые персонажи и антагонист показались скучными, плоскими и лишёнными харизмы легендарного Красавчика Джека из второй части.
Слишком частые и длинные диалоговые сцены наскучивают очень быстро — ты просто «скипаешь» их без остановки, чтобы вновь окунуться в «мясной тир». Впрочем, это не откровение — Borderlands никогда не была про сюжет, поэтому интриг и сенсаций вы здесь не найдёте.
Хранитель Времени появляется редко. И, с другой стороны, хорошо — харизмы в нём всё равно никакой
Подкачала и реализация некоторых механик. В частности, крюк-кошки. Устройство можно использовать в заранее определённых точках, что ограничивает полезность и свободу применения механики. Кроме того, несмотря на богатый контент, во второй половине игры критики отмечают повторяемость врагов и активностей, а вступление и первые часы игры показались нам медленными и скучными. Слишком уж долго нас втягивают в процесс и ведут «по рельсам». В игре нет ничего такого, чтобы тратить столько времени на ознакомление с простыми вещами.
Но главный недостаток зарыт на поверхности, ты замечаешь его при первом же запуске игры. Borderlands 4 требует мощного «железа», а на системах ниже возникают частые падения кадров и вылеты. Такое ощущение, что авторы вообще не занимались оптимизацией: если ваша видеокарта уровня RTX 4060 и ниже, то вы будете регулярно наблюдать подёргивания и резкие падения FPS при первом посещении новых областей или во время быстрого перемещения на транспорте.
***
Borderlands 4 — это два шага вперёд в геймплее и один шаг назад в технической реализации и повествовании. Это, без сомнения, идеальный шутер от первого лица, который вернул франшизу на путь исправления после неоднозначной третьей части. Четвёртая часть предлагает, пожалуй, лучший геймплей в серии — он быстрый, вариативный и доставляющий массу удовольствия. Это именно та самая и любимая многими Borderlands, только ставшая больше и краше.
Если вы цените в Borderlands именно безумные перестрелки, тонны лута и возможность весело провести время с друзьями — она подарит вам десятки, если не сотни часов удовольствия. Но даже если друзей у вас нет, то и одному вам не будет скучно. Но будьте готовы к техническим проблемам и к посредственной истории. Без мощного ПК — дверь в этот «мясной мир» закрыта.