Автор: Ангелина Смирнова
27 мая станет переломным днём для российской игровой индустрии. В этот день суд рассмотрит дело основателя «Леста Игры» Малика Хатажаева, обвиняемого в экстремизме. Решение повлияет не только на судьбу компании, но и на будущее тысяч специалистов и миллионов игроков.
Фото: «Леста Игры»
Заседание пройдёт в закрытом режиме по требованию Генпрокуратуры, хотя адвокаты и представители IT-сообщества настаивали на прозрачности.
В материалах дела фигурируют публикации о деятельности Wargaming, когда компания в 2023 году собрала среди игроков деньги для Украины и передала их через платформу UNITED24. Однако «Леста» уже два года как не имеет к Wargaming никакого отношения.
По словам бывшего топ-менеджера WG Сергея Буркатовского, после начала СВО Виктор Кислый, CEO Wargaming, считал, что ценность рынка РФ через полгода будет нулевой. Поэтому Wargaming решила уйти с российского рынка. Хатажаев решил остаться на родине, а с ним и ключевая команда из Санкт-Петербурга, которая тогда разрабатывала World of Warships (WoWS).
Нюанс в том, что именно WoWS зарабатывала деньги WG из других регионов помимо СНГ. Без компетенций питерской команды WG не могла дальше развивать игру, да и иметь средства для существования.
Компромисс нашли:
Тогда в 2022 году начался переходный период, во время которого компании учились замещать компетенции и передавали друг другу права по продуктам.
Как пояснили в «Лесте», тогда же была создана Lesta Hong Kong. Компания была нужна для контроля соблюдения договорённостей. Wargaming временно получила в ней одну «блокирующую» акцию, которая вернулась Хатажаеву после выполнения всех обязательств.
Наглядным результатом разделения оказались два роудмапа, которые в феврале 2024 года выкатили разработчики «Мира кораблей» из «Лесты» и World of Warships из Wargaming. Фанаты обеих игр кинулись сравнивать «у нас» и «у них». Краткое резюме подвели в комментариях известного блогера WoWS — Flamu:
«Я вообще думаю, что WG не следовало публиковать свой Waterline, лучше было молчать. Потому что теперь мы видим их дорожную карту на 2025 год, и она выглядит как неинтересное ***мо, в то время как «Леста» бафает старые ветки развития, обновляет карты, <анонсирует> новые карты, новые механики и тонну контента. WG не выглядела бы так ужасно, если бы у нас не было прямого сравнения с чем-то настолько лучшим. За последние сутки моё приглашение в игру от «Лесты» уже приняли 40 новых рекрутов, так сильно разница бросается в глаза», — написал он в своём YouTube-канале.
В «Лесте» говорят, что компании нечего скрывать и она сотрудничает с правоохранительными органами, а контакты с Wargaming и Виктором Кислым прекратились после разделения. Тем не менее, конечно, вести бизнес стало сложнее из-за замороженных счетов и самой специфики обвинения:
«Ограничения оказывают разрушительное, мощное влияние. Большие сложности с партнёрами — из-за сливов в интернете, где нас представляют «такими-сякими», — отметил Хатажаев в своём видеообращении к игрокам.
Однако работа идёт. «Леста Игры» приняла участие в «Кубке Первого канала» по киберспорту. Со всей страной отпраздновала 80-летие Победы, представив самый патриотичный ангар в «Мире танков» — Красную площадь. Да и сами игры пока онлайн, а обновления выходят.
Сотрудники сплотились и демонстрируют преданность компании и своему руководителю. В сети начали появляться обращения от имени «лестовчан» с публичной поддержкой.
«Я разговаривала с людьми, которым всецело доверяю и которые работали с Маликом Атхамовичем, когда компания ещё не имела таких масштабов. И я на 100% уверена, что он честный человек и патриот своей страны», — пишет Ника Заречная.
«В моей картине мира, «Леста» — это крепкий и важный кирпичик в фундаменте общества и экономики. Это команда профессионалов, которая живёт и работает в России не потому, что больше негде, а потому что это наша страна. Это компания, которая сделала тысячи добрых дел, от образовательных инициатив и поддержки ветеранов до развития всей игровой индустрии — не чтобы заработать, а потому, что так правильно», — поделился Филипп Молодковец.
«Это больно и до слёз обидно. <…> Я знаю Малика Атхамовича, как кристально честного человека и патриота. Который собрал вокруг себя команду профессионалов и единомышленников. Когда другие в ужасе бежали за границу, Малик Атхамович принял решение, что «Леста», это часть России, что мы живём и трудимся здесь», — рассказал Анзор Чхеидзе.
По «Миру танков» и «Миру кораблей» будут отозваны игровые лицензии, а Tanks Blitz закроется. После этого автоматически будут отозваны и служебные вспомогательные лицензии (инструменты разработки, специализированные модули, системы тестирования).
«В нашем случае, простая идея бесплатной национализации имеет ряд вопросов относительно IP продуктов и технологий. При разделении «Лесты» и Wargaming это тоже был краеугольный камень: там таких лицензий сотни. Игры и технологическая среда внутри себя также имеют кучу технологических IP сторонних компаний, лицензированных особым образом. Часть важнейших лицензий «протухнут» как только я утрачу контроль над ГК. И каскадом всё остальное, как взаимосвязанное», — пояснил вопрос с лицензиями Малик Хатажаев в Telegram.
Российское законодательство, наверное, сможет легализовать использование игровых лицензий в РФ, но это не повлияет на бойкот вспомогательных со стороны зарубежных контрагентов. К тому же, в случае если «Леста» перейдёт к какому-либо крупному IT-холдингу, то с высокими шансами бойкот распространится и на него как соучастника «пиратства».
Поэтому дальнейшая разработка и паблишинг проектов «Лесты» приостановятся или станут невозможны.
В 2022 году многих сотрудников удалось сохранить благодаря личному вкладу Хатажаева и вере работников в него и его ценности. Но если его сместят, то велик риск, что начнётся волна увольнений. При этом в «Лесте» работает около 2200 сотрудников, из них половина — разработчики. Удар по рынку труда и индустрии будет ощутимый. Этот простой вывод подтвердили крупнейшие IT-ассоциации России в своём открытом письме к президенту РФ Владимиру Путину:
«Наиболее профессиональные сотрудники уже сейчас начали получать предложения от зарубежных компаний (в том числе на условиях полной релокации). <…> В случае признания ГК «Леста Игры» экстремистским сообществом, тень будет брошена на всех сотрудников ГК, что, по оценкам отраслевых экспертов, повлечёт увольнение более 50% IT-персонала ещё до вступления решения суда в законную силу», — говорится в письме.
Конечно, без ключевых специалистов публикация продуктов также встанет как минимум на неопределённый срок.
Допустим, «Танки» и «Корабли» смогут обойти вопросы «пиратства» лицензий, а в командах будет донабор специалистов. Вместе с имеющимися дорожными картами это позволит выдавать обновления полгода-год, но с заметно более низким уровнем качества.
В это время более 6 млн игроков аудитории «Лесты», в том числе и платящей, легко перейдут в зарубежные аналоги. Ближайшие по схожести геймплея — это игры Wargaming, но уже с другими ценностями и целями. Этот переход будет практически бесшовным и простым при наличии игр WG в Steam.
С 2022 года в России декларируется поддержка IT-индустрии, и прослеживаются идеи, что видеоигры должны развивать патриотизм и нести наш культурный код. Например, президент РФ Владимир Путин сказал, что игровой контент должен создаваться с учётом российских традиций для «поддержки фундамента стабильности».
В этом смысле сложно найти среди игровых компаний кого-то, кто сделал больше для продвижения патриотической повестки, кроме «Лесты». Офлайн проекты вроде записи песни «Священная война» с участием хора ветеранов. Акция «Красная гвоздика памяти» для поддержки ветеранов Великой Отечественной войны. Отправка гуманитарной помощи жителям Курской области в период проведения СВО. Соглашение о сотрудничестве с федеральной территорией «Сириус» по разработке игровой образовательной среды. Участие в качестве генерального партнёра в крупнейшей игровой выставке РЭД ЭКСПО. Развитие киберспорта и участие в «Кубке Первого канала» по «Миру танков». Это свежие примеры, и список можно продолжать и продолжать.
Закрытый формат заседания вызывает как минимум недоумение у общественности и имеет резонансное значение для индустрии.
Вместе с игроками и IT-сообществом редакция DevReality следит за развитием дела и надеется на его справедливый и положительный исход для индустрии.