От хита 90-х до современного ремейка: полная история Tony Hawk's Pro Skater
Автор: Дмитрий Сироватко
В прошлом году серии Tony Hawk’s исполнилось 25 лет. Отпраздновать памятную дату свежим релизом Activision Blizzard почему-то не пожелала и сделала это лишь сейчас с помощью Tony Hawk’s Pro Skater 3 + 4 — ремейка третьей и четвёртой частей, объединённых в одну игру.
Мы, в свою очередь, сочли это отличным поводом напомнить о стремительном взлёте и, как покажет время, громком падении одной из самых успешных игровых серий. А в конце материала вас ждут наши мысли по поводу новинки.
Изображение:
От идеи до реализации
Во второй половине 1990-х дела у Sega на консольном рынке шли неважно, чего не скажешь про аркадный. Тут компания буквально «жгла напалмом», выдавая новаторские хиты один за другим. В их числе был и проект под названием Top Skater, в котором геймеры могли управлять персонажем при помощи контроллера-скейта. Да, в ту пору лидеры аркадного рынка не экономили на железе, стараясь максимально аутентично передать ощущения от настоящей езды или, скажем, стрельбы.
Изображение: Top Skater / Retro Gaming Geek
В плане геймплея игра была скорее ближе к гонке, нежели к спортивному симулятору — нужно было мчать вперёд и выполнять трюки за отведённое время. Проект очень понравился Activision, равно как и вышедший чуть позже PS1-эксклюзив Street Sk8er. Тогда компания задалась целью создать нечто подобное, но первый прототип совсем не впечатлил боссов. За него отвечала неназванная студия, информация о которой даже отсутствует в открытых источниках.
Зато разработчики из Neversoft убедили Activision в том, что им по силам сделать спортивную игру, несмотря на отсутствие опыта в данном жанре. Да ещё и сделать её в кратчайшие сроки. Не последнюю роль здесь сыграло то, что команда и правда выпустила свой предыдущий экшен Apocalypse с Брюсом Уиллисом в главной роли всего за 9 месяцев. Этот факт сильно повысил значимость Neversoft в глазах издателя.
Изображение: Apocalypse / TheGamesDB
Финальным аккордом стало привлечение к разработке Тони Хоука — одной из самых известных фигур в данном виде спорта. Поскольку денег у Activision было предостаточно, компания решила наполнить проект узнаваемыми лицами. К тому же участие реальных спортсменов (не только одного Хоука) положительно сказалось бы на геймплее. Ведь их роль в создании — не просто светить лицами, но и консультировать разработчиков обо всех нюансах скейтбординга.
Что касается игрового процесса, то он во многом стал развитием идей вышеупомянутой Street Sk8er. За две минуты геймер должен был выполнить ряд целей — собрать объекты на уровне, достигнуть определённого количества очков и так далее. Трюки стали ключевой особенностью Tony Hawk’s Pro Skater. Какие-то выполнялись нажатием одной кнопки, другие же представляли собой последовательность команд — прямо как в файтингах. Но самое сложное — выстраивать длинные цепочки трюков и не упасть носом в землю. Да, шутки про натёртые мозоли здесь были актуальны как никогда. Ещё одной классной фишкой игры стала возможность создания собственного скейт-парка. Его можно было сохранить на карту памяти и устроить зарубу с другом. Чем не лишний повод для встречи, особенно в доинтернетную эпоху?
Изображение: Tony Hawk’s Pro Skater / Rolling Stone
Техническое исполнение было великолепным. Tony Hawk’s Pro Skater почти не тормозила и не имела особых проблем с камерой, что тогда нередко встречалось в 3D-играх. Всё это дополнялось реальными видео с участием звёзд скейтбординга и саундтреком, преимущественно состоявшим из задорных панк-треков. В общем, игра стала идеальным воплощением поп-культуры тех лет и, предсказуемо, — большим хитом.
Взлёты и громкое падение
Tony Hawk’s Pro Skater вышла осенью 1999 года и уже через пару лет разошлась тиражом в 3,5 млн копий. Для тех времён это был очень хороший показатель. И, конечно же, одной частью дело не ограничилось — новые игры выходили в среднем раз в два года. Поскольку геймплей выстроен вокруг цепочек трюков, пришлось основательно поломать голову и придумать — как не растерять своих корней и при этом не скатиться в пучину самоповторов?
Поэтому уже в третьей части появились мини-игры, прохожие и прочие «фишки», сильно разнообразившие привычный геймплей. А две части Tony Hawk’s Underground презентовали новую механику — возможность в любой момент встать со скейта и пробежаться по городу. К тому же в них добавили сюжетную кампанию о становлении юного скейтера, мечтающего помериться силами с ведущими звёздами скейтбординга.
Изображение: Tony Hawk’s American Wasteland / MANIAC.de
Стоит также отметить, что большая часть игр серии выходила не только на стационарных консолях, но и на портативных. И эти версии сильно отличались от старших «сестёр» по своему геймплею. Который, впрочем, по-прежнему держал марку. Вершиной же эволюции Tony Hawk’s Pro Skater стала вышедшая в 2005 году American Wasteland, предложившая подобие открытого мира и добавившая байки. После этого серию начало метать из одной крайности в другую. То «гонки» в духе Top Skater, то криво работающие эксперименты с моушен-контроллерами в виде скейтов.
Получилось примерно так же, как с Need for Speed, о крахе которой мы рассказывали в недавнем материале. В итоге решение вроде бы нашлось — вернуться к истокам, отказавшись от сомнительных нововведений и вычурных попыток создать «велосипед с квадратными колёсами». И вот в 2012 году выходит ремейк первой части. Новое — это хорошо забытое старое, не правда ли? Увы, не в этом случае. Разработчики почему-то вышвырнули за борт ряд важных режимов, включая возможность создания собственной локации, а также напортачили с физикой. Получился не самый плохой ностальгический подарок фанатам, который, тем не менее, не вернул большого интереса к серии.
Изображение: Tony Hawk’s Pro Skater 5 / Saving Content
Но это всё ещё были цветочки по сравнению с Tony Hawk’s Pro Skater 5. Вот уж кто забил последний гвоздь в крышку гроба. Из-за истекающего лицензионного соглашения между Тони Хоуком и Activision последняя заставила разработчиков адски «кранчить». А ведь над проектом работали аж три студии, включая известную по нескольким прошлым играм Robomodo. Увы, игра вышла очень сырой и не предложившей каких-то интересных новшеств.
Возрождение или скоротечный камбэк?
Редко какая серия умудряется прочно стоять на ногах по прошествии двух десятков лет. Вот и про Tony Hawk’s можно было подумать так же. Дескать, всем всё давно доказано, а то, что удержаться на плаву в долгосрочной перспективе не удалось — ну, бывает. Однако тренд на ремейки и возрождения классики, наметившийся в начале 2020-х, побудил Activision Blizzard дать серии ещё один шанс. Роль «воскресителя» отошла Vicarious Visions — студии с большим портфолио, преимущественно состоящим из портов.
Изображение: Tony Hawk’s Pro Skater 1 + 2 / Games Radar
С другой стороны, никакого восьмого чуда света от разработчиков и не требовалось — всего лишь воссоздать геймплей двух первых частей на новом движке. С чем они справились прекрасно — физика даже по прошествии двух десятков лет ощущалась родной и знакомой. Модели скейтеров выполнены в соответствии с их актуальным возрастом. Все режимы на месте. А былой саундтрек разбавили несколькими современными композициями. Получилось что-то вроде встречи выпускников. Или, если угодно, вечеринки для своих. Никаких новшеств (кроме засилья разблокируемой «косметики») — просто две классические игры, объединённые в одну.
Короче говоря, Vicarious Visions сделала то, с чем не справилась Robomodo восемью годами ранее. Лишь за первые две недели продажи достигли 1 млн копий. Да, в 2020 году тема скейтбординга была уже не так интересна аудитории. Но поклонники серии получили свою порцию ностальгии. И, как видно, на этом Activision Blizzard не остановилась — по прошествии пяти лет вышла Tony Hawk’s Pro Skater 3 + 4. Ей занималась уже куда менее опытная студия Iron Galaxy, навлёкшая на себя гнев поклонников серии ещё до релиза.
Изображение: Tony Hawk’s Pro Skater 3 + 4 / PlayStation Store
Разработчики решили приблизить геймплей к первым двум частям, отказавшись от некоторых особенностей карьеры из третьей и четвёртой. Ну, все эти «фишки» и мини-игры, о которых мы уже говорили ранее. Из-за этого проект заочно восприняли как сделанный спустя рукава аддон. В итоге критика возымела своё действие — Iron Galaxy пообещала добавить часть этого контента в качестве дополнительных испытаний. И, как показали рецензии и отзывы геймеров, купивших за 70 долларов ранний доступ к игре, — студия своё слово сдержала.
Кому-то такой компромисс понравился, кому-то нет. Но если отталкиваться от мнений критиков, то новинка пришлась по вкусу подавляющему большинству. Поэтому если с продажами всё будет хорошо — вряд ли издатель откажется от планов по «осовремениванию» последующих частей. Или вовсе даст задание сделать новую игру в духе проверенной временем классики.
Влияние на игровую индустрию и поп-культуру
Напоследок хочется вкратце коснуться значимости Tony Hawk’s. С игровой индустрией вроде бы всё понятно — мы получили одну из самых масштабных и долгоиграющих серий, пусть и с поправкой, что неудачных проектов в ней хватало с избытком. В то же время предложенный ещё первой частью геймплей так зашёл аудитории, что разработчики принялись плодить клоны один за другим. Например, Dave Mirra Freestyle BMX и Mat Hoffman’s Pro BMX, в которых, правда, кататься уже нужно было на байках.
Tony Hawk’s неплохо пропиарила молодые (и не только) коллективы, чьи треки развлекали геймеров на протяжении многочасовых сессий. Зайдите на YouTube и посмотрите на комментарии — как минимум треть из них будет примерно следующего содержания: «Спасибо THPS 2 за то, что открыла для меня Papa Roach».
Ну и, конечно, сам скейтбординг из условного андеграунда переродился в модное молодёжное течение, а ведущие спортсмены неплохо приумножили свой капитал за счёт роялти с многомиллионных продаж игр.